За последнее десятилетие в России появилось множество платных автомобильных дорог, на которых необходимо вносить оплату согласно действующим тарифам. Эти денежные средства идут на строительство новых дорог и содержание платных участков в эксплуатационном состоянии.
Что такое платные дороги?
Платные дороги – это целые магистрали или отдельные участки автомобильных трасс, которые имеют высокое качество асфальтовых покрытий, более высокую пропускную способность и улучшенную придорожную инфраструктуру. Часто это скоростные трассы с максимально допустимой скоростью до 150 км/час и минимальным количеством препятствий и ограничений.
Однако за комфортную поездку по такому хайвею взимается определенная цена, которая зависит от:
- типа транспортного средства (легковой, грузовой, автобусы);
- наличия дополнительных прицепных устройств;
- грузоподъемности;
- времени суток проезда.
Таким образом, легковой автомобиль платит меньше, грузовики и автобусы — больше, тяжелые фуры – по максимальному тарифу. Ночной проезд платного участка чаще всего дешевле на 30-50%.
Кроме того, на платной дороге могут существовать льготные тарифы, зависящие от километража и возраста водителей. Специальные государственные автомобили (МЧС, МВД, Скорая помощь) и маршрутный общественный в пределах населенных пунктов обычно проезжают бесплатно (такси, туристические и междугородные автобусы это не касается).
Способ оплаты зависит от типа платных дорог. На открытых трассах оплата принимается в определенных пунктах по маршруту следования, на закрытых – на въезде и выезде с дороги, а на дорогах с электронной системой контроля – либо с помощью транспондеров, либо после поездки через банк или онлайн-сервисы. На многих платных магистралях могут работать сразу несколько видов оплаты.
Штраф за проезд по платной дороге в 2021 году
До конца 2020 года в административном законодательстве РФ штрафов за неоплату платных дорог не существовало. За то, что вы случайно оказались на платной трассе, можно было не платить.
В 2021 году вступили в действие поправки в ФЗ №521, согласно которым в КоАП была внесена статья 12.21.4, предусматривающая штрафные санкции за невнесение оплаты при проезде участков платных дорог.
Если водитель не заплатил за проезд платной трассы согласно установленным требованиям, он может быть наказан штрафом в размере 1.500 рублей (легковой автомобиль) или 5.000 рублей (автобус или грузовик).
Появление штрафов за неоплату связано с тем, что на ряде платных дорог с 2021 года была введена безбарьерная система (free-flow) «Свободный поток» вместо ранее установленных шлагбаумов.
Система не препятствует проезду транспорта на платный участок трассы, а оборудование контрольной рамки автоматически фиксирует номерной знак автомобиля, списывая с него деньги через транспондер, либо начисляя на счет водителя плату.
Безбарьерная система позволила исключить очереди на пунктах оплаты и дорожные пробки, но увеличила число автомобилистов, которые использовали дороги, игнорируя начисленные счета.
Теперь погасить выставленный Ространснадзором счет необходимо в течение 5 суток, иначе штраф будет выписан автоматически (режим фотофиксации) и доставлен вам как штраф ГИБДД.
И неважно – заехали вы на платную дорогу сознательно или случайно.
Можно ли не платить и ездить бесплатно?
Как уже указывалось выше, бесплатное пользование платными дорогами разрешено для государственных спецмашин и общественного муниципальных рейсового транспорта. Все остальные транспортные средства обязаны платить!
Избежать штрафа за неоплату платной трассы можно только одним способом – оплатить счет Ространснадзора за проезд в пределах 5 дней или в течение 20 дней с момента получение постановления о штрафе – тогда административное Правонарушение будет аннулировано.
Учтите, если вы не уложились в 20 суток с момента выписки штрафа, то придется оплатить и счет за проезд платной дороги, и штраф!
Кроме того, будет засчитываться только одно нарушение правил проезда платных дорог, независимо от того, сколько раз за один день камеры фиксации засекли ваше авто. Но на следующие сутки повторный проезд будет засчитан как отдельное нарушение.
Как оплатить проезд по платной дороге
Итак, чтобы не платить штраф, лучше соблюдать правила проезда платных дорог и своевременно оплачивать счета. Предварительная оплата вносится двумя способами:
- С помощью установленного на машину транспондера – электронного устройства, которое считывает сигнал контрольной рамки и автоматически списывает средства со спецсчета водителя.
- На специальном ПВП (пункте взимания платы) – наличными средствами или через терминал оплаты (чек).
Существует также способ постоплаты услуг платных дорог – онлайн на сайте Автодора или через сервисы «Сбербанка». Этот способ имеет одно преимущество – он позволяет не терять время на оплату каждого проезда: вы просто едете по платным дорогам, потом проверяете свой баланс и вносите оплату в течение 5 суток с момента выставления счетов.
Проверить баланс своего спецсчета и выставленные счета можно по номеру транспондера, номеру мобильного телефона *390*1# или звонку оператору в колл-центр. Если вы зарегистрированы на сайте «Автодора» — через Личный кабинет. Порядок онлайн-оплаты услуг платной дороги имеет свой определенный порядок действий:
Необходимо выполнить вход на сайт «Автодора».
- Регистрация или заход Личный кабинет
Если вы уже зарегистрированы на сайте, нужно зайти в Личный кабинет.
- Проверка состояния спецсчета (счета Ространснадзора)
Нужно ввести номерной знак вашего авто и нажать «Проверить задолженность», чтобы увидеть возможные неоплаченные счета за проезд платных дорог.
- Пополнение спецсчета для оплаты и проведение оплаты
При обнаружении неоплаченного счета Ространснадзора, нужно пополнить счет с банковской карты, мобильного телефона, электронными деньгами, после чего следует внести плату.
Если вы знаете, что пользовались платной дорогой не так давно, не ждите пока вам придет извещение о штрафе – самостоятельно проверяйте счета онлайн. Тогда вы не пропустите сроки и избежите штрафных санкций.
FAQ (часто задаваемые вопросы)
- Если выехать на участок платной дороги с бесплатной, как определить, что она платная?
Все выезды на платные дороги должны быть обозначены информационными указателя с правилами использования платного участка. Эти правила и стоимость проезда лучше изучить. В том числе, на информационном щите должна быть указана стоимость проезда неполного участка дороги.
- Если я выехал на платную дорогу не в начале участка, а посредине, где мне оплачивать проезд?
Обычно оплата проезда в таких ситуациях производится в конце платного участка дороги. Штрафа за проезд в таком случае не предусмотрено.
- Если я не оплатил проезд по платной дороге, то мне достаточно оплатить штраф?
Нет, обязанность оплатить штраф за неоплаченный проезд платной дороги не освобождает водителя от оплаты проезда. Вам придется оплатить и проезд, и штраф. Но если вы успеете внести оплату за проезд за 20 дней с момента получения уведомления о штрафе, то штраф платить не придется, а административное дело будет закрыто.
- Где оплачивать проезд безбарьерной платной дороги, если нигде нет никаких пунктов оплаты?
Оплата платных дорог с безбарьерной системой контроля проводится после проезда. Вам необходимо авторизоваться на сайте «Автодора», пополнить там специальный счет и в течение 5 дней оплатить счет Ространснадзора. Там же перечислены другие способы оплаты счетов.
В заключении следует отметить, что с 2021 года при проезде платных участков автомобильных дорог, придется обязательно платить за их использование – в КоАПе появилась статья 12.21.
4, которая вводит штраф за нарушение правил проезда платных магистралей и неоплату их услуг.
Для легковых автомобилей штраф за неоплаченный проезд составит 1500 рублей, для грузового транспорта и автобусов – 3000 рублей.
Если на вашем авто не установлен транспондер, через который система контроля проезда списывает средства автоматически, то вы можете оплатить счет Ространснадзора в течение 5 дней в банке по банковской карте, электронными деньгами, через банкоматы «Элекснет», на сайте «Автодора» или в приложении «Сбербанка». Если вы опоздаете с оплатой, Ространснадзор выпишет вам штраф. У вас будет 20 дней на оплату счета за проезд платной дороги, чтобы этот штраф не платить.
Закон о такси 2021: новости, требования к водителям и автомобилям
Законодательство о пассажирских перевозках меняется часто и быстро – требования к безопасности пассажиров ужесточаются с каждым годом. На сегодняшний день деятельность таксопарков регулируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон № 69 «О такси»
- Федеральный закон № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
- Федеральный закон № 54 «Об онлайн-кассах»
Подробнее об онлайн-кассах вы можете прочесть в статье «Онлайн-касса для такси». В этой же конкретной статье мы будем рассматривать действующую редакцию закона о такси 69-ФЗ, разбирать требования к работе в такси и изменения, которые были внесены в закон в 2019 и в 2021 годах.
У ВАС БИЗНЕС ТАКСИ?
Скачайте бесплатный комплект из 10 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность
Закон о такси 69: основные положения
Прежде всего под действие этого закона попадают не только таксопарки, но и любая компания-перевозчик, сотрудничающая с организациями или иными фирмами на корпоративной основе – например, имеющая экскурсионные автобусы или машины, которые развозят сотрудников компании по рабочим делам. Иными словами, за нарушения законодательства ответит именно таксопарк или перевозчик. О них сегодня и пойдет речь.
Начиная с 2019 года в основные положения закона о такси были внесены важные изменения:
- Отныне за нарушение закона и несоблюдение требований к пассажирским перевозкам таксопарки несут административную ответственность.
- Введены новые штрафы для служб такси – штрафы за отсутствие лицензии, штрафы за неправильное оформление автомобиля (не тот цвет, отсутствие фонаря или «шашечек»), штрафы за отсутствие онлайн-кассы, которая будет формировать чек для пассажира.
- Увеличен срок действия лицензии на такси – до пяти лет.
- Заявление на лицензию можно подавать в электронном виде, на сайте Госуслуг.
- Разрешены пассажирские перевозки между городами и даже между разными регионами.
- Внесены жесткие требования к оформлению автомобилей: пассажиры сразу должны видеть опознавательные знаки службы такси, чтобы не пользоваться услугами нелегальных таксистов и «бомбил», подвергая себя риску.
- Деятельность служб такси контролируют региональные органы власти.
Требования к таксопарку
1. Наличие разрешения (лицензии) на работу машин такси.
Такое разрешение выдается в местном отделении Минтранспорта или Департамента дорожного хозяйства. Можно сделать это лично, написав заявление в филиале Департамента. Но проще всего подать заявку на сайте госуслуг, в разделе «Разрешение на легковое такси» (можно вбить это словосочетание в поиск на сайте, и найти таким образом нужную форму).
Подробнее о подаче заявления и заполнении форму на Госуслугах читайте в статье 69-ФЗ
Разрешение можно получить не только на автомобиль в собственности, но и на арендованную или лизинговую машину. После того как лицензия на такси будет получена:
- Она будет действовать на протяжении последующих пяти лет;
- Она должна будет храниться в машине, поскольку ее может запросить сотрудник ППС или даже пассажир – для ознакомления.
2. Наличие договора фрахтования.
Договор фрахтования представляет собой соглашение на пассажирскую перевозку. Сам пассажир его не подписывает, но автоматически соглашается с его условиями каждый раз, когда заказывает такси. Пассажир также может потребовать этот договор, и служба обязана будет его предоставить.
В соответствии с этим договором:
- Обязательно фиксируется дата и время каждого заказа, его номер, место и время подачи машины;
- Клиенту сообщается (звонком, SMS-уведомлениями или через приложение) номер, цвет и марка автомобиля, ФИО водителя, время прибытия и место ожидания такси. Например: «Едет Белая Шкода X333XX333» 3.2 км около 5 минут. Водитель – Иванов Иван Иванович».
Необходимо это для того, чтобы в случае спорной ситуации или любой другой надобности (к примеру, забытой в автомобиле вещи) и служба такси, и пассажир могли бы поднять детали заказа и прояснить детали.
Наличие кассового аппарата.
После оплаты поездки водитель обязан выдать пассажиру чек, подтверждающий факт оплаты Услуги. Для выдачи чеков служба должна иметь онлайн-кассу с фискальным накопителем, которая передает все данные о платеже напрямую в органы ФНС.
- С 2021 года все службы такси в обязательном порядке переводятся на работу с чеками. БСО в качестве квитанции об оплате больше не актуальны.
- Для работы с онлайн-кассами таксопарк должен заключить договор с оператором фискальных данных.
Аппарат онлайн-кассы в такси с возможностью безналичной оплаты
Согласно законодательству, машины в службах такси должны быть оформлены соответствующим образом:
- По бортам автомобиля должны быть «шашечки». Не обязательно черные, но непременно контрастные, чтобы узор легко считывался;
- Автомобили должны быть окрашены в тот цвет, который принят в конкретном регионе. Если единого требования к цвету такси в регионе не установлено: допускается использование машин любого цвета;
- На крыше машины должен быть установлен опознавательный оранжевый фонарь такси;
- В каждом автомобиле такси должен быть таксометр (счетчик километров, который автоматически рассчитывает стоимость поездки согласно заданному тарифу);
- Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт, ответственность за это несет служба, и служба же обязана проверять состояние машин, выходящих в рейс;
- В салоне (на передней панели) должна быть размещена информация о водителе (ФИО), название и телефон таксопарка, а также правила для пассажиров.
Планируемые поправки к требованиям (могут вступить в силу в течение всего 2021 года):
- Срок эксплуатации автомобиля, который используется в службе такси, не должен превышать 7 лет. Более «старые» машины запрещено допускать к эксплуатации;
- В комплект обязательного оснащения автомобилей такси включить датчик ГЛОНАСС, отслеживающий все маршруты машины;
- Отмена запрета на парковку такси во дворах жилых домов.
Требования к водителю такси
Требований к таксистам пока еще немного. Среди обязательных, уже введенных на данный момент:
- Водительский стаж не менее 3 лет;
- Регулярный медосмотр перед каждым рейсом.
Планируемые поправки к требованиям (могут вступить в силу в течение всего 2021 года):
- Запрет на работу в такси лицам с судимостью по «тяжелым» статьям – убийство, изнасилование, терроризм, разбой, причинение тяжкого вреда здоровью. В случае принятия этой поправки не только перестанут принимать на работу бывших осужденных, но и проверят информацию обо всех уже работающих водителях, запросив у них справку об отсутствии судимости;
- Запрет на работу в такси водителям с иностранными правами. В данном случае под «иностранными» подразумеваются даже водители из стран бывшего СНГ и ближайших соседних республик: разрешено будет водить только с российскими правами;
- Ограничение рабочего дня до 8 часов. Исходя из соображений безопасности, уставшему водителю, уже отработавшему 8 часов, запрещено будет работать дальше – рабочее время будет проверяться тахографами и специальными программами;
- Распространение на водителей такси страховки ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Это значит, что если пассажир, будучи в такси, попадет в аварию по вине таксиста, он может получить страховую выплату до 2 миллионов рублей;
- Введение для водителей обязательного экзамена на знание города, в котором они работают;
- Ограничение количества водительских лицензий до 30 единиц на 1000 человек;
- Двукратное повышение действующих штрафов для водителей за управление автомобилем в неисправном состоянии, за проезд на красный свет и за нарушение ПДД, в результате которого пострадал пассажир.
Все возможные поправки не случайны, поскольку в настоящее время в таксопарках работает слишком большое количество людей с судимостью, водителей, не понимающих по-русски, а также таксистов, не соблюдающих правила дорожного движения. Госдума считает, что наказания за нарушения для водителей должны быть строже, а службы такси не должны брать на работу не проверенных людей.
Закон о такси непременно будет еще дорабатываться, положения его уточняться и дополняться. В сфере пассажирских перевозок упор делается на безопасность людей. Когда вступят в силу новые поправки и будут ли они приняты – вопрос времени.
У ВАС БИЗНЕС ТАКСИ?
Скачайте бесплатный комплект из 10 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность
Как оплатить штраф за безбилетный проезд в автобусе, что будет если не оплатить
Чтобы воспользоваться услугами муниципального автобуса и совершить поездку, потребуется приобрести проездной документ. Нарушение данного правила относится к категории административных правонарушений, и в таком случае пассажиру придется оплатить штраф за безбилетный проезд в городском автобусе.
Размеры штрафов за безбилетный проезд
Невозможно однозначно сказать, сколько штраф за безбилетный проезд в автобусе, поскольку единого размера санкции не существует, которую «безбилетник» обязан оплатить в случае совершения административного правонарушения.
В Москве вопрос ответственности за проезд без билета регламентируется ст. 10.1. Кодекса Москвы об АП.
Норма предусматривает 2 случая привлечения к ответственности:
- Отсутствие проездного билета – штраф 1 000 рублей.
- Незаконное использование проездной карты с правом на льготу – штраф 2 500 рублей.
В некоторых регионах страны местным законодательством вообще не предусматривается административная ответственность за отсутствие проездного билета на автобус. Как правило, контролеры просто высаживают «зайца» на ближайшей остановке по пути следования транспорта.
Если пассажир отказывается выполнить требование покинуть салон автобуса, то нередко практикуется вызов наряда полиции.
Такая практика имеет место в 22 субъектах РФ, в том числе и в следующих областях:
- Пензенской;
- Томской;
- Липецкой;
- Новгородской.
Важно! В 2016 году Министерством транспорта выдвигалось предложение унифицировать размеры ответственности для всех регионов, однако изменений в законодательство так и не было внесено.
Если говорить о других регионах, в которых местным законодательством предусматривается ответственность за безбилетный проезд, то в среднем сумма штрафа составляет от 20 до 1 000 рублей.
Способы оплатить штраф
Внести оплату по квитанции за безбилетный проезд можно через кассу любого банковского учреждения, однако такой способ не всегда удобен, поэтому предусматриваются и иные способы погашения административного наказания:
- через единый портал государственных услуг;
- держателям карты Сбербанка оплату можно сделать через личный кабинет в системе Сбербанка Онлайн или мобильное приложение;
- используя электронные системы платежей;
- через терминалы самообслуживания.
Предлагается ознакомиться с некоторыми способами детальнее.
Сайт «Госуслуги»
Для оплаты через единый портал услуг потребуется:
- найти раздел «Оплата штрафов ГКУ»;
- внести номер вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности, а также дату получения квитанции;
- ввести уникальный идентификатор начисления;
- провести оплату с помощью любой, имеющейся банковской карты.
Терминал самообслуживания
Чтобы заплатить через терминал или банкомат, потребуется:
- вставить банковскую карту в считывающее устройство;
- найти и выбрать раздел «Оплата услуг»;
- выбрать «Штрафы, налоги»;
- далее найти раздел «Организатор перевозок»;
- указать данные квитанции;
- ввести сумму оплаты и подтвердить транзакцию.
Нарушителю отводится 30 дней для самостоятельной оплаты, в противном случае сумма штрафа увеличится вдвое.
Существует несколько способов посмотреть наличие непогашенных штрафов.
Ответственность за неуплату штрафа
Если не оплатить выписанный штраф в установленный законодательством срок, то нарушителя могут ожидать следующие последствия:
- административный арест сроком до 15 суток;
- наложение ареста на имеющиеся активы или имущество;
- увеличение суммы штрафа в 2 раза.
Законодательство предусматривает возможность обжалования вынесенного административного постановления в течение 10 дней с момента привлечения к ответственности и вручения соответствующего документа.
Полезные советы
- Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.
- Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.
- Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:
- полное наименование суда, в который подается жалоба;
- данные о заявителе;
- информация о должностном лице, вынесшем постановление;
- описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
- мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
- заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
- перечень приложений.
Зачастую суд становится на сторону контролера, и чтобы доказать свою невиновность, потребуется собрать убедительную доказательную базу.
Заключение
Оплачивать услуги городского перевозчика – прямая обязанность пассажира, поскольку за эти средства производится ремонт транспорта, выплачиваются заработные платы персоналу и т.д. Стоимость проезда не настолько велика, чтобы рисковать получить Административное взыскание.
Если же пассажир уверен, что действия контролера выходят за рамки закона, а привлечение к ответственности было неправомерным, то стоит пытаться защищать свои интересы, тем более, что закон дает на это право.
Не заплатил таксисту что будет
Таксисты не имеют права задерживать своих пассажиров, даже если они отказываются платить. Единственное, что может сделать водитель, — позвонить диспетчеру и попросить внести клиента в черный список. На практике пассажиры сталкиваются с угрозами.
На одном из потребительских форумов в интернете описывается ситуация, когда девушке-москвичке пришлось заплатить за такси существенно больше предполагаемой суммы. Позднее после собственных расчетов выяснилось, что водитель ее обманул. Девушка заказала такси по маршруту от Новокосинской улицы до улицы Верхние поля.
Машина приехала, как ей обещали в диспетчерской, через полчаса. После того, как она вышла из подъезда и села в машину, на счетчике уже обозначилась сумма в 100 рублей. До места назначения такси доехало за 20 минут, пробок на дорогах не было, так как ехали поздней ночью. Когда машина прибыла по обозначенному адресу, на счетчике было уже около 750 рублей.
«Меня поразил шок!» — восклицает девушка.
«И, конечно, испуг за то, что не хватит денег, и что будет, если не отдам», — говорит она. Дозвониться диспетчеру не удалось, а отдел претензий работал только по будням, а был выходной. В итоге девушка нашла деньги и отдала водителю. Похожих жалоб много, говорят юристы, работающие в потребительском секторе.
Службы такси опровергают заявления пассажиров относительно того, что водитель сможет применить какие-то насильственные действия в случае неуплаты.
В службе компании «Такси-Ладья» говорят, что в случае неуплаты пассажиром обозначенной суммы таксисту сумма вносится в долг и оплачивается при следующей поездке.
«Долг вносится в базу данных в нашем компьютере, и при следующем заказе это высвечивается», — объясняет диспетчер. По ее словам, задержать пассажира, не выпускать его из машины водитель не может.
«Он просто позвонит нам и скажет, что на такого-то клиента нужно записать долг», — уверяет девушка.
«Угрожать пассажиру водитель не имеет права», — говорят в службе такси «Сотая миля». «Он связывается с диспетчером, объясняет ситуацию, и диспетчер говорит с пассажиром, выясняет причины, по которым тот не платит. Но у нас уже два года не было подобных случаев», — рассказывают в компании.
В случае неуплаты некоторые службы такси вносят клиента в черный список, лишая его возможности пользоваться услугами компании в дальнейшем. «Полномочий у водителя никаких нет, но этот клиент будет в черном списке. Это подразумевает, что его будут возить, только если он сначала выплатит то, что он не выплатил», — говорят в компании «Такси-Максим».
В службе Globus Taxi действуют по той же схеме. «Наши водители стараются не конфликтовать с пассажирами, в случае невыплаты их просто вносят в базу данных черного списка и на этом отношения с ними заканчиваются. Но если клиент постоянный, мы можем пойти ему навстречу и записать ему долг, чтобы он выплатил его при следующей поездке», — объяснили в компании.
Юристы подтверждают, что у водителей такси нет полномочий насильно удерживать пассажира или вымогать у него деньги. «Водитель не имеет права препятствовать вашему выходу из машины, никакие силовые методы неприменимы», — уверяет Юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Дмитрий Лесняк.
Километр пути в транспортной компании, услугами которой воспользовалась девушка с потребительского форума, стоил 22 рубля, минимальная поездка — 350 рублей. GPS на коммуникаторе пассажирки выдал расстояние, которое она проехала на такси накануне, — 17 километров. «Посчитав, я поняла, что меня обманули», — признается девушка.
«Я обратилась по телефону в отдел претензий этой компании и спросила, как посчитать, насколько таксист был прав и насколько эта сумма соответствует тому пути, который меня провезли? Мне ответили, что они километраж не высчитывают и что счетчики на их автомобилях исправны (повторяли это мне несколько раз), больше я от них ничего добиться не смогла», — жалуется она.
«При оказании любой услуги Исполнитель обязан заранее сообщить о ее цене либо о порядке цены, чтобы у человека была возможность контролировать, сколько он в итоге заплатит», — говорит Дмитрий Лесняк.
В услугах такси цена настолько договорная, что у потребителя в большинстве случаев нет четкой уверенности, сколько эта услуга стоит.
Вернуть деньги в случае обмана таксистом можно при наличии документа, удостоверяющего, что вы эти деньги платили.
Положения Гражданского кодекса, которые регулируют «Договор о перевозке», требуют, чтобы договор содержал наименования пунктов отправления и назначения.
В столице предлагают ввести штраф за неоплаченный в такси проезд
Для граждан, не оплативших поездку в такси, могут ввести штрафы. С такой инициативой к депутатам обратился профсоюз работников общественного транспорта «Таксист», рассказал m24.ru замглавы организации Андрей Попков.
Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков рассказал, что ответственность для пассажиров пропишут в поправках к закону о такси, второе чтение которого планируется на конец осени.
Замглавы комитета по транспорту Александр Старовойтов отметил, что размер штрафа должны устанавливать в регионах, а для Москвы приемлемой суммой станут 5 тысяч рублей.
«Нередки случаи, когда клиенты заказывают автомобили, а приехав на место, отказываются платить. Есть определенный процент людей, которые изначально собираются «кинуть» водителя, уже когда заказывают такси», — рассказал Попков. По его словам, «зайцев», которые решили воспользоваться услугами таксопарка, нужно штрафовать на сумму от 2 до 5 тысяч рублей.
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков рассказал, что депутаты проработают этот вопрос и постараются найти наиболее оптимальный правовой механизм для привлечения «зайцев» к ответственности.
Решение войдет в комплекс поправок к законопроекту о такси, второе чтение которого запланировано на конец осени.
Однако при введении ответственности за неоплаченный проезд неизбежно возникнут проблемы в правоприменительной практике, считает он.
«Как правило, люди не заявляют открыто, что отказываются платить. Они под тем или иным благовидным предлогом выходят из машины и скрываются. Если человек убежал, не заплатив, то каким образом его подвергнуть административному штрафу?», — заметил парламентарий.
«Москва сегодня»: Как изменились таксомоторные перевозки в столице
Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов пояснил, что сегодня Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает каких-либо санкций за неоплаченный проезд в такси.
«Если клиент воспользовался услугой такси, но не считает нужным ее оплатить, по действующему законодательству нет никаких механизмов, чтобы привлечь его к ответственности.
Потому что штраф предусмотрен только за безбилетный проезд в общественном транспорте, а такси к этой категории не относится», — подчеркнул он.
По мнению депутата, устанавливать размер штрафа надо на региональном уровне, поскольку зарплаты различаются по субъектам Федерации. Для Москвы 5 тысяч рублей — вполне приемлемая сумма.
По данным профсоюза «Таксист», сегодня в различных таксопарках столицы работают порядка 30-35 тысяч водителей. В целом по России этот показатель приближается к миллиону. При этом почти 5% поездок по Москве заканчиваются для водителя убытком: клиенты сбегают, не расплатившись. В регионах этот процент выше.
В Москве штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте составляет 1000 рублей. Кроме того, предусмотрен штраф в размере 2,5 тысяч рублей за использование чужой социальной карты. С начала года столичные контролеры оштрафовали свыше 30 тысяч «безбилетников».
Согласно действующему законодательству, контролер в общественном транспорте может выписать пассажиру штраф только в том случае, если тот предъявит паспорт. Если же безбилетник откажется, контролер не имеет права заставить его показать документы, а должен доставить в полицию.
Чтобы избежать возникновения спорных ситуаций и превышения полномочий, было решено оснастить всех контролеров видеорегистраторами.
Организатор перевозок в столице уже закупил 500 устройств, которые способны записать порядка 15 часов видео и могут работать даже в темное время суток.
Установить личность «зайца», обманувшего водителя такси, и привлечь его к ответственности можно, хоть и не так просто. Так считает ветеран органов прокуратуры, адвокат Леонид Прошкин.
«Водитель может устанавливать видеорегистраторы, которые будут фиксировать не только дорогу, но и происходящее в салоне. Если пассажир откажется платить, то можно подать заявление в правоохранительные органы. Кроме того, если Гражданин заказывал такси по телефону, его можно отследить по номеру телефона», — сказал Прошкин.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков отмечает, что с учетом специфики работы служб такси, ни одна схема привлечения «безбилетников» к ответственности не будет достаточно действенной.
«Контролеру в общественном транспорте нужно переписать паспортные данные нарушителя, чтобы выписать штраф за безбилетный проезд. Если тот оказывается показать документ, контролер не имеет права требовать.
Для этого нужно присутствие полицейского.
Но если сотрудник полиции может сесть в автобус вместе с проверяющими, то таксисту, чтобы оштрафовать «зайца», придется как-то доставить его к ближайшему отделению», — пояснил он.
При этом по закону таксист не может препятствовать клиенту, если тот захочет выйти из машины. Для того, чтобы он смог доставить нарушителя в отделение или дождаться полицейского, надо поменять эту норму.
Напомним, что к июлю 2018 года легальное такси в столице должно быть желтого цвета с желтыми номерными знаками. Обязательным станет наличие оранжевого фонаря на крыше и «шашечек» на бортах.
Кроме того, автомобиль лицензированного таксопарка оборудуют таксометром и разместят информационный листок с названием организации, контактными данными водителя и телефонами контролирующих органов. Для российских таксистов планируется создать кодекс поведения и профессиональной этики.
При разработке документа будет учитываться советский опыт и, в частности, «Памятка по культуре обслуживания пассажиров». Согласно новому регламенту, таксистам нельзя будет курить в салоне и обращаться к клиенту на «ты».
В августе в Москве составили рейтинг самых безопасных такси и обнародовали пятерку антилидеров рынка. Кроме того, на такси могут повесить наклейки с телефонами компании, позвонив по ним, можно будет пожаловаться на действия водителя конкретной машины.
Сюжеты: Как меняется столичное такси , Проекты
На агрегаторы такси хотят возложить ответственность за безопасность пассажиров
В Совете Федерации говорят, что новый закон о такси уже почти готов, его обсуждение намечено на 22 сентября.
В законе «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси» собираются наконец-таки четко прописать все нормы и требования — и по качеству обслуживания, и по безопасности. Как пишет «Парламентская газета», над ним работали и продолжают работают сенаторы, депутаты Госдумы, Минэкономразвития, Минтранс и, собственно, представители самих агрегаторов с таксопарками.
Одно из главных нововведений — ввод ответственности для агрегаторов. Сейчас, как известно, агрегатор (будь то «Яндекс», «Ситимобил» или Gett c «Везет») только «оказывает информационные услуги».
Вся ответственность за безопасность поездки лежит на таксопарках, да и то только в том случае, если у таксиста есть разрешение на работу.
По сути, агрегатор — это только сервис для поиска и передачи заказа, хотя у пассажиров в случае чего претензии обычно к агрегаторам. Все потому, что через них происходит основное взаимодействие.
В законопроекте речь идет о так называемой солидарной ответственности и служб заказа, и водителей. Она охватывает все, что связано с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира.
Кроме того, внутри салона предлагают размещать информацию для пассажиров: это и регистрационный номер машины, и наименование перевозчика, и его номер в региональном реестре, и ФИО водителя — чтобы вообще понимать, кто кого и куда везет.
После того как законопроект будет готов, его внесут в Госдуму. Впрочем, «Парламентская газета» пишет, что ключевые положения проекта уже поддержали все стороны.
Агентство «Москва»
агрегаторы таксиответственность за безопасность пассажиров
Пассажир такси отказывается платить без чека, и водитель везет его в милицию: в налоговой ответили кто прав
Пассажир такси отказывается платить за поездку, так как водитель не выдает ему чек. В налоговой пояснили, на чьей стороне окажется закон.
Как сообщили в агентстве «Минск-Новости» со ссылкой на управление оперативных мероприятий инспекции МНС по городу Минску, в последнее время в столице участились жалобы пассажиров на действия водителей такси.
— Суть конфликтов сводится к тому, что пассажиры в случае отсутствия таксометра в автомобиле, невыдачи платежного документа при расчете наличными (отсутствия такой возможности) отказываются оплачивать поездку, — поясняют в ИМНС.
— К сожалению, водители реагируют на это почти одинаково — блокируют клиентов в авто и привозят их в отделы милиции либо вызывают наряд правоохранителей для разбирательства. Оставим в стороне морально-этическую сторону, мотивы у всех могут быть разными.
Но с точки зрения закона пассажиры абсолютно правы.
Налоговики напомнили: в соответствии с п. 169 Правил пассажирских перевозок, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.
2008 № 972 (с изменениями и дополнениями) пассажир автомобиля-такси имеет право отказаться от оплаты поездки в случае оказания услуги по перевозке с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, или без кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром (за исключением случаев выполнения автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанной с использованием электронной информационной системы). То есть, когда расчет осуществляется наличными, водитель обязан соблюдать данное право клиента.
— Таксистам вместо того, чтобы придумывать способы борьбы с пассажирами, давать друг другу советы и размещать в социальных сетях «шпаргалки», необходимо понять простую вещь — клиент всегда прав. Тем более если на его стороне закон, — констатируют в инспекции.
На днях налоговые органы рассмотрели обращение от очередного пассажира, которого вез «принципиальный» нарушитель закона.
Специалисты провели разбирательство и установили: перевозчик-нарушитель — это индивидуальный предприниматель, у которого кассовое оборудование в машине отсутствовало в принципе.
В отношении индивидуального предпринимателя составили два протокола об административных правонарушениях. Сумма штрафов составила 189 рублей.
— К сожалению, это не единичный факт, — отмечают в инспекции. — Всего за январь текущего года столичные налоговики привлекли к административной ответственности 24 субъекта предпринимательской деятельности. Общая сумма штрафов — 2 619 рублей. Предъявлено к уплате налогов свыше 37 000 рублей.
В ИМНС заверили: контроль продолжается.
Пассажир не заплатил за «Яндекс.Такси», потому что у водителя не было сдачи. Это честно? — Авто Onlíner
Наш читатель Иван работает в «Яндекс.Такси» в Минске. 21 октября он только начал свой рабочий день, взял первый заказ: улица Одинцова, 36, — улица Ольшевского, 22. Водитель выполнил поездку, стоимость составила 5 рублей 50 копеек. Пассажир оплачивал поездку наличными и протянул водителю 20-рублевую купюру. Сдачи не нашлось.
Иван рассказал корреспонденту Onliner, что в тот раз с ним ехали четверо пассажиров. Молодые люди, заказ делал парень лет 25 на вид. Когда он услышал, что сдачи нет, ответил, что в таком случае поездка была бесплатной.
— Он осознанно шел на конфликт, не пытался спросить у своих знакомых, есть ли у них деньги помельче, не хотел искать компромиссный вариант (например, кинуть деньги на телефон), ничего. Пассажиры просто вышли из машины и ушли, — сообщил читатель.
Водитель, оставшись без оплаты за выполненную услугу, обратился, во-первых, в сервис «Яндекс.Такси», во-вторых, позвонил в милицию.
Что ответила милиция
У Ивана приняли заявление, назначили проверку. Прошло 10 дней, и водителю пришел ответ: «Проведена проверка, за время которой установить лицо, не оплатившее услуги поездки, не представилось возможным».
— Когда я писал заявление, я сообщил, что у меня как водителя не сохраняются контакты клиента после завершения поездки. Я могу связаться с пассажиром после заказа или во время поездки, но после нее — никак.
Но контакты наверняка остаются у «Яндекса», в московском офисе, и уж по запросу милиции их наверняка предоставят, — уверен Иван. — Лично мое мнение: милиция никакого запроса в Москву не делала — с учетом того, насколько мала сумма неоплаты.
Мне дали отписку, но я намерен обжаловать принятое решение о прекращении дела.
Водитель уже написал заявление, в котором попросил ознакомить его с материалами проверки.
— В милиции меня, кстати, спросили: почему я считаю, что пассажир не оплатил поездку, ведь он давал мне 20 рублей. На это я ответил, что если бы не вернул хотя бы 1 рубль положенной сдачи, то заявление в милицию могло бы быть написано уже на меня.
Что ответил сервис «Яндекс.Такси»
Вернемся чуть назад. В день, когда была совершена поездка, водитель написал в сервис «Яндекс.Такси». В течение часа пришел ответ: действия пассажира признавались недопустимыми, сервис в качестве компенсации предоставил водителю 3-часовой бонус-код. Иван объяснил корреспонденту Onliner, что это значит:
— На три часа «Яндекс» уменьшал свою комиссию с каждого выполненного мной заказа до 1 копейки (обычный Тариф — 23—27%).
Водитель затруднился ответить, позволил ли полученный бонус компенсировать ему те самые 5 рублей 50 копеек, он пояснил, что около часа рабочего времени потерял на написание заявления в милиции.
Получив от правоохранителей ответ о завершении проверки, Иван снова написал в «Яндекс.Такси», чтобы убедиться, что правоохранительные органы имеют возможность обратиться в сервис с целью узнать контакты пассажира. Подтверждение он получил.
Как обычно решают вопросы водитель и пассажир
— Я общался с перевозчиком — он работал в «Яндекс.Такси» еще как ИП, потом открыл частное предприятие. Он мне рассказал, что обычно в таких случаях ситуация решается в пользу водителя.
Все-таки это не традиционное такси, нет требования обязательно иметь при себе разменные деньги. Если нет сдачи, водитель и пассажир договариваются подъехать куда-то, чтобы их разменять: в ближайший магазин, например.
Сервис тоже становится на сторону водителя, — рассказал собеседник.
- Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
- Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
- Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Нижегородские таксисты решили бороться с неплательщиками зелёнкой
Скандальный способ борьбы с безбилетниками. Нижегородские таксисты заставили их измазаться зеленкой и марганцовкой и отправили прогуляться по городу в одном нижнем белье. Акция вызвала неоднозначную реакцию общественности. И правоохранительных органов.
Новой услугой нижегородские таксисты называют самосуд, который они устроили над теми, кто не заплатил за проезд. «Зайцев» под дружный хохот заставили намазаться зеленкой и марганцовкой. Но этого таксистам показалось мало. Незаплативших за проезд отправили в одном нижнем белье прогуляться по городу.
Своеобразную карательную акцию устроили, сняли и выложили в Интернет, потому что по-другому бороться с любителями бесплатной езды — в основном это нетрезвые и наркоманы — уже не получается, объясняют таксисты.
«Мы неоднократно привозили их в отделение милиции, их отпускали. Что-то надо с ними делать. Зеленка — это выход, это гуманно. Мы их не бьем, ничего такого с ними не делаем», — говорит таксист Олег.
Видеоролики вызвали бурное обсуждение в Интернете. Одни считают такой метод борьбы варварским. Другие таксистов поддерживают, ведь добропорядочным пассажирам ничего не грозит. Водители, даже те, кто лично не участвовал в экзекуции, стоят на своем: у них есть морально право наказывать «зайцев». Убытки от них исчисляются не сотнями – тысячами рублей.
«Нет правового механизма получить деньги. Я социально не защищен. Сядут ко мне такие личности маргинальные, я буду спрашивать: вы не хотите воспользоваться тарифом «Аватар»?» – сетует водитель.
Дать юридическую оценку действиям таксистов, вероятно, будет еще сложнее. По утверждению водителей, неплательщики вину признали и не сопротивлялись. Заявления в полицию они пока так и не подали.
«Проводится проверка в отношении гражданина, не оплатившего проезд в такси. По итогам будет принято процессуальноe решение», — заявила Ирина Устинова, замначальника отдела по связям со СМИ УМВД по Нижнему Новгороду.
В профсоюзе таксистов способ борьбы формально не одобрили. Но подтверждают: других просто нет. «КОАП не содержит такого вида нарушения, как правонарушение за безбилетный проезд.
Есть статья, но она не распространяется на такси.
То, что произошло, это акция демонстрационная, акция отчаяния, так как никто не слышит и не хочет слышать таксистов», — отметил председатель Нижегородского профсоюза «Таксист» Владимир Домрачев.
В прошлом году профсоюз обращался в Государственную Думу с просьбой ввести ответственность за неуплату в такси. С тех пор ничего не изменилось. Сейчас пытаются разговаривать с законодателями на местном уровне.
Если в ситуацию не вмешаются правоохранительные органы и власти, людей зеленого цвета на улицах города, похоже, только прибавится. Несмотря на неоднозначное отношение общественности к действиям таксистов, они заявили: останавливаться не собираются.
Дарья Иванова, Роман Серебренников. Приволжское бюро «ТВ Центра», Нижний Новгород.