Как признать дом аварийным?

Как признать дом аварийным?

Адвокат Антонов А.П.

Признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется при наличии соответствующих оснований и в порядке, предусмотренном законом.

Порядок признания дома аварийным
Для признания дома аварийным рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определитесь, есть ли основания для признания дома аварийным
Дома признаются аварийными, в частности, если они (п. п. 34, 36, 38 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.

2006 N 47):
имеют аварийное техническое состояние несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости;
расположены в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
расположены в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях или иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение;

получили повреждения, в том числе в результате взрывов, аварий, пожаров, неравномерной просадки грунтов, других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, если проведение восстановительных работ невозможно или нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Шаг 2. Подготовьте и подайте документы в специальную комиссию
Оценка и обследование многоквартирного дома (МКД) в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой в этих целях межведомственной комиссией.

Решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если МКД находится в федеральной собственности, такое решение принимается на основании заключения комиссии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника.

Если МКД принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти или его подведомственному предприятию (учреждению), решение на основании заключения комиссии принимается таким органом (абз. 1, 7 п. 7 Положения N 47; п. 1 Приложения к Приказу Министра обороны РФ от 11.01.2017 N 11).

В межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения вам необходимо подать, в частности, следующие документы (п. 45 Положения N 47):
заявление о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД.

Вы можете по своей инициативе представить также сведения из ЕГРН о правах на Жилое помещение и технический паспорт жилого помещения (п. п. 45, 45(2) Положения N 47).

Заявление и прилагаемые к нему документы можно представить на бумажном носителе лично или по почте с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием Единого портала госуслуг, регионального портала (при наличии) или посредством МФЦ (абз. 8 п. 45 Положения N 47).

Дополнительно отметим, что в Москве по данной проблеме можно обратиться в государственную жилищную инспекцию. Она принимает решение о внесении заключения о признании МКД аварийным на рассмотрение вышеуказанной межведомственной комиссии, а также осуществляет жилищный надзор за соблюдением обязательных требований к порядку признания МКД аварийным (ст. 20 ЖК РФ; п. п. 4.2.7, 4.3.1.

4 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП).
Следует иметь в виду, что, если жилые помещения получили повреждения в результате чрезвычайной ситуации, комиссия принимает решение на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее — сводный перечень), сформированного и утвержденного субъектом РФ на основании полученных посредством межведомственного взаимодействия сведений из Единого государственного реестра недвижимости (абз. 1 п. 42 Положения N 47).
В указанном случае представлять документы не требуется (п. 45(1) Положения N 47).

Собственник, правообладатель или наниматель жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации, вправе обратиться в комиссию с заявлением, если указанное помещение не включено в сводный перечень (абз. 2 п. 42 Положения N 47).

Шаг 3.

Получите решение о признании дома аварийным
Межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней, а сводный перечень или заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации и не включено в сводный перечень, — в течение 20 календарных дней и принимает решение в виде заключения об оценке соответствия МКД установленным требованиям либо решение о проведении дополнительного обследования.
В случае непредставления необходимых документов и невозможности их истребования в порядке межведомственного взаимодействия заявление возвращается без рассмотрения (п. 46 Положения N 47).
Если дополнительное обследование не требуется, комиссия примет одно из следующих решений (заключений) (п. п. 46, 47 Положения N 47):
о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заключение комиссии в трехдневный срок направляется в уполномоченный орган для принятия решения о признании дома аварийным (п. п. 7, 47(1) Положения N 47).
В случае выявления факторов, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, заключение комиссии направляется в соответствующий орган, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения (п. 51 Положения N 47).
Если МКД признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение пяти лет со дня выдачи разрешения о его вводе в эксплуатацию по причинам, не связанным со стихийными бедствиями и иными обстоятельствами непреодолимой силы, комиссия в пятидневный срок направит заключение в органы прокуратуры (п. 51 Положения N 47).
На основании полученного заключения комиссии о выявлении оснований для признания МКД аварийным соответствующий уполномоченный орган в течение 30 календарных дней, а в случае обследования жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации, — в течение 10 календарных дней со дня получения заключения, принимает решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает, в частности, распоряжение с указанием сроков отселения граждан. В пятидневный срок со дня принятия этого решения уполномоченный орган направляет по одному экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю и в орган государственного (муниципального) жилищного надзора (контроля) по месту нахождения МКД (п. п. 49, 51 Положения N 47).

Признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу: основания, порядок, правовые последствия

Как указано в статье 1 ныне действующего Жилищного кодекса РФ, одним из основных начал жилищного законодательства является обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища и сохранности жилищного фонда.

В этой связи нормативное закрепление порядка признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу вполне может рассматриваться как одна из гарантий указанного нами принципа. Установление такого порядка позволяет не только избежать нарушения жилищных прав граждан, но и является необходимой предпосылкой обеспечения их конституционного права на жизнь и здоровье.

Причем речь идет о жизни и здоровье как лиц, проживающих в аварийном жилом доме, так и не проживающих в нем.

В настоящее время Процедура признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу предусмотрена Жилищным кодексом РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Как следует из пункта 7 указанного Положения, признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу относится к компетенции специально создаваемой межведомственной комиссии. Только данная комиссия может принять решение о том, что жилой дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.

Решение любого другого органа государственной или муниципальной власти по данному вопросу не является юридически обязательным и не влечет последствий для проживающих в многоквартирном жилом доме лиц. Однако не до конца ясен вопрос, каким образом комиссия должна быть сформирована.

Как следует из текста Положения, межведомственные комиссии создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Читайте также:  Брачный договор между россиянином и ностранкой

Однако многоквартирный жилой дом нельзя однозначно отнести к государственному или муниципальному жилищному фонду, исходя из положений ст. 19 Жилищного кодекса РФ. В многоквартирном доме, как правило, находятся помещения, относящиеся к частному и муниципальному жилищному фонду.

В настоящий момент в отношении многоквартирных жилых домов решения о признании их аварийными и подлежащими сносу принимаются комиссиями, созданными органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Как правило, таким органом является глава муниципального образования.

Основания признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определены в разделе 3 Положения. При этом важно различать признание непригодным для проживания жилого помещения и признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Закон допускает, чтобы непригодными для проживания могли быть признаны только отдельные жилые помещения (например, в связи с превышением допустимой нормы уровня шума), тогда как в целом жилой дом не является аварийным.

Естественно, что в таком случае затрагиваются права только того собственника, чье помещение признано непригодным для проживания. На правах и обязанностях иных лиц такое решение не сказывается.

Фактически, все основания признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу можно подразделить на три группы: ветхое, аварийное состояние жилого дома, а также вредное воздействие факторов среды обитания.

В соответствии с данным Положением Вы, или другой собственник (пользователь) жилых (нежилых) помещений, для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, вправе обратиться в Межведомственную комиссию ГО «Город Якутск», расположенную по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 21 (МКУ «Департамент жилищных отношений») с заявлением о признании Вашего многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  •  — копию правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • — заключение специализированной организации, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • — Ваши заявления, письма, жалобы на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
  • По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
  • — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  • — о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
  • Для решения вопроса о проведении обследования Вы можете обратиться в любую специализированную организацию, имеющую свидетельство о допуске к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выданное саморегулируемой организацией (например: проектные институты).
  • В соответствии с пунктом 50 Положения №47 в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Закон подробно описывает правовые последствия признания дома аварийным и подлежащим сносу. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Также следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 — 3, 5 — 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственной Услуги (жалоба).

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации Доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Читайте также:  Получение второго образование

Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба подается в Комитет, предоставляющий государственную услугу.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета также может быть подана вице-губернатору Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный, тел. (812) 576-60-51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, либо, в случае его отсутствия — руководителю Комитета.

Способы подачи и рассмотрения жалобы.

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета (доменное имя в сети «Интернет» — gov.spb.ru), Портала (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gu.spb.ru).

  • Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  • Порядок рассмотрения жалобы.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностных лиц Комитета и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
  • Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которой находится соответствующее учреждение (организация).
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Комитета рассматривается вице-губернатором Санкт-Петербурга, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность Комитета.
  • МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Сроки рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете. Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

  1. В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. Результат рассмотрения жалобы.
  3. По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • Указанное решение принимается в форме акта Комитета согласно приложению №7 к административному регламенту.
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
  1. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы.
  2. При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  3. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  4. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обжалования решения по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, литера Б, 191060), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

  1. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  2. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  3. Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Комитета и на Портале.
  4. Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59-ФЗ).
  5. Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитете подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59-ФЗ.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Суд вынес частное определение главе администрации из-за непризнания дома аварийным

Еще 14 августа Ленинский районный суд г. Екатеринбурга вынес частное определение в отношении главы администрации г. Екатеринбурга Александра Высокинского, в котором обратил внимание на нарушение норм жилищного законодательства в деле о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Документ имеется у «АГ».

Читайте также:  Что необходимо указывать в условиях размещения ценных бумаг непубличного акционерного общества при возникновении преимущественного права в процессе ра

В частном определении указывается, что решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15 ноября 2018 г. признано незаконным заключение Межведомственной комиссии администрации г. Екатеринбурга от 28 августа 2018 г. об отсутствии оснований для признания аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома.

Решением того же суда от 8 февраля 2019 г. по иску З.

об оспаривании решения Межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания требования удовлетворены частично.

На ответчика была возложена обязанность назначить межведомственную комиссию для проведения обследования квартиры № 22 по заявлению о признании помещения непригодным для проживания.

Решением того же суда от 26 ноября 2019 г. признано незаконным заключение межведомственной комиссии от 30 августа 2019 г.

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Суд возложил обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу назначить межведомственную комиссию для повторного рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции.

6 февраля 2020 г. Ленинский районный суд признал незаконными заключения межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания помещения подлежащим ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

Отмечается, что указанные судебные решения административным ответчиком были обжалованы, вступили в законную силу.

23 июня на заседании межведомственной комиссии принято решение о выявлении оснований для признания помещений, чердачных перекрытий многоквартирного дома подлежащими капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке. Не согласившись с таким решением, жильцы вновь обратились в суд с иском к администрации, и 14 августа это заключение было признано незаконным.

При принятии решения суд установил факт ненадлежащего исполнения обязанностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В частном определении указывается: ранее судебными решениями было установлено, что заключения межведомственной комиссии об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции принимаются без учета фактического состояния многоквартирного дома, в противоречие установленным судебными решениями обстоятельствам и выводам, изложенным в исследованных технических заключениях об аварийности чердачных перекрытий, а также о необходимости полной замены деревянной стропильной системы, наличия множественных разрушений, расслоения древесины, следов гнили, аварийности несущих конструкций многоквартирного дома.

Во исполнение решения Ленинского районного суда от 26 ноября 2019 г. заседание межведомственной комиссии 23 июня проведено со ссылкой на указ губернатора Свердловской области от 18 марта 100-УГ в отсутствие заявителей, по ранее изученным и представленным техническим заключениям, являвшимся предметом судебной оценки.

«Таким образом, вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции вновь рассмотрен формально без проверки фактического состояния многоквартирного дома, без привлечения специализированных организаций, на что неоднократно указывалось в приведенных судебных решениях», – резюмируется в частном определении.

Суд указал, что согласно ст.

1 Жилищного кодекса жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

Отмечается, что вопросы контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства в силу ст. 4 Жилищного кодекса отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Суд заметил, что неоднократное принятие Межведомственной комиссией решений по вопросу о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, признанных в дальнейшем незаконными, свидетельствует о формальном и необъективном подходе к разрешению поставленного вопроса. Данные действия, указал суд, влекут за собой нарушение прав заявителей на разрешение вопроса в разумный срок и их неоднократное обращение за судебной защитой.

«Суд отмечает, что несвоевременное разрешение вопроса о необходимости реконструкции чердачных помещении многоквартирного дома влечет технологическую невозможность восстановления работоспособности чердачных перекрытий, приостановление капитального ремонта многоквартирного дома, что нарушает права жителей многоквартирного дома», – подчеркивается в документе.

Таким образом, суд вынес частное определение, в котором определил обратить внимание главы администрации г. Екатеринбурга на нарушение норм жилищного законодательства при рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. До 14 сентября суд должен был быть уведомлен о принятых мерах.

25 сентября «АГ» направила в Ленинский районный суд запрос, в котором попросила сообщить о принятых главой администрации мерах.

В ответе от 28 сентября отмечается, что частное определение является мерой судебного реагирования и носит персонифицированный характер, т.е. адресован конкретным должностным лицам.

О принятых мерах должностные лица информируют суд, а не иных участников гражданского судопроизводства.

В комментарии «АГ» адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина отметила, что нарушения в области жилищного законодательства – не редкость. Однако, подчеркнула она, на практике вызывает больше сложностей признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, нежели отсутствие факта такого признания.

«Очень странно, что не учитывались фактические обстоятельства дела. Данный факт явствует об игнорировании мнения не только жителей, но и фактически обстоятельств дела.

Возможно, что после вынесения частного определения глава обратит внимание на данные нарушения.

В любом случае, для успешного разрешения подобного рода ситуации и минимизации дальнейших прецедентов необходимо обратить внимание на это не только суда, но и иных органов, а также СМИ», – посчитала Татьяна Саяпина.

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко предположила, что глава администрации мог принять следующие меры:

  • указать лицу, допустившему нарушение закона, на недопустимость впредь подобных действий; 
  • организовать меры, направленные на совершенствование работы соответствующих органов, в данном случае Межведомственной комиссии; 
  • привлечь к дисциплинарной ответственности виновных работников.

Адвокат заметила, что обязательность реагирования на вынесенное частное определение подкреплено ответственностью, установленной ч. 2 ст. 226 ГПК, согласно которой в случае несообщения о принятых мерах глава администрации может быть подвергнут штрафу.

При этом наложение штрафа не освобождает его от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда.

Оставление без рассмотрения частного определения либо непринятие мер по устранению указанных в определении нарушений влечет также административную ответственность, предусмотренную ст. 17.4 КоАП.

«В данном деле частное определение, безусловно, является необходимой дополнительной гарантией в рамках выполнения задач, стоящих перед судом, – защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан – собственников помещений многоквартирного дома», – посчитала Валентина Ященко.

Большинство гражданских и административных дел в 2019 г. связаны со взысканием различных долгов с гражданКак следует из статистики Судебного департамента, речь идет о взыскании просроченных сумм займов и кредитов, платы за жилую площадь и коммунальные услуги, а также задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам

При этом адвокат отметила, что частное определение является крайней мерой. «Данный вывод основан на статистических данных Судебного департамента при ВС о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 г., – пояснила Валентина Ященко. – Так, в 2019 г.

количество вынесенных судами частных определений составило 1 тыс., т.е. 0,1% от общего числа дел (гражданских и административных дел), оконченных производством в апелляционной инстанции, – 708,8 тыс. В 2018 г. судами было вынесено более 1,3 тыс.

частных определений, однако и дел, оконченных производством, было на 1,8% меньше – 696,6 тыс.».

Также Валентина Ященко отметила достаточно высокую эффективность частных определений. «В большинстве случаев цель, которая преследовалась при их вынесении, достигнута – результатом являлись действенные меры, направленные на устранение нарушений закона», – резюмировала она.

Adblock
detector