Раскрытие информации эмитентами — всегда ли необходимо

Эмитент – это юридическое лицо, выпускающее акции, облигации, депозитарные расписки, сертификаты и другие ценные бумаги для развития своей деятельности. Согласно действующему законодательству такое лицо должно периодически отчитываться перед инвесторами, собственниками, регулятором и другими лицами в публичной сфере.

Отчет эмитента – это представление в открытый доступ информации о финансовых результатах, органах управления и важнейших направлениях деятельности организации в предстоящий период. В статье описываются виды отчетности, условия и обстоятельства ее опубликования.

Что это такое?

Прозрачность деятельности эмитента повышает информированность потенциальных инвесторов и кредиторов, а регулятор в лице Банка России защищает от мошеннических действий третьих лиц, изучая раскрываемую информацию.

Отчет эмитента – это форма обязательного публичного раскрытия сведений о своей деятельности.

До принятия законодательства и подзаконных актов по рынку ценных бумаг акционерные общества и другие организации-эмитенты были «черными» ящиками для других. Приходилось пользоваться зачастую недостоверными данными об их деятельности.

В настоящее время эмитенты в обязательном порядке отчитываются по трём направлениям, которые мы рассмотрим ниже подробнее.

Консолидированная финансовая отчетность

Раскрытие финансово-экономических подробностей деятельности предприятия в первую очередь интересуют акционеров и кредиторов. Показатели выручки, прибыли, размеры кредиторской и дебиторской задолженности, объем основных и оборотных средств напрямую влияют на капитализацию эмитента.

Раскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимо

Консолидированная финансовая отчетность – это бухгалтерская отчетность, представленная по стандартам МСФО, включающая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и другие формы.

Слово «консолидированная» означает, что отчетность составляется по всем подразделениям юридического лица и интегрируется в единый кейс. В данном случае обязательным является аудиторское заключение.

В отчете эмитента содержатся следующие существенные факты согласно закону о рынке ценных бумаг и о регистрации юридических лиц:

Существенные факты о деятельности предприятия собирает Федресурс, ЦБ РФ и другие структуры для дальнейшего размещения в сети Интернет.

Fedresurs.ru – сайт, на котором ведется реестр сведений о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности.

Ежеквартальный отчет

Публикуется не позднее 45 дней после даты окончания предыдущего отчетного периода. Ежеквартальный отчет содержит:

Ежеквартальный отчет утверждается Советом директоров и подписывается генеральным директором и главным бухгалтером.

Российская правовая база в сфере раскрытия информации эмитентами и представления публичной отчетности постоянно совершенствуется. Статья 30 Закона о рынке ценных бумаг регулирует процесс раскрытия, описывает ситуации, обязательные для выполнения.

Раскрытию на фондовом рынке подлежит общедоступная информация, не предполагающая определенных преимуществ для кого-либо из инвесторов или участников РЦБ. Перед раскрытием информация должна быть подвергнута описанным в законе процедурам, чтобы соответствовать принятым в России стандартам.

Раскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимоСодержание отчета об итогах выпуска ценных бумаг

С 2021 года вступает в силу новое Положение Банка России №714-П. Оно исключает дублирование информации и обязывает предоставлять финансовую отчетность только по МФСО. Пока действует Положение №454-П.

Юридическое лицо должно раскрывать информацию в случаях, если оно представляет собой:

  • публичное акционерное общество с зарегистрированным в ЦБ РФ проспектом эмиссии;
  • профессионального участника рынка ценных бумаг (брокер, депозитарий, регистратор, андеррайтер и т.д.);
  • эмитента облигаций, депозитарных расписок, которые размещаются среди неограниченного числа инвесторов;
  • кредитно-финансовое учреждение или страховую компанию.

При раскрытии годовой бухгалтерской отчетности должны быть соблюдены стандарты МСФО, проведен независимый аудит с итоговым заключением. Отчетность публикуется в течение трех дней после аудиторского заключения и не позднее 120 дней с момента окончания отчетного периода.

Ежеквартальный отчет по закону №39-ФЗ и положениям ЦБ представляют эмитенты:

Состав и сроки представления ежеквартальной отчетности указаны выше.

Программа для составления отчета

Центральный Банк РФ выдает аккредитацию на размещение отчетов эмитента информационным агентствам, имеющим для этого ресурсы и программное обеспечение.

На 31 мая 2020 года аккредитация выдана пяти информационным агентствам:

  1. ООО «Интерфакс»,
  2. АО «Прайм»,
  3. АНО «АЗИПИ»,
  4. АО «Система комплексного раскрытия информации и новостей»,
  5. ЗАО «Анализ, консультации и маркетинг».

Помимо этого, организации-эмитенты размещают информацию на своих официальных сайтах.

Перечисленные информационные агентства разработали анкеты в соответствии с требованиями ФСФР, а затем положениями Банка России, к которому перешли полномочия регулятора.

Так, агентство Интерфакс бесплатно предоставляет свою анкету в форме программы зарегистрированным в ее системе пользователям. Программа постоянно совершенствуется вслед за изменениями в правовом поле России. После заполнения ежеквартального отчета в виде анкеты эмитент загружает ее на сервер Интерфакса, где происходит автоматическая обработка документа.

В случае выявления технических ошибок отчет отправляется оперативно на доработку. Процедура отработана годами, поэтому обеспечивается максимальное удобство для эмитента.

Электронная анкета для ежеквартального отчета эмитента от Интерфакс

Образцы отчетов

Основная часть квартального отчета эмитента – это бухгалтерский баланс формы №1 и отчет о прибылях и убытках формы №2. Дополняется формой №4 «Движение денежных средств», сдаваемой в ФНС ежегодно. Крупные налогоплательщики сдают также форму №3 «Движение капитала» и форму №6 «Направление использования финансовых результатов». К отчетности обязательно прилагается пояснительная записка.

Раскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимоОбразец отчета о финансовых результатах, форма №1Раскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимоПример заполнения формы №2 — Отчет о прибылях и убыткахРаскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимоПример заполнения формы №4 — Движение денежных средствРаскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимоПример заполнения формы №3 — Движение капитала

Кто составляет и утверждает?

Составлением бухгалтерской отчетности занимается бухгалтерия предприятия. Она подписывается руководителем и главным бухгалтером. Срок сдачи квартальной отчетности в ФНС – 30 дней после окончания квартала исключая конец года. Размещение отчета эмитента происходит в течение 45 дней после отчетного квартала.

Консолидированная бухгалтерская отчетность дополняется для целей раскрытия информации пояснительной запиской и аудиторским заключением. Пояснительная записка объясняет пользователям сухие бухгалтерские цифры.

Отчет эмитента в отличие от бухгалтерского баланса проходит утверждение Советом директоров при его наличии или собранием акционеров (участников) общества. Подписывается руководителем и главным бухгалтером, которые несут субсидиарную ответственность за достоверность данных.

Обнародование отчетности

В установленные сроки отчет эмитента публикуется на официальном сайте в специальном разделе или на порталах аккредитованных информационных агентств. Обнародование отчетности ведет к следующим положительным последствиям:

  1. Повышение информированности инвесторов.
  2. Продвижение ценных бумаг эмитента, увеличение объемов инвестиций.
  3. Уменьшения расходов на получение необходимых сведений третьими лицами.
  4. Возможность инвестировать для компаний, которым запрещено вкладывать финансовые ресурсы без раскрытия информации.
  5. Разрешение конфликта интересов разных сторон.
  6. Ведение общественного и регуляторного контроля.

Эмитенты предпочитают размещать сведения одновременно на сайтах агентств и у себя для большего охвата аудитории. Получить информацию трейдеры, инвесторы и кредиторы могут о любом эмитенте в открытом доступе.

Любой желающий может ознакомиться с подробной информацией от крупнейших компаний страны, например, ПАО «Роснефть» или «Газпром» до небольших перспективных организаций.

Эмитент привлекает специалистов по презентациям и программистов для максимально удобного доступа к своей информации. Большая часть отчетов размещается в формате pdf.

Сообщения эмитентов

Эмитенты ценных бумаг и акционерные общества обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, а именно: квартальные и годовые отчеты эмитента, финансовую информацию, Устав, список аффилированных лиц, сообщения о существенных событиях и иные документы. Контур.Фокус, предоставляя эту информацию, позволяет видеть полную картину по акционерам и учредителям. А совместно с историческими данными, поиском и визуализацией связей позволит понимать фактических собственников компании.

Сводная информация о раскрытии информации эмитентами

На карточке компании (вкладка «Сводка») в блоке «Раскрытие информации» пользователь может ознакомиться с последними сообщениями эмитентов.

Раскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимо

Блок «Раскрытие информации»

В блоке есть ссылка, перейдя по которой пользователь окажется на официальной странице раскрытия информации в интернете.

Подробная информация о сообщениях эмитентов

Для более детального изучения сообщений эмитентов интересующей компании, необходимо кликнуть «Подробнее» в блоке «Раскрытие информации» или перейти на вкладку «Раскрытие информации».

Раскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимо

Вкладка «Раскрытие информации»

В карточке относительно каждого события приведены такие данные как:

  • дата размещения
  • краткое описание
  • сообщение
  • агентство, наименование информационной платформы, на которой произошло размещение информации
  • адрес страницы, ссылка открытого доступа
  • дата события
Читайте также:  Уведомление о подтверждении проживания по ВНЖ в России

Системой Контур.Фокус предусмотрена опция, позволяющая пользователю выгрузить интересующую информацию в одном из доступных форматов: .xlxs, .docs, .pdf. Подобная функция создана для удобства работы с полученной информацией, например, ей можно поделиться с партнёрами или распечатать для личного использования в досье контрагента.

Раскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимо

Выгрузка

Информация по публикуемым сообщениям эмитентов позволяет получить данные об аффилированных лицах, лицензиях, существующих контрактах и прочем.

Также есть возможность предусмотреть потерю прибыли, потребность в дополнительном финансировании, определиться с направлением дальнейшего развития бизнеса. Система Контур.

Фокус предлагает своим пользователям познакомиться с такими возможностями, как бухгалтерская отчётность, сертификаты и декларации соответствия, заметки о компании, публичные списки.

Понятие “Ценная бумага

Ценная бумага — финансовый документ, дающий определенные права, которые могут быть переуступлены. Переуступка прав по ценным бумагам называется цессией. Для того, чтобы документ считался ценной бумагой, он должен отвечать нескольким критериям.

  • Во-первых, в его основе должен лежать унифицированный актив — доля в предприятии, заем денежных средств или стандартизированный товар (такой, как баррель нефти определенного сорта, слиток золота соответствующей пробы и веса). Таким образом, например, свидетельство о постановке на учет автотранспортного средства не является ценной бумагой, так как актив, лежащий в его основе, не стандартизирован — все машины разные. А вот документ, согласно которому Продавец обязуется поставить, а покупатель оплатить определенное стандартное количество пшеницы в определенный день в будущем может считаться ценной бумагой — такой финансовый инструмент называется товарным фьючерсным контрактом.
  • Во-вторых, ценная бумага имеет определенную стоимость. Ее цену можно определить теоретически. Кроме того, ценные бумаги обладают рыночной стоимостью — за счет спроса и предложения. Так, долговые обязательства компании определенной категории могут быть оценены исходя из кредитных ставок, сложившихся на определенный момент, с поправкой на уровень надежности заемщика. Многие ценные бумаги продаются и покупаются на биржах, где их цена определяется в реальном времени за счет выставления заявок на покупку и продажу.
  • В-третьих, ценные бумаги, обладают хорошей ликвидностью, то есть их можно продать с относительно небольшими потерями, если потребуется сделать это в сжатые сроки.
  • В-четвертых, в большинстве стран, в том числе и в России, выпуски ценных бумаг подлежат обязательной государственной регистрации, и, соответственно, государственному контролю.

Ценные бумаги подразделяются на три категории:

  • долевые ценные бумаги (акции простые, акции привилегированные)
  • долговые ценные бумаги (государственные, корпоративные облигации, векселя)
  • деривативы (производные ценные бумаги, такие как фьючерсы, опционы)

По форме выпуска ценные бумаги делятся на документарные, для передачи прав по которым достаточно передать сам документ, и бездокументарные, учет правом прав на которые занимается специализированная организация, ведущая реестр собственников. Для передачи бездокументарных ценных бумаг при передаче от одного владельца к другому вносятся соответствующая запись в реестр.

  • Ценные бумаги выпускаются эмитентами (государством или компаниями) с целью реализации определенных проектов, финансирования программ, пополнения оборотных средств предприятий за счет рынка капиталов.
  • Приобретаются ценные бумаги, как правило, для таких целей, как инвестирование, то есть получение определенного дохода в будущем, спекуляции, то есть в надежде продать актив дороже, чем он был приобретен, арбитража — заработка за счет разницы в цене на один и тот же актив в разных местах или хеджирования — страхования финансовых рисков.
  • Эмиссия ценных бумаг (публичное размещение, выпуск на рынок) предполагает четыре этапа:
  • Принятие решения о размещении ценных бумаг. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.
  • Государственная регистрация контролирующей организации. В России это ЦБ РФ (ранее ФСФР).
  • Размещение эмиссионных ценных бумаг.
  • Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в Центральный банк уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими:

  • Формирование начального капитала ОАО при его создании;
  • Внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг;
  • Преобразование или реорганизация организации;
  • Изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами;
  • Привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.

Для обозначения видов выпусков акций часто используются термины, заимствованные из английского языка:

  • Первичное размещение — начальное размещение акций среди инвесторов.
  • IPO (initial public offering) — публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.
  • SPO (secondary public offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам (как правило, создателям компании).
  • Вторичное — размещение дополнительных выпусков.
  • Доразмещение (Follow-on) — размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.
  • Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.

Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом.
Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, — андеррайтер, а размещающий ценные бумаги — эмитент.

Законодательство о раскрытии информации эмитентами

В Российской Федерации рынок ценных бумаг регулируется следующими документами:

  • Гражданским Кодексом РФ (Глава 7 «Ценные бумаги»)
  • Федеральным Законом 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г.
  • Федеральным Законом 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г.
  • Приказом ФСФР России 11-46/ПЗ-Н «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 04.10.2011 г.
  • Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ, статья 15.19.2)

Требования по раскрытию информации распространяются не только на публичных эмитентов (т.е. на компании, осуществившие публичное размещение ценных бумаг), но и на акционерные общества.

Кроме того, требование раскрывать информацию в некоторых случаях предъявляется к:

  • акционерным инвестиционным фондам и управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов — согласно Приказу ФСФР России № 05–23/пз-н от 22.06.2005;
  • лицам, приобретающим обыкновенные акции, допущенные к торгам на бирже (Приказ ФСФР России № 06–76/пз-н от 13.07.2006);
  • фондовым биржам (Приказ ФСФР России № 10–78/пз-н от 28.12.2010);
  • депозитариям, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг (Приказ ФСФР России № 13–29/пз-н от 16.04.2013).

Действие Положения о раскрытии информации не распространяется на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг.

Контролирующий орган

С 1 сентября 2013 года Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

3 марта 2014 года Банк России ликвидировал службу по финансовым рынкам (СФР), вместо нее создав девять новых подразделений, отвечающих за развитие, контроль и функционирование финансовых рынков:

  • Департамент развития финансовых рынков;
  • Департамент допуска на финансовые рынки;
  • Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций;
  • Департамент страхового рынка;
  • Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления;
  • Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;
  • Главное управление рынка микрофинансирования;
  • Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках;
  • Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Ответственность за нарушение закона

Нарушение процедуры раскрытия информации публичными компаниями влечет административную ответственность.

Основной объем штрафов накладывается по статье 15.19.2 КоАП РФ за нарушения, связанные с порядком и срокам раскрытия информации. В основном, надзорный орган (Банк России) проверяет факт и сроки собственно раскрытия информации, нежели чем её полноту и достоверность.

К примеру, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Источники информации

Система Контур.Фокус получает все сообщения эмитентов из Центра раскрытия корпоративной информации.

Периодичность обновления

Публикуемые сведения обновляются ежечасно, что гарантирует предоставление пользователю веб-сервиса Контур.Фокус максимально актуальной информации.

Доступно на тарифах

Заявка на Контур.Фокус

Заполните все поля заявки, наши специалисты в самок ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий Тариф:

С октября 2021 года вступят в силу новые правила раскрытия информации эмитентами — цб рф

Раскрытие информации эмитентами - всегда ли необходимо
© Reuters. С октября 2021 года вступят в силу новые правила раскрытия информации эмитентами — цб рф

Новое положение Банка России о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, которое предполагает переход к публикации информации на консолидированной основе по группе эмитента, вступит в силу с 1 октября 2021 года, говорится в сообщении ЦБ РФ.

Положение, зарегистрированное Минюстом России, также опубликовано на сайте регулятора.

В частности, с октября следующего года наиболее важная для принятия инвестиционных решений информация, раскрываемая при эмиссии ценных бумаг и в периодических отчетах, будет формироваться на основе отчетности по МСФО. Несущественные, избыточные и дублирующиеся сведения больше публиковаться не будут.

Читайте также:  Согласие супруги на совершение сделки: продажу участка, автомобиля и т.д. (2023 год)

По новым правилам, состав и структура информации в проспекте ценных бумаг и отчете эмитента приближены к международным стандартам.

Эмитенты будут использовать МСФО для расчета финансовых показателей и предоставлять анализ факторов, повлиявших на результаты финансово-хозяйственной деятельности, — аналог привычного для инвесторов во всем мире MD&A (анализ и обсуждение руководством финансового состояния и результатов деятельности).

Наиболее важная информация, включая операционные и финансовые показатели, сведения о ключевых контрагентах, будет раскрываться консолидированно по группе эмитента, а в случае сохранения эмитентом режима раскрытия информации на соло-основе эмитент должен будет публиковать соответствующие объяснения.

Исключаются требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации в отчетах эмитента, почти на треть сокращается перечень существенных фактов, о которых надо сообщать в ленте новостей, устранено дублирование информации, раскрываемой в разных формах. «Эти изменения сократят регуляторную нагрузку на эмитентов без снижения уровня информационной прозрачности инвестиционного процесса», — отмечают в Банке России.

Так, компаниям больше не нужно будет раскрывать на лентах агентств малоинформативные сообщения о раскрытии в сети интернет годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, списков аффилированных лиц, ежеквартального отчета, консолидированной финансовой отчетности.

Компании больше не будут публиковать и целый ряд других сущфактов, которые либо имеют малую практическую ценность для рынка, либо дублируют информацию из общедоступных источников — ЕГРЮЛ, «Федресурса», сайта самого Банка России.

При этом вводится несколько новых важных сущфактов, например, о возбуждении производства по делу в суде по корпоративному или существенному спору либо об обязанности эмитента раскрывать информацию о содержании каждого полученного им уведомления о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров ПАО.

После перехода к раскрытию информации на основе МСФО отчет эмитента и список аффилированных лиц будут раскрываться раз в полгода, а не каждый квартал, как это установлено сейчас. При этом список должен содержать все изменения за три года, а собственно финансовую отчетность эмитенты по-прежнему должны будут раскрывать ежеквартально.

Действие документа будет распространяться на всех эмитентов, в том числе на иностранные и международные организации, размещение или обращение ценных бумаг которых осуществляется в России. Самого ЦБ РФ, а также эмитентов российских государственных и муниципальных ценных бумаг документ не касается.

Министр просвещения РФ: массового закрытия школ из-за ситуации с коронавирусом не предполагается
IFX — 03.10.2021

Каждый регион принимает решение о закрытии школ с учетом эпидемиологической ситуации на своей территории, массового локдауна не будет, сообщил журналистам министр просвещения РФ…

Выручка от экспорта черных металлов из Украины в январе-сентябре выросла на 80%
IFX — 03.10.2021

Металлургические предприятия Украины в январе-сентябре текущего года увеличили поступления от экспорта черных металлов, по оперативным данным, на 80% по сравнению с аналогичным…

Средняя стоимость «первички» в крупнейших российских городах колеблется от 84,5 тыс. руб. за 1 кв. м до 110,3 тыс. — эксперты
IFX — 03.10.2021
2

Средняя стоимость первичной недвижимости в начале октября составила 110,3 тыс. руб. за 1 кв. м, увеличившись в среднем на 1,2% относительно значения сентября, годовой прирост при…

Предупреждение: Fusion Media

Раскрытие информации об эмитенте ценных бумаг – зачем нужно, почему важно, где искать информацию

Одним из таких ключевых ресурсов является страница раскрытия корпоративной информации. Она должна быть у каждого эмитента, акции которого обращаются на бирже. И это не требование биржи, это требование федерального законодательства (Закон «Об акционерных обществах») и регулятора («Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утверждённое Центробанком России).

Совместно эти два нормативно-правовых акта устанавливают перечень сведений, которые эмитент должен раскрывать на обязательной основе. Список довольно обширный, не имеет смысла перечислять весь.

Чаще всего публикуется информация о заседаниях совета директоров и ежеквартальной/годовой отчётности.

Реже — информация о проведении общих собраний акционеров или о сделках с акциями общества, которые совершало само общество или члены правления.

Настоятельно рекомендую открыть закон «Об акционерных обществах» и «Положение о раскрытии информации…» и изучить эти нормативно-правовые акты.

Необязательно тратить время на внимательное чтение, достаточно изучить оглавление, чтобы в общих чертах представлять требования, которые накладывает законодательство на эмитентов.

Конечно, ничто не мешает вам детально разобрать те или иные разделы перечисленных нормативно-правовых актов.

Если вы возьмёте какую-либо компанию, будете периодически проверять её страницу раскрытия корпоративной информации и сверять с тем, что пишут финансовые аналитики, то быстро убедитесь, что в большинстве случаев это просто пересказ существенных фактов.

Конечно, информация в том виде, в котором она раскрывается эмитентом, может показаться сложной для восприятия: много «служебной» информации, новичку тяжело сразу акцентировать внимание на полезном содержимом.

А финансовые аналитики преподносят информацию в удобной для восприятия форме, и это их основное преимущество.

Но важно понимать один неочевидный момент: если вы принимаете инвестиционное решение на основании мнения какого-то аналитика, то базой для вашего решения является чей-то вольный пересказ существенных фактов, который может сильно исказить первоначальную информацию.

Проиллюстрирую это на примере из собственной инвестиционной биографии. Несколько лет назад ходили слухи, что ММК будет продавать свой турецкий металлургический завод, так как он стал убыточным.

Однако в ленте раскрытия информации я видел сообщения о том, что собирается совет директоров, где в повестке дня было что-то вроде «перспективы развития турецкого подразделения», уже не помню точно.

Потом состоялся совет директоров, где был решён вопрос о проведении дополнительной эмиссии акций для турецкого подразделения, последовали существенные факты о том, что эмиссия действительно проводилась, а ММК выступал покупателем допэмиссии.

Но всё это время в деловых СМИ были упоминания о том, что завод убыточен и его будут продавать. Мне было очевидно, что завод не продадут, а будут спасать — путём допэмиссии проводят докапитализацию. Когда компания собирается продавать одну из своих «дочек», она не проводит допэмиссии, а определяет балансовую стоимость имущества этого подразделения.

Возвращаясь к тому, что пишут аналитики в своих обзорах: ни один «гуру» фондового рынка не расскажет вам больше информации, чем сообщается в существенных фактах.

Если бы «гуру» действительно владел какой-то достоверной дополнительной информацией, то это, скорее всего, были бы инсайдерские сведения.

Понятно, что в этом случае нет никаких причин делиться такой ценной информацией с широкой общественностью, тем более — бесплатно.

В заключение хочу сказать следующее. Прочитайте закон «Об акционерных обществах» и «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Конечно, эти документы не такие увлекательные, как, например, Бенджамин Грэм «Разумный инвестор» или книги Питера Линча, но они дают понимание того, какие правила действуют на нашем фондовом рынке. Одно только понимание правил «игры» придаст вашим инвестиционным решениям больше силы.

Читайте существенные факты компаний, а не мнения аналитиков. Это позволит принимать решения на основании достоверной информации. 

Стандарт раскрытия информации простым языком

Все вы, конечно же, наслышаны о Стандарте раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ в действующей редакции от 27.09.2014 года. Но законодательный акт написан довольно сложным языком, которые многие (включая даже юристов) трактуют двояко. Чтобы избежать кривотолков, мы попытаемся рассказать о Стандарте раскрытия информации простым языком.

О чём это постановление

Давайте сначала разберёмся, почему, собственно, этот законодательный акт назвали Стандартом? Со словом стандарт у нас сразу ассоциируется свод каких-то правил, обязательных и одинаковых для группы лиц или сообщества людей, для которых он и разрабатывался. И наш с вами случай не исключение.

731 Постановление Правительства обязательно к выполнению для всех управляющих компаний. То есть теперь каждая УК должна создать свой сайт и зарегистрироваться на портале Реформа ЖКХ. В этих источниках необходимо размещать информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведения по каждому МКД.

https://www.youtube.com/watch?v=PBSDKXJ9-rA\u0026t=169s

В этих целях 22 декабря Минстрой утвердил Приказ №882/пр о формах раскрытия информации. Но в свою законную силу документ вступил только 22 мая 2015 года. Поэтому с этого дня на сайтах информация публикуется не в произвольном виде, а по строго утвержденным формам.

Печатные копии необходимо размещать на информационных стендах в офисах компаний. Информационные стенды должны стоять в удобном для посетителей месте, то есть так, чтобы каждый смог подойти к стойке и прочитать интересующую его информацию (подробнее об оформлении стендов в нашей статье). Копии материалов с оформленных стендов УК должна хранить в течение 5 лет.

Читайте также:  Способы воровства электроэнергии в частном доме

Кроме того, в Стандарте раскрытия информации содержатся требования к видам, порядку, способам и срокам публикации сведений, которые должны размещать управляющие компании и к которым должен быть открыт доступ неограниченному кругу лиц. Иными словами, УК раскрывает информацию о своей деятельности и домах, а население, контролирующие и другие органы власти могут их просматривать и проверять.

Какую информацию нужно раскрывать

В Стандарте строго прописаны разновидности информации, которые в обязательном порядке должна размещать о себе и домах в управлении каждая УК. К ним относятся:

  • общие сведения об организации, включая название, адрес (ссылку на сайт УК), организационно-правовую форму, показатели годовой бухгалтерской отчётности и баланса с приложениями к нему. Также нужно отразить доходы и расходы по своему направлению деятельности;
  • список домов в управлении с указанием адреса и приложением договора. Здесь же важно перечислить дома, с которыми договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, и указать их адреса и основания для расторжения;
  • общие сведения об управляемых домах. Тут необходимо перечислить все характеристики дома, включая его адрес, год, серию и тип постройки, кадастровый номер, конструктивные и технические особенности, уровень благоустройства, количество этажей, квартир, состояние инженерных и канализационных систем, площадь жилых и нежилых помещений, а также земельного участка, входящих в состав общего имущества МКД;
  • информация о выполняемых работах и оказываемых услугах (с указанием их стоимости), которые относятся к содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД;
  • информация о коммунальных услугах и их поставщиках, тарифах и нормативах потребления;
  • сведения об использовании общего имущества МКД;
  • информация о капитальном ремонте общего имущества МКД. Здесь нужно отметить, что данная информация раскрывается управляющей компанией, если она выбрана в качестве исполнителя капремонта по решению общего собрания жильцов дома на основании договора управления. Если же проведением и сборами на капремонт занимается региональный оператор и средства оседают на его счете, то управляющая компания никаких сведений не публикует;

Новые правила раскрытия информации эмитентами — с октября 2021 г

Положение Банка России № 714-П от 27.03.

2020 «О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг», которое предполагает переход к публикации информации на консолидированной основе по группе эмитента, вступит в силу с 1 октября 2021 года — сообщает ЦБ

Наиболее важная для принятия инвестиционных решений информация, раскрываемая при эмиссии ценных бумаг и в периодических отчетах, будет формироваться на основе отчетности по МСФО. Несущественные, избыточные и дублирующиеся сведения больше публиковаться не будут.

Эмитенты будут использовать МСФО для расчета финансовых показателей и предоставлять анализ факторов, повлиявших на результаты финансово-хозяйственной деятельности, — аналог привычного для инвесторов во всем мире MD&A (анализ и обсуждение руководством финансового состояния и результатов деятельности).

Наиболее важная информация, включая операционные и финансовые показатели, сведения о ключевых контрагентах, будет раскрываться консолидированно по группе эмитента, а в случае сохранения эмитентом режима раскрытия информации на соло-основе эмитент должен будет публиковать соответствующие объяснения.

Исключаются требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации в отчетах эмитента, почти на треть сокращается перечень существенных фактов, о которых надо сообщать в ленте новостей, устранено дублирование информации, раскрываемой в разных формах.

Существенно уменьшается объём требований к годовому отчёту АО.

Компаниям больше не нужно будет раскрывать на лентах агентств малоинформативные сообщения о раскрытии в сети интернет годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, списков аффилированных лиц, ежеквартального отчета, консолидированной финансовой отчетности.

Компании больше не будут публиковать и целый ряд других сущфактов, которые либо имеют малую практическую ценность для рынка, либо дублируют информацию из общедоступных источников — ЕГРЮЛ, «Федресурса», сайта самого Банка России.

При этом вводится несколько новых важных сущфактов, например, о совершении существенных и заинтересованных сделок подконтрольными организациями, имеющими существенное значение, а случае утверждения списка кандидатов в совет директоров – требование раскрывать такой список в сущфакте о решениях совета директоров.

  • источник
  • После перехода к раскрытию информации на основе МСФО отчет эмитента и список аффилированных лиц будут раскрываться раз в полгода, а не каждый квартал, как это установлено сейчас.

Раскрытие информации эмитентами ценных бумаг

Успешное управление развитием бизнеса в современных условиях практически невозможно без предоставления его экономическим агентам полной и всесторонней информации о финансово-экономическом положении эмитента.

Нужно отметить, что чем выше качество предоставленной информации и выше информационная прозрачность, тем больше у инвестора доверия к эмитенту.

Особенно это важно в периоды экономической нестабильности, которые сегодня возникают повсеместно.

Рынок ценных бумаг сегодня фактически является рынком информации. На нем практически все решения принимаются инвесторами на основе доступной информации с учетом индивидуальных уровней рисковых предпочтений. Нехватка нужной информации ведет к нарушению механизмов рыночной конкуренции, падению уровня инвестиционной привлекательности рынка.

Определение 1

Раскрытие информации в общем виде представляет собой обеспечение доступа к ней для всех заинтересованных лиц независимо от целей для которых получается данная информация. На рынке ценных бумаг общедоступной признается та информация, которая не требует привилегий для доступа к ней либо законодательно подлежащая раскрытию.

Процедура раскрытия информации

Обязательное раскрытие эмитентом информации касающейся выпуска ценных бумаг проводится на следующих этапах процедуры выпуска (дополнительной эмиссии) ценных бумаг:

  • при государственной регистрации выпуска или дополнительной эмиссии ценных бумаг, а также при присвоении такому выпуску идентификационного номера;
  • на стадии размещения ценных бумаг;
  • при осуществлении государственной регистрации отчета по итогам выпуска ценных бумаг.

Эмитент, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обязан публиковать информацию в таком информационном ресурсе, который обновляется в режиме реального времени.

Ресурс должен быть предоставлен информационным агентством, которое уполномочено на проведение раскрытия информации о ценных бумагах или о прочих финансовых инструментах.

Банк России аккредитовал на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и о прочих финансовых инструментах на сегодняшний день пять информационных агентств:

  • Агенство по защите информационных прав инвесторов (АЗИПИ)
  • Информационное агентство «Интерфакс» (Центр раскрытия корпоративной информации)
  • Информационное агентство AK&M
  • Агентство «ПРАЙМ-ТАСС»
  • Сайт раскрытия информации СКРИН

Согласно законодательству эмитент обязан при публикации информации в Интернете обеспечить полный свободный доступ к этой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц с опубликованной информацией. Эмитент имеет право использовать свой сайт либо другой сайт в сети Интернет.

С 1 февраля 2017 года появилось требование о том, что подлежащая раскрытию информация о ценных бумагах, публикуемая на сайтах информационных агентств, должна иметь квалифицированную электронную подпись.

Данная подпись должна содержать в своей структуре специальные OID. Выдавать их для эмитентов ценных бумаг уполномочены удостоверяющие центры, которые авторизированы в указанных выше информационных агентствах.

Формы раскрытия информации

Формы раскрытия информации эмитентами могут иметь вид:

  • годового отчета;
  • бухгалтерской отчетности (годовой или квартальной);
  • списка аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • решения или отчёт о выпуске ценных бумаг;
  • проспекта ценных бумаг;
  • информации о сведениях, оказывающих непосредственное влияние на уровень стоимости ценных бумаг;
  • иного документа, предусмотренного законодательством РФ

Замечание 1

Анализируя указанные формы важно отметить, что эмитент кроме консолидированной финансовой отчетности, обязан сообщать информацию о наличии существенных фактов, которые влияют на обязательства по выпущенным им ценным бумагам.

Adblock
detector