Метод подсчета общей площади жилого помещения

Верховный суд РФ поставил точку в затянувшемся споре управляющей домом организации и органа ГЖН о том, какие площади включаются в общее имущество собственников при расчёте платы за коммунальные ресурсы, потреблённые в целях содержания такого имущества. Читайте о доводах и решении ВС РФ по этому вопросу.

При расчёте платы за КР на СОИ используются данные о площади общего имущества дома

Поводом к судебному разбирательству по делу № А57-26118/2017 стало предписание органа ГЖН в отношении одной из управляющих организаций Саратова.

По жалобе собственника помещения в многоквартирном доме надзорный орган провёл внеплановую документарную проверку УО по вопросу о том, корректно ли вёлся в июне 2017 года расчёт платы за КР на СОИ в данном доме.

Речь шла об оплате горячей, холодной воды и услуг по водоотведению.

Расчёт платы за ресурсы, потреблённые в целях содержания общего имущества собственников, УО вела исходя из норматива, установленного в регионе. При этом управляющая организация использовала площадь всего общего имущества, которая составляла более 5,8 тыс. кв.м.

Орган ГЖН, завершив проверку, зафиксировал нарушение управляющей организацией п. 29 ПП РФ № 491, п. 27 приложения 1 к ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Инспекторы зафиксировали, что УО при расчёте платы за холодную, горячую воду и отведение сточных вод, израсходованных на содержание общего имущества, включила в состав ОИ помещения, не предусмотренные для расчёта такой платы.

Госжилинспекция требовала, чтобы УО устранила нарушения и сделала перерасчёт собственникам, исключив из расчётов площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, технического подполья и пожарных выходов – почти 763 кв.м.

Метод подсчета общей площади жилого помещенияО расчёте платы за КР на СОИ при наличии в доме «умного» счётчика

Уо использовала для расчётов платы за кр на сои данные о площади всех общих помещений в доме

Управляющая организация с такой точкой зрения не согласилась и подала Иск в суд с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным и неисполнимым. В обоснование своей позиции УО указала, что в состав общего имущества собственников в соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 491 включаются помещения, которые не являются частями квартир и обслуживают более одного помещения.

Сюда относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, гаражи, технические подвалы, котельные, бойлерные. Услуги по их содержанию входят в минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, указанный в ПП РФ № 290, и их оплачивают собственники.

К услугам по надлежащему содержанию общих помещений в доме относятся уборка и санитарно-гигиеническая очистка таких помещений, на которую расходуются коммунальные ресурсы (п. 11 ПП РФ № 491).

В соответствии с ПП РФ № 1498, плата за потреблённые в этих целях ресурсы с января 2017 года включена в перечень жилищных услуг по содержанию жилого помещения и исчисляется из расчёта стоимости 1 кв.м.

общей площади жилья.

Метод подсчета общей площади жилого помещенияКогда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ

Состав общего имущества для расчётов платы за КР на СОИ указан в ПП РФ № 306

Орган Госжилнадзора в суде настаивал на правильности своих выводов, сделанных после проверки деятельности управляющей организации. Представитель надзорного органа настаивал на том, что площадь общего имущества собственников в МКД, которую следует применять для расчёта платы КР на СОИ, составляет 5053,3 кв.м.

В эту площадь входят, согласно технической документации дома, лестницы, коридоры и колясочные. По мнению ГЖИ, управляющая организация неправомерно включила в расчёт площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, техподполья и пожарных выходов.

Подобные действия УО противоречат п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306, который устанавливает нормативы потребления воды и услуг по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в доме.

В указанном пункте говорится о том, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме для расчёта платы за указанные КР на СОИ, определяется как суммарная площадь:

  • межквартирных лестничных площадок и лестниц;
  • коридоров, тамбуров, холлов;
  • вестибюлей, колясочных;
  • помещений охраны (консьержа).

Увеличение площади общего имущества за счёт иных помещений приводит к завышению платы собственников за КР на СОИ.

Метод подсчета общей площади жилого помещенияДолжна ли РСО делать перерасчёт при отрицательном объёме КР на СОИ

Состав общего имущества для расчёта платы за КР на СОИ индивидуален для разных жилищных услуг

Суды всех инстанций согласились с аргументами органа Госжилнадзора, и управляющая организация обратилась в Верховный суд РФ, но и высшая судебная инстанция не согласилась с доводами УО.

Решение по спору ВС РФ принимал, опираясь на следующие требования нормативно-правовых актов, которые приводили и все предыдущие судебные инстанции, разбирая спор:

  1. Площадь общих помещений, которая используется при расчёте платы за холодную, горячую воду и водоотведение, потреблённые на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, определяется в соответствии с требованиями ПП РФ № 306 и техническим паспортом МКД.
  2. В площадь общего имущества для расчётов за КР на СОИ по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению включаются только площади помещений, указанных в п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны согласно данным, указанным в техдокументации.
  3. Следовательно, для расчёта платы за горячую и холодную воду, водоотведение, предоставленные в целях содержания общего имущества, приняты площади не всех общих помещений, указанных в ст. 36 ЖК РФ. Перечень их индивидуализирован для расчёта конкретной жилищной услуги.
  4. При расчёте площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников в МКД, УО должна учитывать один и тот же состав как при определении нормативов КР на СОИ, так и при расчётах платы за такие услуги.

Также суды подчеркнули, что за подобное нарушение при расчёте платы КР на СОИ управляющая организация уже привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ – за нарушение порядка ценообразования (дело № 5-969/2017).

Учитывая приведённые выше требования нормативно-правовых актов, ВС РФ подтвердил правоту органа Госжилнадзора и оставил в силе принятые ранее по делу решения.

Вывод Верховного суда РФ был однозначным: включение в состав общего имущества не указанных в ПП РФ № 306 площадей помещений для расчётов платы КР на СОИ по услугам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения и определения является неправомерным.

Запомнить

Управляющая домом организация, а также ТСЖ и РСО, которые начисляют жителям многоквартирных домов плату за коммунальные ресурсы, потреблённые в целях содержания общего имущества, должны чётко разделять две ситуации:

  1. Состав общего имущества, куда входят все объекты, перечисленные в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 ПП РФ № 491, используется для расчёта размера платы за содержание жилого помещения и других жилищных услуг.
  2. Состав общего имущества, который применяется при определении норматива потребления ХВС, ГВС и отведения на СОИ и при расчётах платы за эти жилищные услуги, определяется согласно п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306.

Расчёт платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Это подчёркивает Минстрой РФ в письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04.

А вы правильно ведёте расчёты за КР на СОИ по горячей, холодной воде и водоотведению? Проверьте до того, как это сделает орган ГЖН.

Минстрой объявил о новой методике расчета цены квадратного метра жилья :: Бизнес :: РБК

В настоящее время средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья в регионах выводится исходя из данных о средних ценах на первичном и вторичном рынках жилья по типовым квартирам, средней стоимости строительства, средней стоимости 1 кв.

м жилья, приобретенного по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России» и с учетом индекса-дефлятора (позволяет исчислять динамику физического объема валового национального продукта, фонда накопления, потребления и т.д.).

Как ранее заявлял генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Николай Алексеенко, действующий норматив отдален от рыночных показателей, в некоторых субъектах разница доходит до 40%. По его словам, в частности, значение норматива снижает себестоимость строительства, также искажает оценку индекс-дефлятор по всему виду деятельности «Строительство».

На прошлой неделе Кутепов направил письмо помощнику президента России Максиму Орешкину, в котором сообщил, что расчетная стоимость квадратного метра жилья в России при переселении людей из аварийных домов должна быть изменена. По его мнению, цена 1 кв. м жилья должна измениться из-за роста цен на строительные материалы.

  • Это же, как утверждал Кутепов, должно поспособствовать решению «проблемы отражения стоимости жилья, приближенной к рыночной стоимости, для расчета размеров соцвыплат для граждан, которым они предоставляются на покупку или строительство жилья», а также «позволит стимулировать строительство жилья и достичь сбалансированности бюджетов субъектов».
  • Такой пересмотр стоимости, как пояснил Кутепов, нужен, чтобы рассчитать размер необходимой финансовой поддержки регионам, так как Минстрой не учитывает расходы, связанные с коэффициентом приобретаемого жилья над расселяемым.

В конце августа Путин заявил о первом в истории страны шансе решить жилищный вопрос. «Ситуация такова, что мы впервые за всю, может быть, историю еще и царской, и советской России, и современной России в состоянии решить эту задачу — хотя бы в целом», — сказал он.

В апреле президент заявил, что в России необходимо ежегодно вводить порядка 120 млн кв. м жилья, включая многоквартирные и частные дома. «Причем обязательно нужно предусмотреть специальный механизм поддержки индивидуального жилищного строительства», — добавил политик.

Плановый показатель ввода жилья на уровне 120 млн кв. м в год зафиксирован в госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами». В феврале Минстрой предложил передвинуть плановый срок достижения такой цифры с 2024 на 2029 год.

Неделю назад генеральный директор «Дом.РФ» Виталий Мутко сообщил Путину, что цены на жилье в России выросли на 13% в 2021 году. Остановить их рост, по его мнению, поможет увеличение объемов ввода жилья в стране. Мутко отмечал, что сейчас строительство жилья в России идет опережающими темпами.

Как оценивается нуждаемость семьи при подаче заявления на новые выплаты

ОПУБЛИКОВАНО 08.07.2021 15:03

Читайте также:  Несогласие сособственника на проживание гражданского мужа другого сособственника

В Отделение ПФР по г.Севастополю поступают вопросы, по какому принципу рассчитываются доходы семьи и как оценивается нуждаемость для выплат родителям, которые в одиночку воспитывают детей в возрасте от 8 до 16 лет включительно, а также беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки.

Комплексная оценка нуждаемости подразумевает оценку доходов и имущества семьи, а также применение правила нулевого дохода.

Сведения о доходах учитываются за 12 месяцев, но отсчет этого периода начинается за 4 месяца до даты подачи заявления. Это значит, что если обращение за выплатой поступит в июле 2021 года, то будут учитываться доходы семьи с марта 2020 года по февраль 2021 года, а если в августе 2021 года – с апреля 2020 по март 2021 года.

  • Чтобы определить имеет ли семья право на выплату, необходимо разделить доходы всех членов семьи за учитываемый период на двенадцать месяцев и на количество членов семьи.
  • В состав семьи, учитываемый при определении права на пособия, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг(а), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23-х лет, обучающиесяв общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения (за исключением таких детей, состоящих в браке), в том числе находящиеся под опекой (попечительством).
  • В состав семьи при оценке нуждаемости не включаются:
  • лица, находящиеся на полном государственном обеспечении(за исключением детей, находящихся под опекой (попечительством);
  • лица, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;
  • лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
  • лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
  • родители, лишенные родительских прав (ограниченные в родительских правах).

В доходы семьи входят*:

  • доходы от трудовой деятельности (зарплаты, премии, авторские гонорары и пр.);
  • доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы самозанятых;
  • пенсии, пособия, стипендии, Алименты, выплаты пенсионных накоплений правопреемникам, страховые выплаты;
  • денежное довольствие военнослужащих и сотрудников силовых ведомств;
  • компенсации за исполнение государственных или общественных обязанностей;
  • доходы от ценных бумаг;
  • доходы от продажи и сдачи в аренду имущества;
  • доходы, от специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
  • содержание судей;
  • доходы, полученные за пределами РФ;
  • проценты по вкладам.

Выплату могут получать семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, обладающие следующим имуществом и сбережениями**:

  • одной квартирой (помещением со статусом «жилое» «Жилое помещение») любой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи – менее 24 кв. м. При этом, если помещение было признано непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости. Также не учитываются жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении, и жилые помещения, предоставленные многодетной семье в качестве меры поддержки. Доли семьи, составляющие 1/3 и менее от общей площади, не учитываются;
  • одним домом (зданием с назначением «жилое», «жилое строение», жилой дом) любой площади или несколькими домами, если площадь на каждого члена семьи – меньше 40 кв. м. При этом, если помещение было признано непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости. Также не учитываются жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении. Доли семьи, составляющие 1/3 и менее от общей площади, не учитываются;
  • одной дачей (зданием с назначением «садовый дом»);
  • одним гаражом, машино-местом или двумя, если семья многодетная, в семье есть Гражданин с инвалидностью или семье в рамках мер социальной поддержки выдано автотранспортное или мототранспортное средство;
  • земельными участками общей площадью не более 0,25 га в городских поселениях или не более 1 га, если участки расположены в сельских поселениях или межселенных территориях. При этом земельные участки, предоставленные в качестве меры поддержки многодетным, а также дальневосточный гектар не учитываются при расчете нуждаемости;
  • одним нежилым помещением. Хозяйственные постройки, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства или на садовых земельных участках, а также имущество, являющееся общим имуществом в многоквартирном доме (подвалы) или имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не учитываются;
  • одним автомобилем (за исключением автомобилей младше 5 лет с двигателем мощнее 250 л.с., за исключением семей с 4 и более детьми, если в автомобиле более 5 мест), или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или автомобиль получен в качестве меры социальной поддержки;
  • одним мотоциклом, или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или мотоцикл получен в качестве меры поддержки;
  • одной единицей самоходной техники младше 5 лет (это тракторы, комбайны и другие предметы сельскохозяйственной техники). Самоходные транспортные средства старше 5 лет при оценке нуждаемости не учитываются вне зависимости от их количества;
  • сбережениями, годовой доход от процентов, по которым не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по России (т.е. в среднем это вклады на сумму порядка 250 тыс. рублей);
  • одним катером или моторной лодкой младше 5 лет. Маломерные суда старше 5 лет при оценке нуждаемости не учитываются вне зависимости от их количества.

Правило нулевого дохода предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами.

Например:

  • если один из родителей в многодетной семье ухаживал за детьми, (т.е. у одного из родителей в многодетной семье на протяжении всех 12 месяцев может быть нулевой доход, а у второго родителя должны быть поступления от трудовой, предпринимательской, творческой деятельности или пенсии, стипендия);
  • если единственный родитель ухаживал за ребёнком, (т.е. у ребёнка официально есть только один родитель, второй родитель умер, не указан в свидетельстве о рождении или пропал без вести);
  • если родитель или член его семьи ухаживали за ребёнком до достижения им возраста трёх лет;
  • если заявитель или члены семьи ухаживают за гражданами с инвалидностью 1 группы, пожилыми людьми старше 80 лет или престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению врача;
  • если члены семьи моложе 23 лет обучаются на очной форме обучения;
  • если заявитель или члены семьи проходили срочную службу в армии (включая период не более 3-х месяцев со дня демобилизации);
  • если заявитель или члены семьи проходили лечение длительностью от 3 месяцев и более;
  • если заявитель или члены семьи имели статус безработного (необходимо подтверждение официальной регистрации в качестве безработного в центре занятости, учитывается до 6 месяцев нахождения в таком статусе);
  • если заявитель или члены семьи отбывали наказание (включая период не более 3-х месяцев со дня освобождения).

*Подробно все виды доходов указаны в п. 18 Постановления Правительства от 28 июня 2021 г.

№ 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»**Исходя из п.13 Постановления Правительства от 28 июня 2021 г.

№ 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

ОПУБЛИКОВАНО 19.11.2019 00:00

Калининский район

  • На учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принимаются  граждане РФ, малоимущие  либо указанные в Законе Санкт‑Петербурга категории граждан проживающие  в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса РФ). В случае если они:
  • 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • 2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; в Санкт‑Петербурге установлены учетные нормы:
  • 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;
  • 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

3) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (Постановление правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ»;

4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ».

Читайте также:  Документы для усыновления ребенка

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 Жилищного кодекса РФ).

Малоимущие граждане  (ст.2 Закона Санкт‑Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт‑Петербурге» от 19.07.

2005 № 407-65) это граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт‑Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения устанавливается ежеквартально постановлением Правительства Санкт‑Петербурга  «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт‑Петербурге», а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт‑Петербурге.

Не требуется предоставление сведений о доходах и стоимости налогооблагаемого имущества следующим категориям граждан:

  • многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
  • ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
  • инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт‑Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • граждане, проживающие в коммунальных квартирах.
  1. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт‑Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
  2. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.
  3. Методика расчета доли семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
  4. Доля семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры рассчитывается по формуле:
  5. D = So : Sж *Sп
  6. где, Sо – общая площадь коммунальной квартиры
  7.        Sж – жилая площадь коммунальной квартиры
  8.        Sп – площадь занимаемого семьей или одиноко проживающим гражданином жилого помещения
  9.        D – доля семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры.

Перечень документов согласно административному регламенту по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся  в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт‑Петербурга от 28.04.2017 № 536-р (далее-Регламент) (информационный портал «Государственные услуги  в Санкт‑Петербурге» — www.gu.spb.ru).

Для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан):

  • заявление о принятии на учет (приложение № 1 к настоящему Административному регламенту);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя: паспорт гражданина Российской Федерации либо удостоверение личности военнослужащего;
  • документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА;
  • справка о регистрации по месту жительства (форма 9) из архива (для лиц без определенного места жительства, ранее имевших место жительства в Санкт‑Петербурге), в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА.

Проверить необходимость представления справки о регистрации (форма 9) и характеристики жилого помещения (форма 7) заявитель может на Портале в разделе «Жилой фонд и ЖКХ», подраздел «Выдача информационных справок»;

  • документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти;
  • свидетельство многодетной семьи;
  • удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, удостоверение ветерана боевых действий;
  • документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  • справка, выдаваемая органами опеки и попечительства, о наличии статуса сироты или оставшегося без попечения родителей либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • справка, подтверждающая, что гражданин страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
  • правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • справка о доходах физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ;
  • документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признаваемых малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 Закона Санкт‑Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт‑Петербурге»): заключения (отчеты) об инвентаризационной стоимости жилых помещений, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, о нормативной цене земли, о рыночной стоимости транспортных средств;
  • судебное решение, подтверждающее проживание в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

Для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированных граждан:

  • заявление о принятии на учет (приложение № 1 к настоящему Административному регламенту);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя: паспорт гражданина Российской Федерации либо удостоверение личности военнослужащего;
  • документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА.

Проверить необходимость представления справки о регистрации (форма 9) и характеристики жилого помещения (форма 7) заявитель может на Портале в разделе «Жилой фонд и ЖКХ», подраздел «Выдача информационных справок»;

  • документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти;
  • документы, подтверждающие факт проживания заявителя в жилом помещении государственного жилищного фонда в Санкт‑Петербурге (Ленинграде) до применения репрессии (заверенные в установленном порядке выписки из домовых книг, архивов, паспортных столов и другие документы);
  • нотариально удостоверенное обязательство заявителя об освобождении жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и расторжении договора социального найма или о безвозмездной передаче жилого помещения, находящегося в собственности заявителя, органу государственной власти (органу местного самоуправления) по месту жительства заявителя, в случае предоставления ему жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга по договору социального найма;
  • документы, подтверждающие родственные отношения с реабилитированным лицом (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака);
  • документы, подтверждающие рождение в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении родителей.

Для включения в учетное дело гражданина, состоящего на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, новых членов семьи:

  • заявление о включении в учетное дело новых членов семьи (приложение N 3 к настоящему Административному регламенту); документы, предусмотренные пунктом 2.6.1.1 настоящего Административного регламента, за исключением заявления о принятии на учет согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту. В случае включения в учетное дело несовершеннолетних детей, вселенных к родителям, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: заявление о включении в учетное дело новых членов семьи согласно приложению N 3 к настоящему Административному регламенту; документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних)
  • документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА.

Проверить необходимость представления справки о регистрации (форма 9) и характеристики жилого помещения (форма 7) заявитель может на Портале в разделе «Жилой фонд и ЖКХ», подраздел «Выдача информационных справок»;

  • документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти;
  • документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  • свидетельство многодетной семьи;
  • удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, удостоверение ветерана боевых действий;
  • справка, выдаваемая органами опеки и попечительства, о наличии статуса сироты или оставшегося без попечения родителей либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • справка, подтверждающая, что гражданин страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
  • правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • судебное решение, подтверждающее проживание в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

Для принятия решения о снятии гражданина с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо учета граждан, нуждающихся содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий:

  • личное заявление гражданина о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (приложение № 6 к настоящему Административному регламенту);
  • личное заявление гражданина о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий (приложение № 6 к настоящему Административному регламенту).
Читайте также:  Как стать фрилансером с нуля без опыта и денег?

Общая и жилая площадь квартиры

В России вопросы обеспечения, пользования, владения, распоряжения, оплаты за пользование жилыми помещениями регулируются Жилищным кодексом РФ (ЖК РФ) и рядом иных нормативных актов. В силу важности этого вопроса, ряд норм ЖК РФ имеет императивный (неизменяемый) характер.

Законодательством предусмотрены три вида площадей жилых помещений:

  • общая;
  • жилая площади;
  • площадь квартиры.

Эти категории отличаются друг друга способами подсчета площадей и использованием их в различных целях.

В договорах долевого участия в строительстве есть еще одна категория — проектная площадь жилого помещения, которая может существенно отличаться от общей. При заключении договоров необходимо учитывать нормы отклонения от общей площади жилого помещения и порядок увеличения или уменьшения цены за построенное жилье.

Понятие общей площади квартиры

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ, квартира является одним из видов жилого помещения. Для того чтобы помещение отвечало требованиям, предъявляемым к квартире, он должно обладать следующими характеристиками:

  • быть обособленным от других помещений;
  • находиться в многоквартирном (имеющем более двух квартир) доме;
  • к помещению должен быть обеспечен доступ к помещениям общего пользования в доме;
  • состоять из одной или более комнат.

К квартире относятся и вспомогательные помещения, которые обеспечивают жизнедеятельность граждан, проживающих в ней.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, общей площадью жилья является сумма площадей всего жилого помещения.

В нее включается и площадь подсобных помещений, которая необходима для обеспечения нужд проживающих в квартире граждан. Исключение составляют лоджии, балконы, террасы и веранды.

Подсобными помещениями являются коридоры, ванная, туалет, кладовка, встроенные шкафы и т. д.

От общей площади жилья необходимо отличать площадь, которая включает в себя балконы, лоджии, террасы и т.д. К ним применяются коэффициенты:

  • балконы, террасы — 0,3%;
  • лоджии — 0,5%;
  • веранды и холодные кладовые — 1%.

Понятие жилой площади квартиры

Жилой площадью помещений является сумма площадей всех жилых комнат (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37). В случае необходимости, ее можно увеличить за счет вспомогательных помещений (коридор, кладовка, а также за счет лоджии, балкона, террасы и т. д.) Такое увеличение происходит за счет ее перепланировки либо реконструкции дома.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, перепланировка — это изменение конфигурации квартиры и как следствие, внесение корректировок в технический паспорт квартиры.

Перепланировка проводится с соблюдением действующего законодательства и требует разрешения органов местного самоуправления.

По этой причине, несоблюдение порядка перепланировки (получение разрешение органов местного самоуправления, внесение изменений в технический паспорт и прочее) может повлечь за собой признание ее незаконной.

Реконструкция дома — это изменение его размеров, количества этажей, площади, надстройка, перестройка дома. В силу того, что реконструкция затрагивает несущие строительные конструкции дома, то на ее производство необходимо получение разрешения на строительство.

В случае проведения реконструкции дома с выселением нанимателя, наймодатель обязан предоставить гражданину и его семье другое жилое помещение на время проведения реконструкции. При этом Договор социального найма сохраняет свою силу, и после окончания реконструкции наниматель вправе вернуться в прежнее жилье (ст. 88 ЖК РФ).

На что влияет площадь квартиры?

Законодатель различает три вида площадей жилых помещений:

  1. общая;
  2. жилая;
  3. площадь жилья.

Общая площадь жилого помещения используется в целях:

  • расчета размера платы за отопление;
  • расчета доли собственника жилья в общем имуществе многоквартирного дома (доля пропорциональна размеру общей площади);
  • расчета налоговой базы при уплате налога на землю, находящейся в общей долевой собственности (пропорционально размеру общей площади);
  • расчета налоговой базы при уплате налога на жилое помещение и налогового вычета по налогу на имущество физических лиц;
  • определения размера стоимости 1 м2 общей площади при передаче гражданам жилых помещений в случае признания их прежнего дома аварийным и включения его в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
  • определения нормы предоставления жилья;
  • определения учетной нормы жилого помещения исходя из размера которой, выявляется уровень обеспеченности граждан жильем;
  • определение размера площади жилья, выделяемого по договору социального найма либо в собственность различным категориям лиц (военнослужащие, инвалиды, сироты и прочее);
  • расчета размера социальной выплаты участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.;
  • расчета размеров безвозмездных социальных выплат на жилье с привлечением средств федерального бюджета.

До 1 января 2020 г. все субъекты РФ должны перейти на порядок исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости квартиры.

На данный момент, на такой порядок перешли 28 субъектов РФ, в том числе г. Москва, Бурятия, Башкортостан, Владимирская, Ивановская области и т.д.

В связи с таким изменением порядка исчисления налога, увеличивается налоговая нагрузка на граждан, поэтому законодатель установил вычеты (не облагаемые налогом площади) в отношении объектов жилого назначения в размере 20 м2 общей площади — для квартиры, 10 м2 — для комнаты, 50 м2 — для дома.

Определение размера жилой площади целесообразно для:

  • определения размера санитарной нормы жилья;
  • предоставления жилья в общежитии (не менее 6 м2 на одного человека) (ст. 105 ЖК РФ);
  • оценки жилья для заключения договора купли-продажи недвижимости;
  • составления акта обследования жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего органами опеки и попечительства;
  • заключения договора ипотеки;
  • составления акта приема-передачи по договорам купли-продажи, мены, аренды, социального найма.

Определение площади помещения осуществляется в целях:

  • определения размера жилья, находящегося в собственности гражданина, при предоставлении ему квартиры по договору социального найма;
  • статистического учета жилищного фонда в РФ, расчета размеры оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и других целей;
  • расчета стоимости оплаты за общедомовые нужды;
  • расчета размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, три категории площадей жилых помещений используются в различных целях и важно определять, когда и какая категория используется в соответствии с законодательством РФ.

Подсчет общей и жилой площади квартиры

Законодатель предусматривает различные способы подсчета общей и жилой площади жилья в зависимости от целей, для которых этот расчет производится:

  • В соответствии с ЖК РФ, общая — определяется как общая сумма всех жилых и вспомогательных помещений.
  • По статистическому наблюдению готовой строительной продукции и методикам оценки деятельности органов местного самоуправления, общая площадь — это площадь всех жилых и подсобных помещений и площадь веранд, террас, лоджий, балконов, подсчитанных с понижающими коэффициентами (балконы, террасы — 0,3%, лоджии — 0,5%, веранды и холодные кладовые — 1%).
  • Жилая площадь определяется как сумма всех жилых помещений. Подсобные помещения, лоджии, балконы, террасы, веранды в расчете жилой площади не учитываются.

Определение площади квартиры, купленной по договору долевого участия

На данный момент нет методики определения стоимости квартир по договору долевого участия. Обычно строители определяют стоимость исходя из доли, которую составляет площадь жилого помещения в общей площади всех квартир строящегося дома.

В договорах долевого участия указывается проектная площадь жилья, включающая:

  • жилую площадь;
  • площадь вспомогательных помещений;
  • балконов и лоджий.

В связи с этим возможны случаи, когда фактическая площадь передаваемого жилого помещения отличается от проектной, указанной в договоре.

Если в договоре стороны предусмотрели возможность увеличения площади и порядок внесения доплаты в связи с этим, то такое отклонение не считается нарушением прав участника долевого строительства, поскольку величина отклонения не указывает на отступление застройщиком от условий договора и на непригодность жилого помещения для проживания.

Если же оговорки о возможном увеличении/уменьшении фактической площади договор долевого участия не содержит, то участник вправе обратиться в суд с исковыми требованиями к застройщику о возврате излишне уплаченной суммы. Размер суммы денежных средств суд будет исчислять, учитывая размеры общей площади квартиры, рассчитанной по правилам ст. 15 ЖК РФ.

Пример

Н. предъявила иск о взыскании с застройщика излишне уплаченных денежных средств по договору участия в долевом строительстве. Н. заключила с застройщиком договор долевого участия, по окончании строительства застройщик должен был передать Н.

однокомнатную квартиру, размер которой составлял 50 м2, жилая — 38 м2, балкон — 5 м2.

Стоимость квартиры была рассчитана исходя из всей площади квартиры, без применения коэффициентов. Н. подписала акт приема-передачи квартиры без замечаний, никаких претензий по ходу исполнения договора не высказывала.

В договоре стороны не указывали, что будут применять понижающий коэффициент к расчету площади балкона.

В соответствии с «Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ» от 04.08.1998 г., для балконов и террас применяется коэффициент — 0,3%. Соответственно, цена квартиры должна была рассчитываться с учетом указанного коэффициента. В связи с этим суд признал законными исковые требования И. и удовлетворил предъявленный иск.

Заключение

Определение площади квартиры используется в различных целях:

  • при расчетах за коммунальные услуги,
  • в договорах долевого участия,
  • при определении нормы жилья и нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий и т.д.

В силу этого, очень важно различать, когда используется общая, а когда жилая. Корректное применение расчетов поможет избежать неопределенности в расчетах с застройщиками, в уплате налогов, оплате коммунальных услуг.

Расчет стоимости коммунальных услуг по площади квартиры

Я получила квитанцию по оплате коммунальных услуг, из которой видно, что наша управляющая компания рассчитала стоимость всех услуг, исходя из размеров всей квартиры. Законно ли это?

Ответ

Стоимость отопления рассчитывается исходя из общей площади, в которую входят жилые помещения и вспомогательные. Стоимость обслуживания квартиры рассчитывается, исходя из всей площади квартиры с применением понижающих коэффициентов для лоджий, балконов. По той причине, управляющая компании рассчитала стоимость коммунальных услуг неверно.

Adblock
detector