Отбывание наказания за преступление, совершенное в иностранном государстве, на территории РФ

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Уголовные дела — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Общие положения УК РФ — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП Отбывание наказания за преступление, совершенное в иностранном государстве, на территории РФ Записаться на консультацию

  • Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации – бесплатные ответы юристов онлайн
  • Содержание
  • УК РФ 12 статьей закреплены нормы закона о привлечение к ответственности российских граждан, совершивших преступление, находясь в зарубежных странах.

Здесь имеет место принцип национальности и гражданства людей, какие совершили преступления в том или ином виде, по которому нормы УК РФ распределяются в пространстве. Смысл в том, что для граждан РФ, где бы они не находились, применяется законодательство России. За преступление, которое совершено русскими гражданами, даже если они находятся вне территории родины, привлекаются нести уголовную ответственность по УК РФ, так что наказание их ждет по российскому закону.

Конституция России дает основное понятие о том, что нельзя нести ответственность за одно преступление дважды.

Основываясь на главный Закон страны, уголовным кодексом предусмотрено:

  • привлечение граждан, совершивших преступления вне РФ, а также людей, не имеющих гражданства вообще, но живущих в России, возможно лишь только, если они не были уже приговорены к наказанию за содеянное преступление в зарубежной стране;
  • только в том случае, когда действия граждан признаны преступными на территории государства, где они были совершены, привлечение к уголовной ответственности необходимо.

Если после того, как российским гражданином было совершено преступление, он вернулся в Россию, его могут привлечь нести ответственность, и это будет соответствовать законодательству, но не более пределов мер, принимаемых в стране, где совершено преступление.

Следует, однако, учитывать, что при осуждении граждан, совершивших преступные деяния вне родины, берется к вниманию, какие меры могли бы быть применены за содеянное преступление в стране, где совершен сам факт преступления. Максимальное наказание ни в коем случае не может превышать наказания, предусмотренного в зарубежье в таких случаях.

Уголовная ответственность военнослужащих РФ, совершивших преступление вне пределов страны

  1. В тех случаях, когда россияне, проходят службу в воинских частях, которые дислоцируются вне России на территории иностранного государства и совершили преступление, то уголовная ответственность наступает в особом порядке согласно второй части двенадцатой статьи УК РФ.

  2. Условиями международных соглашений предусматривается определенный порядок, которому следуют в случаях, когда преступление совершено российским военнослужащим вне пределов родины.

  3. Привлечение российских военнослужащих к уголовному наказанию может быть как по Российскому законодательству, так и по законодательству страны, в которой было совершено преступление во время пребывания на службе.

  4. Это будет зависеть, направлено ли преступление против самой службы, должностное преступление, которое само собой подлежит расследованию и наказанию согласно юрисдикции России.

  5. Если же преступление, которое совершил этот военнослужащий, произошло вне пределов территории воинской части и носит криминальный характер, то он несет ответственность и осужден по законодательству государства, где пребывает и совершено преступное деяние.

  6. Кроме того, если будет оговорено в межправительственных договорах России и страны, где дислоцируется воинская часть, то гражданский персонал, работающий в воинской части, дислоцированной за границей и члены семей военнослужащих, проживающие вместе с ними, привлекаются к уголовной ответственности в том же порядке, что и несущие службу.
  7. Если уголовное преступление военнослужащим вроде бы совершено и против государства зарубежного, но международный Договор не подписан, он понесет наказание опять-таки по российскому законодательству.
  8. Практически не найден однозначный подход привлечения к ответственности, если на военную службу русского воинского формирования приняты граждане страны, в которой дислоцируется воинская часть и наоборот, когда российские граждане поступают на службу чужой страны.

Уголовная ответственность российских граждан, проживающих вне пределов РФ и совершивших преступление

  • Если граждане России, которые временно или постоянно живут вне пределов России, в дальнем или ближнем зарубежье, совершают уголовное преступление, ответственность они несут по законам страны проживания и совершения деяний.
  • В таких случаях, даже если после содеянного преступления они вернулись на историческую родину, по запросу государства, где было совершено преступление, они могут быть выданы и нести ответственность, отбывать реальное наказание.
  • Когда преступление совершено лицом, которое живет постоянно за границей направлено против России, то и наказание российского гражданина должно быть по российскому законодательству.
  • Согласно международным соглашениям Россия может затребовать выдачи этих граждан на родину для привлечения к ответственности.
  • Выдача преступников, если их действиями были затронуты интересы России или личные интересы российского гражданина оговариваются во всевозможных международных соглашениях.
  • Международным правом на сегодняшний день утверждена возможность предоставления иностранцам, так называемого политического убежища в тех случаях, когда идут гонения и явные преследования человека и членов его семьи по политическим взглядам или религиозным убеждениям.
  • При совершении общепризнанных уголовных преступлений (убийство, нанесения тяжких тяжелых повреждений, вымогательство и других) преступники не могут пользоваться правами политического убежища.

К единому мнению понятия формулировки политическое убежище прийти сегодня на практике не получается. В жизни получается решение вопроса о выдаче человека по запросу другой страны для привлечения к ответственности или предоставление ему политического убежища решается индивидуально в каждом случае. К учету принимается политическая и правовая оценка сложившейся ситуации.

Политическое убежище в РФ может быть предоставлено только по Указу Президента России.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, Наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Страница отображения — Прокуратура города Москвы

Особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, выданных Российской Федерации компетентными органами иностранных государств

  • Разъясняет начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы Лариса Анатольевна Афанасьева
  • Одним из видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является институт выдачи (экстрадиции) преступников для привлечения к уголовной ответственности.
  • Выданное Российской Федерации компетентными органами иностранного государства лицо обладает всеми правами обвиняемых, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • Помимо этого, международными договорами Российской Федерации и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации гарантировано, что выданное лицо может быть привлечено только за те преступления, которые были указаны в запросе о его выдаче.
  • Так, в статье 14 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года, участником которой является Российская Федерация, закреплено, что лицо, которое было выдано, не должно подвергаться уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано для приведения в исполнение приговора за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано (правило конкретности).
  • Аналогичное правило закреплено в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и в ряде других двусторонних договорах Российской Федерации по вопросам выдачи (статья 66 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 03 февраля 1993 года).
  • Кроме того, данный принцип закреплен и в российском уголовно-процессуальном законодательстве, а именно в статье 461 УПК РФ, предусматривающей, что «лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче».

Как следует из смысла данной статьи следственные и судебные органы не могут выйти за пределы запроса о выдаче, а именно привлечь лицо за преступление, совершенное им до момента выдачи и не указанное в запросе об экстрадиции. Согласно смыслу закона, объем обвинения, а также квалификация преступления, за которое лицо было выдано, не могут быть изменены в сторону ухудшения положения обвиняемого (подсудимого).

Данная позиция отражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания».

Так, согласно пункту 29 данного постановления, если в ходе расследования были установлены или изменены квалифицирующие признаки преступления, в связи с совершением которого лицо было выдано Российской Федерации, то дополнительное согласие запрашиваемого государства необходимо получить, если указанные признаки свидетельствуют о совершении лицом до его выдачи другого преступления, например убийства, сопряженного с разбоем, вымогательством (пункт «з» часть 2 статьи 105 УК РФ), при условии, что ранее лицо было выдано Российской Федерации в связи с совершением убийства без отягчающих обстоятельств (часть 1 статьи 105 УК РФ). Указанное согласие требуется, поскольку вследствие изменения квалификации деяния, в связи с совершением которого лицо было выдано, ухудшается положение такого лица.

В случае, если компетентными органами иностранного государства принято решение о частичном удовлетворении запроса о выдаче, выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за те преступления, по которым в выдаче отказано. Уголовное преследование лица за такие преступления должно быть прекращено следственными либо судебными органами.

Президиум Санкт-Петербургского районного суда 20 марта 2013 года отменил приговор Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 августа 2012 года о признании М. виновной в совершении двух преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 240 УК РФ, в связи с нарушением правила конкретности.

Читайте также:  Штраф за просроченную страховку 2023

Суд мотивировал свое решение тем, что компетентными органами Германии удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче указанного лица для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного пунктами «а, б, в» части 2 статьи 240 УК РФ, и данный факт не был учтен районным судом при вынесении приговора.

В связи с нарушением правила конкретности постановлением Президиума Алтайского краевого суда 23 декабря 2014 года изменен приговор Октябрьского районного суда г. Барнаула от 20 октября 2014 года в части осуждения М. по эпизоду хищения денежных средств потерпевшей Н.

Суд указал, что компетентными органами Украины удовлетворен запрос о выдаче М.

для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, в отношении потерпевших С, К, П, П1, М, К1. Согласие на привлечение М.

к уголовной ответственности по эпизоду хищения денежных средств потерпевшей Н. не запрашивалось, что также не было учтено районным судом.

В связи с этим, краевой суд исключил из приговора осуждение М. по эпизоду хищения денежных средств потерпевшей Н. и уменьшил общую сумму похищенных денежных средств.

Таким образом, при возникновении необходимости привлечения выданного Российской Федерации лица за совершение преступления, не указанного в запросе о выдаче, изменения квалификации деяния или объема обвинения в сторону ухудшения положения лица либо его передачи третьей стороне для привлечения к уголовной ответственности необходимо запрашивать согласие государства, его выдавшего.

Если указанное согласие получено не было, уголовное преследование лица за преступления, совершенные до его выдачи и не указанные в запросе, подлежит прекращению.

Вместе с тем, законодатель предусматривает исключения из данного правила. Так, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации определены случаи, когда такое согласие не требуется.

  1. Например, если выданное иностранным государством лицо в течение 44 суток (Европейской конвенцией о выдаче от 13 декабря 1957 года предусмотрен срок в 45 дней) со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации.
  2. Кроме того, такого согласия не требуется, если выданное лицо покинуло территорию России, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию.
  3. Стоит обратить внимание, что правило конкретности не применяется, то есть согласие выдавшего государства на привлечение к уголовной ответственности не требуется, когда преступление совершено выданным лицом после его выдачи Российской Федерации.

О механизме передачи российских граждан, осужденных к лишению свободы за пределами территории российской федерации, для дальнейшего отбывания наказания в российскую федерацию

Передача осужденных лиц в государство их гражданства для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы предусмотрена положениями международных договоров Российской Федерации в этой сфере и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 года (далее – Конвенция 1983 года), Конвенции Содружества Независимых Государств о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года (далее – Конвенция 1998 года), а также ряда двусторонних договоров о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.

Согласно положениям упомянутых международных нормативных правовых актов одним из условий рассмотрения вопроса передачи в государство исполнение приговора является то, что судебное решение должно быть окончательным, т.е. вступить в законную силу.

  • С ходатайством о передаче для отбывания наказания вправе обратиться сам осужденный либо его адвокат (представитель), а в соответствии с Конвенцией 1998 года – близкий родственник осужденного.
  • При направлении ходатайства о передаче представителем осужденного либо его близким родственником должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия или родство.
  • Ходатайство о передаче осужденного может быть направлено в Минюст России, российский суд либо компетентный орган государства, в котором отбывает наказание осужденный (на Украине, например – в Минюст Украины).
  • В ходатайстве о передаче осужденного в иностранном государстве для отбывания наказания в Российскую Федерацию, помимо уведомления о желании быть переданным в Россию также указываются сведения о дате и месте его рождения, месте проживания на территории Российской Федерации, а также данные документа, удостоверяющего личность и подтверждающего наличие российского гражданства.
  • После подтверждения российскими компетентными органами наличия у осужденного гражданства Российской Федерации в адрес компетентного органа иностранного государства Минюстом России направляется запрос о предварительном согласии на передачу осужденного и предоставлении предусмотренных положениями Конвенции 1983 года, Конвенции 1998 года и двусторонних договоров материалов, необходимых для рассмотрения российским судом вопроса о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда.
  • После проверки поступивших из компетентного органа иностранного государства запрошенных документов в Минюсте России на соответствие положений международных договоров, а также на наличие либо отсутствие оснований, препятствующих передаче осужденного, они подлежат направлению во ФСИН России для внесения представления в суд о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении осужденного в порядке, предусмотренном статьями 469 и 470 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
  • Вступившее в законную силу решение суда по данному вопросу направляется Минюстом России компетентному органу иностранного государства для принятия окончательного решения относительно передачи осужденного в Российскую Федерацию.
  • При поступлении в Минюст России согласия компетентного органа иностранного государства на передачу осужденного ФСИН России предлагается согласовать с соответствующим органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний время, место и порядок фактической передачи осужденного.
  • После передачи осужденного в Россию он размещается в исправительном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживал до убытия в иностранное государство.
  • При отсутствии на территории субъекта исправительного учреждения соответствующего вида, определенного российским судом, осужденный размещается в исправительном учреждении соответствующего вида, расположенном в близлежащем регионе.
  • После передачи осужденного в Россию он продолжает отбывать назначенное ему наказание в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, осужденный имеет право на применение к нему актов о помиловании и амнистии, как государством вынесения приговора, так и государством исполнения приговора. Пересмотр приговора в отношении осужденного, переданного государству исполнения приговора, может быть осуществлен только компетентным судом государства вынесения приговора.

ФСИН: каждый третий осужденный иностранец в России сидит за наркотики

Среднесписочная численность осужденных из дальнего зарубежья не превышает 350 человек и представлена выходцами из Китая, Нигерии, Афганистана, Вьетнама, Камеруна, Монголии — всего более 40 стран.

Каждый третий иностранец в России сидит за незаконный оборот наркотиков. А по большому счету, состав преступлений, совершенных иностранными гражданами, никакого особого отличия не имеют, практически весь Уголовный Кодекс — от хулиганства и мошенничества до разбоев, грабежей и убийств.

— Для иностранцев предусмотрены особые условия содержания?

— Нет, особых условий не предусмотрено. Все иностранцы отбывают наказание на основаниях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

О прибытии иностранца в исправительное учреждение уведомляют посольство или консульство родной страны осужденного.

При этом на заключенных из других стран распространяются все права и обязанности, которые установлены международными договорами и российским законодательством.

Так, они имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств.

Мы со своей стороны приветствуем желание посольств проводить встречи с осужденными, так как это положительно влияет на их эмоциональное состояние — человек видит, что он не брошен, государство о нем беспокоится.

Так, в условиях исправительных учреждений в 2012 году проведено 65 консульских встреч.

— Могут ли осужденные иностранцы просить о том, чтобы их отправили на родину отбывать оставшуюся часть наказания?

— Такое право предусмотрено многосторонними конвенциями, а также двусторонними договорами, участником которых является Россия. Осуждённый или его представитель могут обратиться непосредственно в федеральную службу либо в Минюст России, который уполномочен вести переговоры об условиях передачи, либо в компетентные органы своей страны.

Ходатайство о передаче может быть направлено также в суд. В любом случае, после получения гарантий исполнения приговора на территории государства гражданства, решение о передаче принимает российский суд. При положительном решении суда, мы во взаимодействии с иностранными коллегами отправляем осужденного отбывать наказание на родину.

Ежегодно таким образом передаем до 300 человек. Так, в минувшем году было отправлено для дальнейшего отбывания наказания на родину 292 человека, в основном это граждане Азербайджана, Украины, Белоруссии, Молдавии, Таджикистана, Киргизии.

Читайте также:  Перевозка детей транспортом организации

Однако не всех заключенных суды соглашаются передать. Основания отказа прописаны в российском законодательстве. Основная причина, по которой суды, как правило, отказывают осужденному в передаче на родину — наличие неисполненных исковых требований. Поэтому мы всегда рекомендуем перед подачей соответствующих прошений позаботиться об уплате всех долгов и исков.

— Сергей Анатольевич, ваше управление осуществляет экстрадицию граждан. Расскажите, как прошла одна из самых резонансных за последнее время экстрадиций в РФ — фигуранта «игорного дела» бывшего первого заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко.

— Стандартно. После получения соответствующего поручения Генеральной прокуратуры России об экстрадиции, которое для нас является руководством к действию, мы сформировали особый караул и направили в Польшу для организации приема и доставки Игнатенко на территорию РФ. При этом были учтены выставленные польской стороной условия по дате передачи.

Экстрадицию осуществляли в тесном взаимодействии и при поддержке НЦБ Интерпола, соответствующих консульских служб МИДа России, пограничной службы, транспортной полиции. Все прошло в штатном режиме, без каких-либо накладок. В этом году это была уже вторая экстрадиция, обеспеченная силами особого караула.

Процедуру экстрадиции осуществляют специально обученные, подготовленные сотрудники, формирование и выполнение задач особым караулом осуществляется с учетом требований нормативных актов и необходимости обеспечения безопасности по всему маршруту следования. По общему положению международных актов, расходы, связанные с доставкой содержащихся под стражей лиц, несет страна, запросившая выдачу.

— Сколько экстрадиций осуществляете в среднем за год?

— В год мы исполняем порядка 1,4 тысяч решений Генпрокуратуры об экстрадиции. Только в прошлом году из России были выданы для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора 1138 человек, принято для уголовного преследования в Россию 262 человека.

Передача людей в государства, имеющие общие границы с Россией, осуществляется в приграничных пунктах. В случае отсутствия общих границ — в заранее оговоренных международных аэропортах. Соответственно, прием в Россию организуется в том же порядке.География организации экстрадиционных процессов довольно обширная.

В основном, конечно, затрагивает государства, ранее входившие в состав Союза. Так, в Россию для уголовного преследования в 2012 году возвращали граждан из Украины, Белоруссии, Казахстана, организовывали доставку из Германии, Австрии, Израиля, Китая, Монголии, Турции, Швейцарии и других государств.

Повторюсь, география обширная, прятаться беглым преступникам негде.

— Как правило, осужденные хотят отбывать наказание рядом с домом, чтобы родственникам было их проще навещать, привозить передачи. Размещать осужденных поближе к дому обязывает вас и закон. В каких случаях может нарушаться это правило?

— Речь корректней вести не о нарушениях этого правила, а, скорее, об исключениях.Действительно, по общему правилу, осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание в тех субъектах, где они проживали и были осуждены.

Однако полностью придерживаться этого принципа нам не удается по объективным причинам. Например, в Москве, мегаполисе с большим количеством жителей, нет ни одного исправительного учреждения.

Из-за этого нам приходится распределять лиц, осужденных судами Москвы, по другим регионам.

На сегодняшний день ни в одном субъекте страны нет полного набора исправительных учреждений всех видов и режимов, а поместить человека, приговоренного к отбыванию наказания в колонии строгого режима, в учреждение иного вида режима, даже если оно ближе к дому, мы, естественно, не можем. Кроме того, при наличии в отдельных регионах соответствующих колоний, в них может отсутствовать возможность размещения всех жителей в связи с недостатком мест.

Помимо этого, с учетом малочисленности от общего количества отбывающих лишение свободы осужденных женщин, несовершеннолетних, бывших работников правоохранительных органов и судов, исправительные учреждения для них являются межобластными.

— Как поступаете с террористами? Не секрет, что наибольшее число — выходцы с Северного Кавказа. Не наблюдается в расположенных там исправительных учреждениях их большой концентрации?

— В уголовно-исполнительном кодексе есть норма, согласно которой осужденные за преступления так называемого террористического характера направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения по решению ФСИН России. Таким образом, закон позволяет регулировать размещение людей, осужденных за терроризм, с учетом оперативной обстановки в колониях.

— Некоторое время назад все заключенные были разделены на так называемых «первоходов» и рецидивистов, чтобы впервые попавшие в места лишения свободы не приобщались к криминальной субкультуре. Удается придерживаться этого разделения сейчас?

— Сегодня осужденные из следственных изоляторов распределяются в строгом соответствии с требованием о раздельном содержании впервые осужденных и лиц, ранее отбывавших лишение свободы.

— Ваше управление также занимается вопросами амнистии. Может ли амнистия улучшить ситуацию с переполненностью тюрем и колоний? Не ожидается амнистий в ближайшее время?

— Амнистии готовятся в стенах Госдумы, это полномочия депутатов. Практика показывает, что этот институт кардинально не оказывает влияние на среднесписочную численность осужденных. Последние широкомасштабные амнистии были в 2000 и 2001 году.

Одна — в честь 55-летия Победы, когда было освобождено из мест лишения свободы 206 тысяч человек. Вторая амнистия касалась несовершеннолетних и женщин. Исполнение указанных амнистий, конечно, отразилось на общем количестве осужденных, но уже к 2003 году численность тюремного населения практически восстановилась.

Последние изменения в сторону гуманизации уголовного законодательства, в том числе введение нового вида наказания, не связанного с лишением свободы, — ограничения свободы, сказались на том, что мы наблюдаем устойчивое снижение числа осужденных.

Так, если в 2010 году в исправительных учреждениях содержалось порядка 730 тысяч человек, то по состоянию на 1 января этого года отбывало наказание чуть больше 587 тысяч осужденных.

Наполняемость колоний в дальнейшем в большей степени будет определяться двумя факторами — состоянием преступности в стране и судебной практикой.

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является

В соответствии с нормами международного и российского уголовно-процессуального права, лицо, осужденное на территории иностранного государства к лишению свободы, может быть передано на территорию государства, гражданином которого оно является, для отбывания назначенного ему наказания.

Согласно международным договорам, государство, судом которого вынесен приговор об осуждении лица к наказанию в виде лишения свободы, называется «государством вынесения приговора», а государство, которому передается для отбывания наказания лицо, осужденное к лишению свободы, принято именовать «государством исполнения приговора».

Передача (трансфер, от лат. — передавать, перемещать) осужденного лица как международно-правовой институт отличается от выдачи (экстрадиции) прежде всего характеристиками лица, подлежащего передаче, а также целями такого перемещения.

Передача осужденного лица — это перемещение лица, осужденного к лишению свободы, с территории государства вынесения приговора, в государство, гражданином которого он является, для дальнейшего отбывания наказания.

Институт передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, представляет собой отражение принципа гуманизма, направлен на более эффективное достижение целей правосудия и применения наказания, призван способствовать социальной реабилитации осужденных лиц.

Указанные выше цели требуют, чтобы иностранцам, лишенным свободы в результате совершения ими уголовного правонарушения, была предоставлена возможность отбывать наказание в своем обществе, а наилучшим средством достижения этого является их передача в свои страны (Преамбула Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г.).

Правовой основой для такой передачи является международный договор либо письменное международное соглашение между компетентными органами, заключенное на основе принципа взаимности.

Кроме того, важную роль играют положения национального (внутригосударственного) законодательства, регулирующие правоотношения по поводу передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является.

Среди многосторонних региональных соглашений по данной проблеме наиболее значимы для России Конвенция Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 г. и Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания, заключенная в г. Москве 6 марта 1998 г.

Россия ратифицировала Конвенцию о передаче осужденных лиц 1983 г. и Дополнительный протокол к ней 1997 г. с заявлениями, касающимися особенностей применения отдельных процедур, предусмотренных Конвенцией и протоколом, на территории нашей страны.

Конвенция вступила в силу для России 1 декабря 2007 г. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г. ратифицирована 13 октября 2009 г.

с оговорками и заявлением, касающимися определения компетентных органов для целей данной конвенции.

Кроме того, в рамках СНГ принята Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, подписанная 28 марта 1997 г. государствами — членами СНГ.

По взаимному согласию этих государств указанные граждане передаются для прохождения принудительного лечения в то государство, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают (если являются лицами без гражданства).

Конвенция ратифицирована Россией 6 декабря 2000 г. и вступила для нее в силу 16 октября 2001 г.

Многосторонние конвенции не всегда удовлетворяют интересам отдельных государств, вследствие чего участники данных конвенций нередко заключают между собой дополнительные двусторонние соглашения, более подробно регулирующие особенности взаимоотношений двух государств в сфере совпадающих интересов. Так, в 2003 г. была заключена Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, а в 2009 г. в Каире подписан Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Государства — участники данных соглашений обязались оказывать друг другу максимальное содействие в вопросах передачи осужденных в государство их гражданства для отбывания оставшейся части наказания.

В гл. 55 УПК закреплены нормы, регулирующие различные аспекты процедуры передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является (ст. 469-473).

Нормами международного права и УПК передача осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, допускается в случаях, когда назначенное наказание в виде лишения свободы еще не отбыто осужденным. На лиц, осужденных не к лишению свободы, а к иным наказаниям, нормы гл. 55 УПК не распространяются.

Читайте также:  Договор безвозмездного пользования нежилым помещением

Процессуальным основанием передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина России, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации является решение суда.

Суд принимает решение о передаче осужденного по результатам рассмотрения: а) представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний; б) обращения осужденного или его представителя; в) обращения компетентных органов иностранного государства.

Компетентными органами иностранного государства признаются органы, имеющие право принимать решение о передаче осужденного. К ним относятся, как правило, министерства юстиции, министерства внутренних дел и прокуратура.

В Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области исполнения наказаний, является Минюст России. Непосредственно исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства осуществляет ФСИН России, подведомственная Минюсту России.

  • Все международные договоры, обязательные для России, содержат правило, согласно которому, для осуществления передачи необходимо согласие самого осужденного и обеих договаривающихся сторон.
  • Если просьба о передаче исходит не от самого осужденного или его представителя (например, родственника, адвоката), а содержится в представлении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, то она обязательно должна сопровождаться письменным согласием осужденного на передачу.
  • Закрепление в праве этого требования призвано гарантировать соблюдение интересов осужденного и не допускать принудительного перемещения в страну лица, которое по каким-либо причинам не хочет возвращаться в государство, гражданином которого является (например, из-за опасения возможности причинения вреда его здоровью, жизни или ввиду других обстоятельств).

По общему правилу вопрос о передаче гражданина иностранного государства, осужденного к лишению свободы судом РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого осужденный является, рассматривается судом, постановившим приговор, а вопрос о признании, порядке и об условиях исполнения приговора суда иностранного государства, которым осужден Гражданин России, передаваемый в Российскую Федерацию для отбывания наказания, — судом, к подсудности которого относится совершенное осужденным преступление с учетом его квалификации по УК и места последнего проживания осужденного в России. Данные вопросы разрешаются единолично судьей в судебном заседании в порядке и сроки, которые установлены в УПК.

При невозможности рассмотрения судом вопроса о передаче осужденного ввиду неполноты либо отсутствия необходимых сведений судья вправе отложить его рассмотрение и запросить недостающие сведения либо без рассмотрения направить обращение осужденного в российский компетентный орган для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора РФ, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства (ч. 2 ст. 470).

Передача осужденного к лишению свободы для отбывания наказания является правом, а не обязанностью государства, которое может отказать в такой передаче. Международными договорами и УПК предусмотрен перечень оснований, при наличии которых в передаче может быть отказано.

Согласно ст. 471 УПК иностранному государству может быть отказано в передаче лица, осужденного к лишению свободы российским судом, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, в случаях если:

  • 1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;
  • 2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие:
    • а) истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
    • б) непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда РФ либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда РФ без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства;
    • в) несопоставимости с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенных судом или иным компетентным органом иностранного государства;
  • 3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;
  • 4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором РФ;
  • 5) осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации (ст. 471 УПК).

Международные конвенции о передаче осужденных лиц предусматривают такое дополнительное основание для отказа в передаче осужденного, как величина оставшегося неотбытым срока наказания.

Согласно конвенциям, на момент получения запроса о передаче срок лишения свободы, который осужденному еще предстоит отбыть, должен составлять не менее шести месяцев.

В то же время, Конвенция Совета Европы предусматривает, что в исключительных случаях стороны могут договориться о передаче, если неотбытый срок наказания составляет менее шести месяцев (ст. 3).

Российское уголовно-процессуальное право регулирует порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства (ст. 472 УПК).

В соответствии с установленным порядком, если при рассмотрении представления (обращения) о передаче гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, для отбывания наказания в Россию, суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин Российской Федерации, не является преступлением по российскому законодательству либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному российским законодательством или международным договором РФ, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства.

Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, в котором указывает: 1) наименование суда иностранного государства, дату и место постановления приговора; 2) сведения о последнем месте жительства осужденного в России, месте его работы и роде занятий до осуждения; 3) описание преступления, в совершении которого осужденный признан виновным, и уголовный закон иностранного государства, на основании которого он осужден; 4) статью УК, предусматривающую ответственность за преступление, совершенное осужденным; 5) вид и срок наказания (основного и дополнительного), отбытый срок и срок наказания, которое осужденный должен отбыть в России, его начало и окончание, вид исправительного учреждения, порядок возмещения вреда по гражданскому иску.

Если по УК предельный срок лишения свободы за преступление, в совершении которого осужденный признан виновным, меньше чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления, предусмотренный УК.

Если же согласно УК лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания за совершенное лицом преступление, то суд определяет иное наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства, в пределах, установленных УК за данное преступление.

В тех случаях, когда приговор суда иностранного государства относится к двум или нескольким деяниям, не все из которых являются преступлениями в России, суд определяет, какая часть наказания, назначенного по приговору суда иностранного государства, применяется к деянию, являющемуся преступлением.

В случае отмены или изменения приговора суда иностранного государства либо применения в отношении лица, отбывающего наказание в России, изданных в иностранном государстве актов об амнистии или о помиловании вопросы исполнения пересмотренного приговора суда иностранного государства, а также применения актов об амнистии или о помиловании решаются в том же порядке, что и вопрос о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (ч. 6 ст. 472 УПК).

Ратификация Российской Федерацией международных конвенций о передаче осужденных, включая Конвенцию Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 г. и Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г., требует дальнейшего совершенствования УПК с целью приведения в соответствие с нормами международного права.

Adblock
detector