Согласно статистике, более половины отбывших наказание людей не справляются со сложностями жизни после тюрьмы, скатываются по наклонной и снова оказываются на зоне. Почти все повторно осужденные в числе причин своего возвращения в места заключения называют следующие:
► Сложность социальной адаптации
Чем больше времени человек провёл на зоне, тем сложнее ему приспособиться к нормальным условиям жизни на воле. От социума освободившийся оторван, свобода пугает его своей неизвестностью и неопределённостью, общество относится предвзято.
► Отсутствие средств к существованию
Многие из тех, кто только вышел из тюрьмы, не имеют крыши над головой, лишены поддержки родных и близких, не знают куда податься.
Проблемы с трудоустройством освободившиеся зачастую пытаются решить в одиночку, второпях и опускают руки после первых же нескольких отказов.
Не имея средств к существованию и потеряв всякую надежду на то, что скоро всё уладится, большинство бывших заключённых идут на рецидив и возвращаются назад – в привычные условия изоляции…
► Отсутствие трудовых навыков
Несмотря на официальные заверения о возможности приобретения заключёнными «мирной профессии» в тюрьме, во многих российских колониях работы на всехне хватает, и значительная часть сидельцев вынужденно бездельничает. Соответственно, никаких профессиональных навыков эти заключённые не получают. И, если они выходят на волю напрямую с зоны, минуя колонию-поселение, то оказываются вовсе неподготовленными к трудовой жизни.
► Отсутствие моральной поддержки
Случается, что от совершивших преступление людей отворачиваются родственники и близкие друзья. После тюрьмычеловек оказывается совсем один, с миллионом навалившихся проблем.
► Ярлык бывшего заключённого
Никто на воле не ждёт освободившихся с распростёртыми объятиями. Общество накладывает на отбывших наказание«клеймо» и категорически не хочет принимать ихв свои круги. Поэтому освободившимся необходимо быть готовымина первом этапе стоически переносить все проявления непонимания, осуждения и несправедливости со стороны окружающих.
???? Надо помнить, что всё это временно – стоит зацепиться за нормальную жизнь, закрепить своё положение, и постепенно прошлое забудется. И ни в коем случае нельзя впадать в отчаяние, искать утешение в бутылке и подавать повод для новых обвинений.
Ведь люди, имевшие судимость, являются уязвимой категорией. При каждом происшествии подозрение в первую очередь падает на них, и, если человек злоупотребляет спиртным, не работает и не проявляет никакой положительной гражданской активности, он легко может снова оказаться в тюрьме, по ошибке.
Психологи уверены, что успешность реабилитации после мест лишения свободы целиком и полностью зависит от человека, твёрдости его характера, целеустремлённости и готовности долго и упорно выстраивать свою жизнь с нуля. Даже если после тюрьмы Вы остались одни, без поддержки родных и близких, действуйте по принципу: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего».
Да, статус «бывшего заключённого» значительно усложняет задачи трудоустройства, налаживания социальных связей, построения личной жизни.
Многие сетуют, что определённые барьеры и тупики из-за тюремного прошлого преследуют их всю жизнь.
Но на самом деле важно не сломаться в первое время после выхода, не теряться, потрудиться походить по инстанциям и наладить себе хоть какое-то существование на ближайшую перспективу. Дальше будет легче!
❷ Использовать все средства и меры государственной поддержки
Государство заинтересовано в том, чтобы переломить печальную статистику возвращения 50% отсидевших в места лишения свободы. Оно разработало ряд мер, направленных на помощь вышедшим из тюрьмы людям в социальной адаптации. Права бывших осужденных закреплены в статье 182 УПК РФ.
По закону, освободившийся из мест заключения имеет право на получение единовременного денежного пособия, а также материальную помощь, если его доход ниже прожиточного минимума.
Также бывший осужденный имеет право на поддержку регионального социального центра в решении жилищных и прочих проблем на первое время и помощь регионального центра занятости населения в поиске работы. Обо всём этом по порядку.
Роль администрации исправительного учреждения
В обязанности администрации пенитенциарного учреждения по отношению к отбывшему наказание входит заблаговременная передача информации о нём в службу занятости и органы местного самоуправления по адресу прописки.
- В уведомлении для центра занятости населения указываются степень трудоспособности гражданина, его специальность и профессиональные навыки.
- Органы местного самоуправления администрация исправительного учреждения должна оповестить о наличии / отсутствии у освободившегося жилья, чтобы те смогли оказать соответствующие меры поддержки.
Непосредственно от самой администрации колонии в день освобождения человек получает:
- Личные вещи и документы.
- Единоразовое материальное пособие в размере 850₽, а также все остатки денежных средств, заработанных осужденным на территории исправительного учреждения.
- Комплект одежды по погоде.
- Оформленный проездной билет либо денежная компенсация, обеспечивающие бесплатный проезд освободившегося в пункт проживания.
Какие организации необходимо посетить сразу же после освобождения
По прибытии на место жительства бывшему осужденному рекомендуется незамедлительно обратиться в администрацию, учреждение социальной защиты, отделение полиции, а также специализированный реабилитационный центр для бывших заключённых.
Контакт с первыми тремя государственными структурами необходим не только для оповещения о своём возвращении, но идля получения информации к дальнейшим действиям по социальной адаптации.
Что касается центра реабилитации, то в нём, помимо практической помощи, можно получить психологическую и моральную поддержку.
Как получить материальную помощь на первое время
В статье 182 УИК РФ закреплены все меры государственной помощи в социальной адаптации освободившихся из мест заключения, включая денежные выплаты, бесплатные Услуги и лекарства, компенсации расходов на еду и одежду.
Согласно статьи 7 Федерального закона №178-ФЗ, бывшие осужденные, чей доход не достигает величины прожиточного минимума, могут обратиться за материальной помощью на уровне региона. Для этого нужно самостоятельно подать заявление в территориальные органы соцзащиты по месту прописки или регистрации.
При себе необходимо иметь паспорт, справку о доходах, копию трудовой книжки и прочие документы по запросу учреждения. Размер дополнительного материального пособия отбывшим наказание и порядок его получения в каждом регионе определяется по-своему.
Освободившемуся надо не стесняться, активно разузнавать всё о данной мере поддержки в общественных и государственных организациях.
Если самостоятельно урегулировать вопрос с получением материальной помощи не получается, есть смысл обратиться в специализированный центр социальной адаптации.
Как решить вопрос с отсутствием жилплощади
Тем, кто вышел из тюрьмы и оказался без крыши над головой, следует обратиться в специализированный реабилитационный центр по месту регистрации.
Такие фонды, организованные волонтёрами или местными властями, сегодня есть практически в каждом крупном городе РФ.
Центр социальной адаптации может предоставить бывшему заключённому жильё на 6 месяцев бесплатно или за символическую плату 100-150₽ в сутки.
В продолжениеполугодаследует подыскать комнату или квартиру с минимальной стоимостью аренды. Если прибыльной работы в своём городе найти не удалось, есть смысл рассмотреть вариант переезда в другой город или посёлок, где цены на съёмное жильё ниже. В России есть населённые пункты, где снять квартиру можно за пару тысяч рублей в месяц.
Инвалиды 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины старше 60 и 55 лет соответственно по собственному волеизъявлению могут быть направлены в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение.
Как правильно подходить к поиску работы
Чтобы быстрее социализироваться, бывшему заключённому нужно как можно скорее трудоустроиться. На первое время подойдёт любая, даже самая низкооплачиваемая работа. Она поможет оперативно встроиться в типовые условия жизни на воле, заполучить доверие близких.
Трудоустроившийся человек сразу же начинает чувствовать себя полноправным гражданином общества, уходят чувства тревоги, безнадёжности, а также необоснованные опасения относительно своей неприспособленности к нормальной жизни.
Найдя работу, бывший осужденный получает средства к существованию и может спокойно отдышаться, осмотреться, пережить трансформацию собственного сознания с тюремного уклада на «мирный» в социально защищённых условиях.
Искать работу после тюрьмырекомендуется через биржу труда. В первые же дни по возвращении домой следует встать на учёт в центре занятости населения. После подачи заявления в ЦЗН человек сможет получать пособие по безработице до тех пор, пока специалисты не смогут его трудоустроить.
В службу занятости соискатель должен прийти лично, захватив с собой весь перечень необходимых документов: паспорт, трудовую книжку,справку о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы (для расчёта пособия по безработице), документ об образовании или имеющейся специальности, квалификации (для тех, кто ранее не работал), страховое свидетельство и ИНН.
Каждые 2 недели ЦЗН будет оповещать соискателя о новых подходящих вакансиях. Тот, в свою очередь, должен ходить на собеседования и дважды в месяц отчитываться о предпринятых действиях по получению работы.
Если официально трудоустроиться длительное время не удаётся, можно попробовать неофициальный заработок: работу дворника, разгрузку вагонов и фур, работу на пилораме или грузчиком на продуктовых складах.
❸ Обращаться за профессиональной поддержкой в реабилитационные центры
О наличии/отсутствии специализированного фонда социальной адаптации бывших заключённых в своём городе можно узнать в службе соцзащиты или на сайте муниципалитета.
Как правило, в перечень оказываемых реабилитационным центром услуг входят:
- Предоставление временного жилья сроком до полугода
- Обеспечение одеждой, обувью, постельным бельём, средствами гигиены
- Питание
- Помощь в оформлении документов
- Юридическая помощь
- Психологическая поддержка
???? В большинстве центров реабилитации услуги оказываются на безвозмездной основе, некоторые учреждения берут символическую плату в размере 100-150₽ в сутки.
Моральная и психологическая поддержка тех, кто вышел из тюрьмы
Одним из ключевых направлений деятельности центров реабилитации является психологическая помощь тем, кто утратил веру в себя и потерял смысл жизни. Здесь бывшим заключённым помогают прийти в чувства, собраться с мыслями, избавиться от эмоциональной заторможенности, найти мотивацию, поставить цели и выработать стратегию их достижения.
Человек, которому довелось узнать ценность жизни на воле, обязательно на ней приживётся. Главное не падать духом и не бояться обращаться за помощью!
Распечатаем и доставим фотографии в учреждения ФСИН ✔ Печатаем цветные фотографии на фотобумаге ✔ Отправляем уведомления о доставке ✔ Оперативно отвечаем на вопросы по телефону и в чате
✔ Стоимость услуги от 150 ₽
Заполните небольшую форму и загрузите фотографии. Оплатите любым удобным способом. Мы напечатаем фотографии и отправим их в учреждение ФСИН с курьером. Вы получите уведомление о доставке, а заключенный – ваши фотографии. Узнать подробнее
Как можно снять административный надзор? Я отбыл в исправительной колонии 11 лет от звонка до звонка, по освобождению мне дали 8 лет надзора
Доброй ночи! Как можно снять административный надзор? Я отбыл в исправительной колонии 11 лет от звонка до звонка, по освобождению мне дали 8 лет надзора, отмечаться 4 раза в месяц у меня нет возможности, официально на работу не берут, работаю где получается, калымы разные, жилья своего нет, а жить я должен в одном месте и могут проверить нахожусь я после 22:00 и до 6:00 на месте или нет. Был осуждён по ст. 132 УК РФ или хотя бы сократить?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст.ст.
270-272 Кодекса административного судопроизводства, административное Исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд:
1) исправительным учреждением — в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;
2) органом внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел.
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем.
Прокурор в порядке, установленном частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.
Административные исковые заявления о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подаются в суд по месту осуществления административного надзора. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное административное исковое заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.
Несоблюдение указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи сроков не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы. Несоблюдение установленных частями 7 и 8 настоящей статьи сроков свидетельствует о нарушении законности и является основанием для вынесения частного определения в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
В административном исковом заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене административных ограничений должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) основания подачи соответствующего административного искового заявления;
3) сведения, предусмотренные соответственно частями 4 — 9 настоящей статьи;
4) сведения об иных обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения административного дела.
Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником, административное исковое заявление органа внутренних дел — его руководителем, административное исковое заявление лица, в отношении которого установлен административный надзор, о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений — поднадзорным лицом либо его представителем при наличии соответствующих полномочий.
К административному исковому заявлению прилагаются документы и материалы, предусмотренные соответственно частями 4 — 9 настоящей статьи, иные необходимые документы и материалы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, а также документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагаются копия приговора суда и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
В административном исковом заявлении о продлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, предлагаемые срок продления административного надзора и виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о продлении административного надзора прилагаются материалы, свидетельствующие о совершении указанным лицом административных правонарушений, и материалы, характеризующие его личность.
В административном исковом заявлении о дополнении административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и предлагаемые к дополнению виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о дополнении административных ограничений прилагаются материалы, свидетельствующие о совершении указанным лицом административных правонарушений, и материалы, характеризующие его личность.
В административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и предлагаемые к отмене виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о частичной отмене административных ограничений прилагаются материалы, характеризующие указанное лицо.
В административном исковом заявлении о досрочном прекращении административного надзора указываются сведения, характеризующие поднадзорное лицо. К административному исковому заявлению о досрочном прекращении административного надзора прилагаются материалы, характеризующие указанное лицо.
Административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления на основании пункта 2 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса. После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.
Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.
Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.
Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной.
В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный Штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.
Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Таким образом, для снятия административного надзора Вам нужно подать в суд административное исковое заявление.
Ограничения после освобождения из тюрьмы — Юридическая консультация
Федеральный Закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы. Эта система направлена на профилактику повторных преступлений.
Человеку могут запретить бывать в определенных местах или на публичных мероприятиях; запретить покидать определенную территорию (регион, в котором он живет, запретить покидать собственную квартиру в ночное время). И все, кто находятся под надзором, обязаны регулярно отмечаться в полиции. Полицейские должны следить за тем, как человек выполняет условия административного надзора.
Есть две основные категории граждан, подпадающих под административный надзор.
Первая — это люди, осужденные по определенному списку статей, которые нарушали правила пребывания в колонии или совершили два или больше определенных административных правонарушений.
В эту категорию попадают люди, осужденные за повторные преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних и еще по нескольким статьям, связанным с наркотиками.
Вторая категория — люди, которым административный надзор назначается без всяких дополнительных причин: решением суда по запросу администрации колонии или органа внутренних дел. К этой категории относятся осужденные за сексуальные преступления против несовершеннолетних, за некоторые виды особо тяжких преступлений, по некоторым «террористическим» и «экстремистским» статьям.
Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1–3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве – на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок.
Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, в случае смерти поднадзорного лица либо при вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и жительства.
Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В соответствии со ст. 19.
24 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 1,5 тыс. руб. либо административный арест на срок до 15 суток.
Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.
Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.
24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до 40 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с данным кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере от 2 до 2,5 тыс. руб.
В соответствии со ст. 314.
1 Уголовного кодекса РФ неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, наказываются обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.
Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, наказывается штрафом в размере до 60 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.
Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.
Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.
Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.
Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.
Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.
- Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.
- Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
- Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.
Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.
- В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
- При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.
- За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.
- Санкцией этой статьи предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
- Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
- Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Памятка освободившемуся из мест лишения свободы
10.09.2018
Пошаговые действия:
1 – с паспортом и справкой, которые Вам выдали в исправительной колонии, в 3-дневный срок по освобождении необходимо явиться в отдел участковых уполномоченных полиции ОМВД России по Шпаковскому району, для постановки на учет.
2– если паспорт утерян, а в колонии Вам его не восстановили, то по освобождении со справкой обращайтесь в орган регистрации по последнему месту регистрации. В течении 2-х месяцев (в соответствии с законодательством) Вам выдадут новый паспорт.
- Перечень документов на получение паспорта: 4 фотографии; личное заявление; копия свидетельства о рождении; копия справки об освобождении; документ, подтверждающий, что Вы проживаете на данной территории (если это сельская местность, то это будет выписка из домовой книги; если городская местность, то выписка из домовой книги или копия финансово-лицевого счета).
- Прописка, регистрация:
- Вы регистрируетесь на жилой площади, где проживали до ареста, с согласия всех проживающих там совершеннолетних жильцов.
Если кто-то из совершеннолетних жильцов жилой площади, на которой Вы раньше проживали, не согласен Вас зарегистрировать, Вы можете разделить лицевой счет, и Ваша квартира как бы становится коммунальной, Вас прописывают не во всю квартиру, а на ту жилую площадь, то есть на ту комнату или в комнаты, где проживает родственник, который согласен Вас зарегистрировать. Если согласия нет — Вам необходимо обратиться в суд.
Постановлением Конституционного суда от 23 июня 1995 года за осужденными сохраняется право на жилую площадь. То есть то обстоятельство, что Вас с жилой площади выписали, что Вы на этой жилой площади не зарегистрированы, не означает, что Вы утратили право на нее. Это право за Вами сохраняется.
Вы обращаетесь в суд с заявлением (решением Конституционного суда после моего осуждения за мной сохранилось право на жилую площадь, прошу Вас признать за мной право на жилую площадь и обязать паспортные органы зарегистрировать меня на такой-то жилой площади по такому-то адресу).
В случае положительного решения суда Вас обязаны зарегистрировать.
При отсутствии жилья Вы можете обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку Вы имеете полное право на проживание в населенном пункте, где проживали до ареста, но у Вас нет жилой площади, Вас обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. Однако очередь на жилье идет крайне медленно. Поэтому эта задача на перспективу.
Наиболее вероятный вариант получения жилья — общежитие или иная жилая площадь от того предприятия, на которое Вы устроитесь на работу. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.
В крупных городах обычно имеются комнаты в коммунальных квартирах с ограниченными удобствами, которые не пользуются спросом у очередников. Такие комнаты могут быть предоставлены вне очереди, если они имеются и очередники от них отказываются.
Инвалиды и лица престарелого возраста, не способные обеспечить себя либо нуждающиеся в уходе, с их согласия помещаются в дома инвалидов и престарелых (интернаты).
Несовершеннолетние, не имеющие родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.
Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке (ныне регистрации) в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены. Возможность регистрации определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.
Получение медицинской помощи:
Очень часто, когда лица, освободившиеся из мест лишения свободы, нуждаются в медицинской помощи и приходят в больницу, там от них требуют регистрацию по месту жительства, а ее нет.
Как быть в этой ситуации? Дело в том, что оказание медицинской помощи (в поликлинике, в больнице, госпитализация, скорая помощь) не может зависеть от наличия или отсутствия регистрации у человека.
Поэтому, в случае получения отказа в медицинской помощи, Вам необходимо написать письменное заявление на имя главного врача поликлиники или больницы о том, что Вы в соответствии с Конституцией имеете право на получение медицинской помощи и Вам обязаны ее оказать.
Вместе с тем необходимо знать о том, что бесплатная медицинская помощь может быть Вам оказана только при наличии страхового полиса, оформленного в страховом учреждении. Для того чтобы начать эту процедуру, Вам предстоит заполнить стандартное заявление и предоставить паспорт гражданина (или временное удостоверение личности), СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета).
Когда заявление будет принято, то уполномоченное лицо либо сразу оформит Вам полис, либо выдаст Вам временное свидетельство об оформлении полиса. Этот документ действует в течение 30 дней, за которые компания должна оформить полис ОМС. По истечении 30 дней с момента подачи заявки Вам будет предоставлен страховой полис.
Другое дело, когда Вам необходимо получить дорогостоящие виды медицинской помощи. Эти виды помощи оказываются только тем людям, которые имеют регистрацию на территории данного субъекта федерации и страховой медицинский полис.
В том случае, если вы еще проходите процедуру регистрации и вам нужна такая медицинская помощь, вы должны предоставить документ о том, что регистрация находится в процессе решения, и тогда эта медицинская помощь вам будет оказана.
Самая главная проблема – проблема трудоустройства:
Идите в Центр занятости населения. Там Вы заполняете документы, и Вам дают направления на работу. Если на тех предприятиях, куда Вы пришли по направлениям, Вас на работу не взяли, Вас признают безработным с последующей выплатой пособия по безработице.
Кроме этого, Вы имеете право бесплатно получить образование за счет государства от Центра занятости. Например, Вас могут направить на компьютерные курсы. У кого есть среднее образование, могут отправить на бухгалтерские курсы.
То есть некоторые виды образования, требующие значительных расходов с Вашей стороны, Вы, имея статус безработного, можете получить бесплатно.
Необходимо запомнить, что если Вас берут на работу более чем на 5 дней, по Трудовому кодексу Российской Федерации Вам обязаны оформить трудовую книжку. В трудовой книжке Вам должны указать, на каком основании Вы приняты на работу, и трудовая книжка хранится по месту Вашей работу.
Если Вы заключили трудовой Договор, обязательно возьмите себе один экземпляр, потому что если потом Вас решат незаконно уволить, не имея на руках трудового договора, очень трудно будет доказать, что Вы поступили на эту работу и у предприятия имелись перед Вами какие-либо обязательства.
Никогда не думайте, что обратившись в Центр занятости, Вы сразу получите высокооплачиваемую работу. Чаще всего, это невозможно.
Необходимо настроиться на добросовестный труд, повышение своих профессиональных навыков, которые впоследствии смогут оказать Вам помощь в приобретении высокооплачиваемой работы. Главное на этом этапе доказать всем окружающим, работодателю, что Вы дорожите работой, готовы наравне с другими делать ее качественно, добросовестно, с соблюдением распорядка дня, установленного на производстве.
Отношения с правоохранительными органами:
Необходимо быть крайне осторожным и тщательно обдумывать свои поступки. То, что прощается обыкновенному гражданину, чаще всего не прощается тому, кто освободился из мест лишения свободы.
Чтобы после освобождения начать новую свободную жизнь, Вы должны понять, что пока не сложится Ваша репутация, то есть у окружающих людей не будет о Вас представления, как о честном, человеке, который не обманет, не украдет, к Вам, к сожалению, не будет доверия.
Когда Вы освободитесь, постарайтесь заполнить свое свободное время и не откладывать решение стоящих перед Вами проблем.
Постарайтесь максимально загрузить себя различными делами – семейным, личными, трудовыми, постарайтесь, чтобы у Вас не было свободного времени.
Переход от жизни, где все регламентировано, где Вы живете по распорядку дня, где за Вас думают и принимают решения другие – к жизни свободной, где Вы предоставлены сами себе, где Вы сами решаете: идти кушать – не идти кушать, идти лечиться – не идти лечиться, идти учиться – не идти учиться, этот переход очень опасен. После тюрьмы люди испытывают стрессовое состояние в течение длительного времени. Это состояние для самого человека крайне опасно.
Почему совершают новое преступление после освобождения?
Как правило, люди совершают новое преступление после освобождения именно потому, что у них в семье неблагополучно складывается положение: пьют родители, дерется отец, полное равнодушие к их судьбе со стороны, скажем, старших братьев и сестер и т.д. Это не должно оказывать на Вас разрушительного влияния.
Если Вы можете наладить семейную жизнь, можете, к примеру устроить на работу своих родителей или пролечить их, постарайтесь это сделать.
Если Вы чувствуете, что это бессмысленно, родители продолжают пить, или видите, что общение с ними и все Ваши попытки ни к чему не приведут, постарайтесь создать свою собственную добропорядочную жизнь.
Есть надежда, что если вышеизложенное будет воспринято, то прием в полноправные члены общества любого оступившегося реален, с одним условием — оступился один раз, второго быть не должно!