Форма правления Монархия Республика Абсолютная; Президентская; Конституционная (Парламентская, Парламентская; дуалистическая) Смешанная;
Виды государственного устройства Унитарное Конфедерация Федеративное (Казахстан, (США с 1781 по (РФ, США, Кыргызстан, 1789 г. , Швейцария Канада) Узбекистан и т. д. ) с 1815 по 1848 г. )
Политический режим Диктатура Демократия Тоталитаризм Авторитаризм
Функции государства 1) сферам общественной жизни (политические, экономические, социальные, идеологические, экологические, юридические и др. ); 2) территориальному признаку (внутренние и внешние); 3) времени исполнения (постоянные и временные).
• Правовое государство это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
• Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
признака правового государства: 1) господство права в общественной и политической жизни; 2) принцип разделения властей; 3) незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления; 4) взаимная ответственность государства и личности.
Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство.
• признаки права: • 1) нормативность, т. е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей и организаций; • 2) общеобязательность, т. е.
нормы права обязательны для всех членов общества и всех, кто находится на территории данного государства; в случае нарушения норм права государство может применить принуждение; • 3) всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную норму какого либо акта – закона, указа, постановления;
Функции права • Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. • Охранительная функция направлена на защиту наиболее важных для жизни общества отношений.
Источники права и их виды. • Правовой обычай представляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту. • Правовой прецедент Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за общеобязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел.
• Правовая доктрина – это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов.
• Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять.
• Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной.
• Нормативно правовой акт, в большинстве государств, служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права.
Признаки: • нормативный правовой акт исходит от государства; • существует особый порядок (Процедура) принятия этого акта; • используется письменная форма и сам акт оформляется в специальном виде; • иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; • содержание акта составляют правила поведения.
Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы (законы принимаются представительными органами); подзаконные акты (подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами).
Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы подразделяются на конституционные и текущие.
Система права представляет собой структурную организацию права, которая обусловлена объективными условиями его существования и обеспечивает внутреннее единство и непротиворечивость права. Система права включает в себя несколько основных компонентов: отрасли права, подотрасли, правовые институты, нормы права.
• Отрасль права – это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. • Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права (в составе гражданского права существует авторское, патентное и др.
) • Правовой институт – это составная часть отрасли права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений (трудовой Договор, оплата труда, рабочее время, время отдыха. в трудовом праве и др).
• Первичным элементом системы права является Норма права – конкретное правило поведения
Норма права общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного или запрещенного поведения, и обеспеченное государственными средствами.
Элементы нормы права • Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при которых реализуется данная норма. • Диспозиция содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов. • Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения предписаний диспозиции.
Спасибо за внимание!
Лекции по основам права Казахстана
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ
Тема1. Основные понятия
о государстве, праве и государственно-правовых явлениях
Изучение основ прав является одним
из важных средств и условий правового
воспитания и обучения граждан казахстанского общества. На государственной основе этот вопрос был поставлен с указанием путей его реализации в постановлении, подписанным Президентом Республики Казахстан Н.А.
Назарбаевым, «О мерах по осуществлению правового всеобуча» от 21 июня 1995 года. Правовое обучение и воспитание имеет политическую актуальность, так как оно тесно связано с построением правового государства в Казахстане, которое обеспечит свободное развитие личности, завершит формирование гражданского общества в стране.
Создание нового права в Республике Казахстан, знание его, следование ему позволят каждому и всем представлять свои права, свободы и обязанности. Однако их активное творческое усвоение, формирование правового сознания не происходят стихийно.
Правовое воспитание, получение систематизированных знаний о законах, важнейших сферах общественной жизни должно происходить планомерно, в процессе длительного обучения, начиная со школьного возраста.
Изучение основ государства
и права студентам важно не только с правоохранительной точки
зрения, но и для усвоения социального
назначения правовых предписаний, способствующих углубленному знанию права, идейной убежденности граждан в общественной ценности построения правового государства и необходимости функционирования демократического права.
Одной из важных целей правовой реформы в современном Казахстане является, как известно, построение правового государства в соответствии с принципами демократии и соблюдение основных прав и свобод граждан.
Это не возможно без воспитания правового сознания граждан, без понимания ими своих прав и обязанностей перед обществом и государством, без знания законов регулирующих жизнь общества.
Формирование новой правовой системы, направленной на гуманизацию и демократизацию в жизни общества, на искоренение любых форм дискриминации в зависимости от различия пола, национальности, имущественного положения, социальной принадлежности, должности, вероисповедания, предполагает изучение основ государства и права, пропаганду юридических знаний в обществе. В связи с этим немаловажной задачей при изучении курса « Основы права» является преодоления укоренившегося юридического нигилизма и пренебрежение к законам со стороны государственных органов, должностных лиц, а также и граждан, а в целом формирование позитивного настроенного правосознания людей.
Создание рыночной экономики,
наличие различных форм собственности потребовали качественного изменения правового режима их функционирования. Динамично развивающиеся законы о правовом регулировании новых экономических отношений являются объективным основанием необходимости их знания.
Следовательно, знания основ права, содержания, основных положений законов, регулирующих личные, семейные, имущественные и другие отношения в казахстанском обществе, в свою очередь, позитивно повлияет на развитие рыночных отношений в Республике Казахстан и правовое воспитание его граждан.
Предмет это объективное свойство государства и права, отличающие их от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.
Метод это совокупность приемов
и способов, с помощью которых
постигается предмет.
1. Всеобщие методы — философские, мировоззренческие. К ним относятся:
— метафизика, рассматривающая государство
и право как вечные и неизменные
институты.
— диалектика — материалистическая и идеалистическая. Материалистическая диалектика связывает эти явления с социально-экономическими изменениями в обществе, с появлением частной собственности и разделениями обществами на классы.
Идеалистическая диалектика подразделяется на объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой; субъективный-с сознанием человека.
2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания. К ним относятся:
- — анализ – условное разделение
сложного государственно-правового
явления на отдельные части; - — синтез – изучение явления
путем условного объединения
его составных частей; - — системный подход – ориентирует
на раскрытие целостности объекта, на выявления много образный типов связей в нем; - — функциональный подход – ориентирует
на выяснение функций одних
социальных явлений по отношению
к другим.
3.Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорий государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относятся:
- — конкретно-социологический –
позволяет с помощью анкетирования
получить данные о получении
субъектов в государственно-правовой
сфере; - — статистический – позволяет получить количественный показатели того или иного государственно-правового явления;
- 4. Частноправные методы, являющиеся сугубо юридическими, к которым относятся:
- — формально–юридически – позволяет
определить юридические понятия,
выявлять их признаки; - — сравнительно–правовой – позволяет
сопоставить различные правовые
системы или отдельные элементы
в целях выявления их общих
и специфических свойств. - Дисциплины, образующие систему
науки, делятся на три группы: технические, естественные, гуманитарные.
Гуманитарные науки изучают
общество, человека, социальные отношения
и институты. Юридические науки
– часть гуманитарных наук, поскольку
государство и право выступают
социальными институтами.
- Виды юридических наук:
- — теория государства и права;
- — историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);
- — отраслевые юридические науки(конституционное,
гражданское, уголовное и другие
отрасли права);
— прикладные науки (криминалистика, судебная медицина и т.д.).
Политической форме общественной организации соответствует государство. Его возникновение обусловлено внутренней эволюцией общества.
Среди теорий происхождения государства ведущее место принадлежит классовой, но истории известны и другие, внесшие существенный вклад в процесс познания этого общественного институте (теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая). К признакам государства относятся:
1) Территориальная организация
населения. Государственная власть
распространяется на все население в пределах одной территории (суша, недра, водное, воздушное пространство и т.д.) Это порождает институт гражданства. Территория и населения необходимые материальные предпосылки существования государства.
2) Наличие аппарата управления обществом. Через систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.
3) Государство организует общественную
жизнь на правовых началах.
4) Государство представляет суверенную
организацию власти. Государственный
суверенитет — верховенство и
независимость данного государства
по отношению к другим властям
внутри страны, а также в международных
отношениях.
5) Наличие фискальных органов (взимание налогов как финансово-экономическая основа государства).
Государство — организация публичной
политической власти, распространяющаяся на всю территорию страны и ее население, выступающая ее официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.
Функции государства — это основные направления его деятельности. Они
определяются сущностью государства. В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Среди функций государства выделяют внутренние и внешние, временные и постоянные. Различают экономические, политические, культурные и другие функции.
Механизм государства — система
государственных органов, посредством
которых реализуется государственная
власть, обеспечивается руководство обществом.
Для осуществления государственных
функций создается специальный
государственный аппарат. Государственный
аппарат — часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации власти.
В структуру механизма государства, кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и предприятия.
Государственные учреждения -государственные
организации, осуществляющие непосредственно
практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д.
Государственные предприятия — учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность в целях производства продукции либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.
В зависимости от сущности государства, определяется его форма, Она включает три стороны, характеризующие ее свойства.
Форма правления — организация
высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народа в их формировании. Существуют две основные формы правления: монархия и республика.
Форма государственного устройства — внутреннее деление государства
на части и взаимоотношение между ними. По форме устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
Политический режим — совокупность способов и методов осуществления
государственной власти. Выделяют демократический
и антидемократический режимы государства.
Обретя государственную независимость
и полный государственный суверенитет, Казахстан за прошедшие годы изменил
политико-правовое содержание основных институтов государственности.
Институт президентства стал главным в
государственной системе: он оказывает определяющее воздействие на состояние дел в стране, на функционирование всех трех ветвей власти, на формирование внешней и внутренней политики, также преобразование парламентско-президентской формы правления в чисто президентскую.
Иным стал институт законодательной власти. Прежний однопалатный Верховный Совет уступил место двухпалатному парламенту с видоизмененными функциями.
Осуществление экономической реформы, разработка мер по выводу страны из кризиса, организация выполнения законов и повседневное государственное управление, также характерны для процесса построения правового государства в Казахстане. В стране общие и арбитражные суды объединены в одну систему, которую ныне возглавляет Верховный суд.
Взамен прежнего Конституционного суда создан и приступил к работе Конституционный совет. Реорганизуется система правоохранительных органов. Наряду с этим завершается формирование атрибутов государственной независимости Казахстана, действует армия, создана республиканская гвардия, утверждена и используется символика.
Республика Казахстан перешла на национальную валюту.
Правовое государство – наше будущее. Необходимо утверждать здоровый тонус государственной и общественной деятельности, поставить заслон на пути коррупции и разложения, развивать юридические и морально-нравственные основы общества.
Следует ускорить обновление права, позаботиться о совершенствовании механизма применения права и охраны его предписаний, вырабатывать у граждан уважительное отношение к ним, наметить меры по претворению в жизнь всего того, что составляет содержание конкретных правоотношений и иных юридических связей в обществе.
Возникновение права обусловлено
теми же причинами, что и возникновение
государства. Государство обеспечивает наиболее важные социальные нормы, превращая их в правовые, а также осуществляет деятельность по установлению новых норм права.
Право — есть система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, установленных государством, посредством
которых реализуются наиболее важные интересы индивида и общества.
Помимо норм права регулятором отношений в обществе выступают нормы морали, религиозные нормы и т.п.
Но право отличается от других социальных норм тем, что оно исходит от государства; нормы права общеобязательны; имеют не персонифицированный характер; письменно закреплены.
Для того, чтобы стать регулятором
общественных отношений, право должно получить внешнее выражение, В правовой доктрине используется такое понятие
как источники права, т.е. способы
выражения и закрепления правовых норм.
Известны следующие виды источников права: 1) правовой обычай –это санкционированный
государством обычай; 2) юридический
прецедент — решение судебного или
административного органа, ставшее
образцом при решении всех дел
подобного рода в будущем; 3) нормативный договор — содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права; 4) Нормативно-правовой акт- акт правотворчества, содержащий нормы права, и рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы
всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы подразделяют на конституционные и текущие.
- К подзаконным нормативным правовым актам относятся акты Президента, Правительства, министерств, государственных
комитетов, местных органов власти. - Правовая норма — исходный элемент права. В структуру нормы права входят такие элементы как:
- 1. гипотеза — указание конкретных
жизненных обстоятельств, при
которых данная норма вступает
в действие;
Основные понятия о праве и правовых явлениях
Тема: Основные понятия о праве и правовых явлениях
План:
1.Понятие права, возникновение права.
2.Норма права и ее структура, правоотношение.
3.Правонарушение и юридическая ответственность.
4. Законность и правопорядок, санкции, система права.
1) Понятие права, возникновение права.Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.
Однако между моно нормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.
Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правовом).
Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты.
Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением если раньше таким контролем были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.
Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями, значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.
Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д.
В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.
На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
2) Норма права и ее структура, правоотношение. Будучи «клеточкой права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру. Во –первых, названная структура – идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми.
Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности.
Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов, гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотезауказывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозициясодержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.
Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой.
Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.
По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или Штраф).
Правила поведения (правовые нормы) бывают двух видов. Одни указывают человеку, что он может сделать, т. е. устанавливают права,другие нормы — что он должен сделать, т. е. устанавливают обязанности. Чаще всего наличие права у одного человека означает существование соответствующей обязанности у другого.
Так, наличие у потерпевшего права на возмещение причиненного ему имущественного вреда порождает обязанность причинителя выплатить соответствующее возмещение. Или: каждый из нас имеет право на обращение с жалобами и петициями в государственный орган.
Как только мы соберемся действительно это сделать, у государственного (органа возникает обязанность рассмотреть нашу жалобу, ответить на нее, принять соответствующие меры.
Таким образом, (между лицом, подавшим жалобу, и государственным органом устанавливается своеобразная связь из соответствующих друг другу (корреспондирующих) прав и обязанностей. Именно такая связь и называется правоотношением.
3) Правонарушение и юридическая ответственность.Правонарушение – социальный и юридический антипод правомерному поведению, их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение есть разновидность антисоциального, противоправного поведения.
В социальном смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений.
Так, преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Казахстан, посягают на основы государственного строя, на личность, ее политические и экономические или социальные блага.
Другие правонарушения, хотя и не являются столь общественно опасными, все же наносят вред общественным отношениям, личности, природной среде и т.д.
Правонарушение– это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.
Основные признаки правонарушения во – первых правонарушение – акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. Во –вторых, правонарушениями считаются только волевые действия, т.е.
действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно.
В – третьих, правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
В – четвертых, правонарушение – действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально – юридической стороны.
Система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения.
Субъектом правонарушения может быть деликтоспособным физическое лицо или организация. В уголовном праве таковым является только физическое лицо.
Объектом правонарушения является то, на что оно направлено, т.е. те ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб, — собственность, жизнь, здоровье граждан, общественный порядок и т.д.
Объективную сторону правонарушения характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними.
Как и иные элементы состава, объективная сторона достаточно четко закреплена в законе. Например, телесное повреждение может быть тяжким, менее тяжким, легким.
Каждый из них образует самостоятельный состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.
Субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Степень вины субъекта определяется предвидением или не предвидением виновным последствием своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Вина может выступать в форме умысла или неосторожности.
Последняя предполагает, что индивид предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся на их предотвращение (самонадеянность), либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела (небрежность).
4) Законность и правопорядок, санкции, система права.Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Рассматривая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно – политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.
Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, «правовой природе вещей».
В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «правовое» решение.
Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности.
Итак, законность– это общественно – политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок. Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства.
Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
К особенностям данного явления относятся: 1) правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2) Это порядок, предусмотренный нормами права. 3) Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. 4) Он обеспечивается государством.
Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями и используемый ими для достижения своих целей.
Государственно-правовое начало правовой системы характеризует три основных момента: а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство; б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно – правовых актах; в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.
- Вопросы по теме:
- 1)Что означает понятие «право»?
- 2)Что такое «нормы права»?
- 3)Назовите элементы норм права.
- 4)На что указывает гипотеза, диспозиция и санкция?
- 5) На какие виды подразделяются гипотеза, диспозиция и санкция?
- 6) Дайте определение понятию «правоотношение»
7) Назовите виды правовых норм. Что они устанавливают?
- 8) Дайте определение понятию правонарушение.
- 9) Назовите основные признаки правонарушения.
- 10) Кто может быть субъектом правонарушения?
- 11) Что является объектом правонарушения?
- 12) Чем определяется степень вины субъекта?
- 13) Дайте определение понятию «законность».
- 14) Какое правовое явление тесно связано с законностью?
- 15) Что означает понятие «правопорядок»?
16) Что относится к особенностям правопорядка? Назовите их.
17) Назовите три основных момента государственно- правового начала правовой системы.
|
Карточка №2 Какое правовое явление тесно связано с законностью? Что относится к особенностям правопорядка? Назовите их. Иногда можно услышать точку зрения, что нарушение дисциплины не относится к правонарушениям. Сформулируйте собственную точку зрения. |
Карточка № 3 Назовите виды правовых норм. Что они устанавливают?
|
Что относится к особенностям правопорядка? Назовите их. Назовите три основных момента государственно- правового начала правовой системы. |
Правовая система республики казахстан
Правовая система Республики Казахстан, наряду с правовыми системами некоторых преимущественно континентальных европейских стран, относится к романо-германской (континентальной) правовой системе.
В отличие от англосаксонской правовой системы (Англия, США), где основным источником права выступает судебный прецедент, романо-германская правовая система имеет единую иерархично построенную систему источников писаного права.
Среди источников права в романо-германской правовой системе главенствующее место занимает Конституция — основной закон, обладающий высшей юридической силой.
Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. Этот день является государственным праздником.
В соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан.
Иерархия источников права в Казахстане определяется законом Республики Казахстан от 06 апреля 2016 г. «О правовых актах». В соответствии со статьей 10 этого закона, Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу. Следуя за Конституцией, все нормативные правовые акты располагаются в нижеследующей иерархии:
- 1. Законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
- 2. Конституционные законы Республики Казахстан;
- 3. Кодексы Республики Казахстан;
- 4. Консолидированные законы и законы Республики Казахстан;
- 5. Нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
- 6. Нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
- 7. Нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
- 8. Нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
- 9. Нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
10. Нормативные правовые решения маслихатов (местный представительный орган), нормативные правовые постановления акиматов (местный исполнительный орган), нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.
Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие
Вне указанной иерархии находятся акты Председателя Совета Безопасности Республики Казахстан, нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного суда Республики Казахстан. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.
Международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед его законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Таким образом, признанные принципы и положения международного права являются составной частью правовой системы Республики Казахстан к которым могут апеллировать все субъекты права.
Основы гражданско-правовых отношений установлены в пункте 1 статьи 6 Конституции Республики Казахстан, согласно которой в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.
Центральный нормативный правовой акт в сфере гражданско-правовых отношений — Гражданский Кодекс Республики Казахстан, состоит из двух частей — Общей и Особенной. Общая часть была принята 27 декабря 1994 г. и введена в действие с 1 марта 1995 г.
Особенная часть была введена в действие 1 июля 1999 г. Несмотря на то, что обе части Гражданского кодекса уже введены в действие, процесс их совершенствования путем внесения соответствующих изменений и дополнений продолжается до настоящего времени.
Общая часть Гражданского кодекса регулирует такие вопросы, как правовой статус физических и юридических лиц, сделки, Право собственности, общие положения об обязательствах и договорах.
Особенная часть Гражданского кодекса содержит нормы, регулирующие отдельные виды обязательств (купля- продажа, дарение, аренда, подряд и т.д.
), а также вопросы права интеллектуальной собственности, наследования и международного частного права.
- Среди нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Казахстане, наряду с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским и Предпринимательским кодексами можно выделить следующие:
- — Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. – «Об акционерных обществах»;
- — Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. – «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»;
- — Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 г. – «О реабилитации и банкротстве»;
— Закон Республики Казахстан от 2 мая 1995 г. – «О хозяйственных товариществах».
Уникальным для стран СНГ является закрепление в Казахстане с 1 июля 2006 года на законодательном уровне права субъектов частного предпринимательства участвовать в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, проектов международных договоров Республики Казахстан, а также международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. В частности, центральные государственные и местные исполнительные органы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения. Полученное экспертное заключение носит рекомендательный характер и обязательно прилагается к проекту нормативного правового акта при его рассмотрении и принятии, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.
Понятие правоведения
Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека.
ПРАВОВЕ́ДЕНИЕ — наука о праве, законоведение.
Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.
- Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.
- Правоведение позволяет понять:
- 1) сущность права и государства;
- 2) возникновение и развитие государства и права;
- З) происходящие в современном обществе государственно-правовые явления.
Правоведение дает объемное представление о государстве и праве этих процессов в динамично развивающемся мире.
При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и другое), их сущности.
Данные категории являются основными, так как они используются во всех отраслевых юридических науках и без них невозможно изучение норм отраслей права.
- Предмет науки – перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.
- Предметом правоведения являются:
- 1) система основных правовых понятий;
- 2) государство как общественно-политическое явление
- З) право как социально-политического явления общественной жизни; 4) взаимосвязь между государством и правом;
- 5) основные понятия и положения различных отраслей права.
- Методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении науки правоведения традиционно используются следующие методы:
- 1) всеобщий – основан на следующих положениях:
- А) государство и право – те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;
- б) государство и право – институты, которые находятся в постоянном развитии.
- 2) общенаучные методы:
- а) анализ – расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям;
- б) синтез – объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе;
- в) системный подход – рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи;
- г) функциональный подход – изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния.
- 3) частно-научный метод:
- А) формально-юридический подход к изучению предмета – при этом дается необходимое определение, производится классификация общественных явлений на основе выделенных признаков;
- Б) сравнительно-правовой – осуществляется путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления требований законодательства;
- В) статистический – основан на статистической информации, количественных показателях;
- г) социологический – исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы.
- Правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует правовую грамотность и понимание права в целом.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)