Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.

  • Еще одна актуальная тема для заботливых родителей — это ограничение времени проводимого ребенком в интернете.
  • Просто и несложно, без затрат, способ решения проблем, который я предпочитаю.
  • При поиске способов ограничения детей от постоянного пребывания в сети, интернет мне предложил меры от установки на компьютер специальных программ либо антивирусных пакетов с этой функцией, выдергивания проводов от ПК, до мер административного воздействия «ремень».

Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки и каждый из них не идеален.

В случае программ — это материальные затраты и настройка программ, в случае административных и физических воздействий — родительские нервы ибо удовольствия такие методы — не приносят.

Огромный недостаток предлагаемого программного обеспечения(ПО) — это работа только на том устройстве, на котором оно установлено. Т.е. на устройстве принадлежащем ребенку и к которому он имеет доступ более чем его родители, в том числе и для попыток изменить настройки ПО либо удалить его вовсе, а иногда решающей может оказаться цена запрашиваемая за такое ПО.

Большое количество устройств с различными операционными системами, с поддержкой выхода в интернет превосходит возможности предоставляемые разработчиками ПО (Например одновременная работа ПО на ОС Windows, ОС Linux, Java, Android, iOS), так же как и желание родителей — настроить «ограничение интернета»  на всех устройствах в домашней сети.

Так же неудобства в «век потребления и победы маркетологов» может принести и появление в домашней сети новых устройств, на которые ограничивающее ПО поставить не получится либо в силу отсутствия желания разбираться самих родителей, либо из-за новизны устройства, блокирующего ПО на него может и не быть.

В моей домашней сети, 12 устройств имеют доступ в интернет: телефоны, планшеты, ноутбуки, стационарный ПК, поэтому проблема легкости настройки и управления весьма актуальна. При этом замечено, что сейчас компьютер без подключенного интернета детям — мало интересен.

Метод, который я предлагаю заключается в настройке домашнего роутера, на примере роутеров TP-Link, имеющих даже в самых дешевых исполнениях данную функцию.

Преимущества данного метода:

  • Роутер часто является единственным способом выхода в сеть интернет для всех без исключения устройств домашней сети (за исключением случаев подключения тарифов интернета от сотовых операторов на смартфоны или планшеты с такой функцией). Т.е. настроив всего один роутер, вы будете контролировать все устройства разом
  • Роутеру в работе, безразлично ПО установленное на устройствах
  • Роутеру безразлично появление новых устройств
  • Роутеру безразличен «перевод часов» на ПК, чтобы отсрочить блокировку
  • Роутер настраивается разово, с установкой сложного пароля на вход на роутер. Также логин и пароль для подключения к интернету — стоит хранить в тайне
  • Настроив роутер, вы можете сохранить ваши настройки в отдельный файл — резервную копию
  • При использовании сложного пароля на роутер, роутер можно только сбросить, при этом будут стерты все настройки подключения к сети интернет. Без знания логина и пароля от провайдера, на подключение к интернету, роутер будет просто железякой
  • Вход на роутер выполняется только для настройки или изменения настроек. Происходит это очень редко, шанс подсмотреть и запомнить пароль — минимален
  • Факт сброса настроек роутера и отсутствия интернета «везде» — скрыть тяжело
  • Восстановить настройки интернета и внесенных вами изменений «родительского контроля» из файла резервной копии, занимает около одной минуты, из них 50 секунд — это процесс перезагрузки роутера
  • Если ребенок все таки сможет незаметно для родителей обойти все указанные варианты, то у него получены не самые бесполезные знания в его жизни. ????
  • Так же изменение стандартного логина и пароля на роутер, защитит о части злоумышленников с интернета, методом перебора находящих роутеры с обычными паролями из сети интернет

Нивелирование недостатков, дело самих родителей:

  • Зная логин и пароль на роутер, можно отменить сделанные изменения (поэтому пароль и логин, стоит хранить в надежном месте)
  • Зная логин и пароль на интернет, можно сбросить роутер и вновь настроить доступ к интернету (на роутер заходят очень редко, факт сброса можно не замечать очень долго)

Ну а самое главное в любой защите — не указывать, с помощью какого способа вы это сделали.

Роутеры фирмы TP-Link имеют функцию Фильтрация IP-адресов, через настройку которой мы и будем ограничивать доступ устройств к сети интернет.

Причем мы не будем создавать большой список устройств, которые нужно ограничивать в использовании интернета. Мы создадим «белый список» из 3 устройств с разрешенным круглосуточным доступом, а любое другое устройство не из этого списка будет иметь лимитированный доступ по времени к сети интернет.

  1. В примере будет рассмотрено прекращение доступа детей к интернету с 10 часов вчера до 7 утра, но на основе этих знаний, вы можете добавить правила например для прекращения доступа в обеденное время, что сподвигнет ребенка  «не забыть покушать» или выполнение каких-то домашних дел.
  2. Пример не требует высокого уровня компьютерной грамотности, снабжен пояснениями и не сложен.
  3. Перед началом настройки выполните следующие действия:

Настройка роутера TP-Link

Настройка DHCP и резервирования адресов

Открываем Панель управления роутером, переходим на вкладку Список клиентов DHCP.

DHCP — служба роутера, автоматически присваивающая устройствам уникальный адрес в локальной сети. Каждое устройство при первом подключении к роутеру получает свой персональный адрес — IP адрес.

Данный адрес действует определенное время, после чего устройство вновь обращается к службе DHCP за новым адресом, если данный IP адрес уже присвоен другому устройству за период неактивности в сети, устройство получает новый адрес.

В окне Список клиентов DHCP мы видим список активных/подключенных к роутеру устройств домашней сети. В графе Имя клиента мы видим название устройства, если это ПК, то имя обычно выглядит логически и позволяет определить соответствие имени устройства и IP адреса. Как видно устройства на базе Android имеют малопонятное имя.

Каждое из устройств, помимо временно выделенного IP адреса имеют MAC-адрес.

MAC адрес —  уникальный идентификатор, присваиваемый сетевой карте устройства. МАС адрес — постоянный и индивидуальный для каждого устройства.

  • В данном примере МАС адреса 1,2,3 устройства мне известны и принадлежат устройствам, доступ к сети интернета которым не должен быть ограничен.
  • (Статья: Как узнать MAC адрес конкретного устройства)
  • Всем остальным устройствам 4-10 мы будем ограничивать время нахождения в сети Интернет.

Копируем/записываем/запоминаем MAC адреса устройств с ID 1-3. Эти устройства будут иметь постоянный и фиксированный адрес в домашней сети.

Графа назначенный IP-адрес показывает нам диапазон адресов нашей домашней сети — 192.168.0.N. Где N — число в диапазоне от 1 до 254, по умолчанию DHCP начинает выдавать адреса начиная с 100, т.е. начиная адресацию с IP: 192.168.0.100.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 1. Список устройств получивших адрес от службы DHCP роутера TP-Link

Переходим на пункт ниже — Резервирование адресов.

Добавляем три устройства доступ которым мы не будет ограничивать по времени.

Нажимаем кнопку Добавить и заполняем поля в Изображение 3. Резервируем IP адрес за определенным устройством.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 2. Резервируем IP адреса за определенными устройствами

Нажимаем кнопку Добавить и в появившееся окно вписываем MAC адрес первого устройства, в примере: 10-3B-59-8A-EE-0A, закрепим за этим устройством адрес 192.168.0.10 (можем выбрать любой в диапазоне от 192.168.0.2 до 192.168.0.254, IP адрес 192.168.0.1 — уже закреплен за роутером TP Link).

Выбираем Состояние  — Включено, что бы резервирование заработало.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 3. Резервируем IP адрес за определенным устройством

Таким образом в данный список добавляем все устройства, которые должны иметь нелимитированное время пребывания в интернете. (см. Изображение 2. Резервируем IP адреса за определенными устройствами).

В примере добавлено 3 устройства.

Включение защиты и настройка фильтрации IP-адресов

Переходим на пункт Межсетевой экран и ставим галочки напротив:

  1. Включить Межсетевой экран
  2. Включить Фильтрацию IP-адресов
  3. Запретить пакетам, не указанным в правиле фильтрации, проходить через маршрутизатор

Без включения первого пункта роутер не может использовать какие-либо виды фильтрации, даже если они отмечены «галочкой».

Второй пункт задействует нужную нам в уроке — IP фильтрацию.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 4. Включение Межсетевого экрана и IP фильтрации

Третий пункт, позволяет нам использовать «белый список», т.е. в моем случае разрешить нелимитированный доступ только указанным устройствам, которых у меня всего 3 из 12.

В случае если у вас 12 устройств и всего одному из них нужно ограничить доступ, стоит настроить вариант Разрешить доступ к Интернет данным компьютерам, указанным во включенных правилах.


Нажимаем Сохранить.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 5. Добавление правил фильтрации IP адресов

Переходим к пункту Фильтрация IP-адресов, нажимаем кнопку Добавить.

Создаем первое правило, описывающее 3 разрешенных устройства.

  • Рабочее время (Время действия правила) с 00 часов 00 минут, до 24 часов 00 минут, т.е. круглые сутки
  • IP-адрес в сети LAN. Указываем зарезервированные адреса устройств «белого списка», т.к. я назначал адреса идущие подряд, я могу указать сразу диапазон 192.168.0.10 до 192.168.0.13 (на самом деле нужно до 192.168.0.12, т.к. устройств всего 3,  опечатка на Изображении 6)
  • Действие — Разрешить.

Нажимаем Сохранить.

Логически созданное правило — звучит: в Указанное время я Разрешаю доступ для  Указанного диапазона IP адресов.

С 00 часов 00 минут до 24 часов 00 минут, устройствам с адресами  192.168.0.10, 192.168.0.11, 192.168.0.12, 192.168.0.13 — роутером Разрешается доступ к сети Интернет.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 6. Добавление правила для «белого списка»

Создаем второе правило правило, описывающее все остальные (детские) устройства.

  • Рабочее время (Время действия правила) с 07 часов 00 минут, до 22 часов 00 минут
  • IP-адрес в сети LAN. Не указываем, это означает, что используется весь возможный диапазон адресов
  • Действие — Разрешить.
  1. Нажимаем Сохранить.
  2. Логически созданное правило — звучит: в Указанное время я Разрешаю доступ для  всех IP адресов.
  3. С 07 часов 00 минут до 22 часов 00 минут, Любому устройству — роутером Разрешается доступ к сети Интернет.
Читайте также:  Ипотека для семей, где родился второй ребенок в 2023 году

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 7. Добавление правила ограниченное время интернета для всех устройств

Проверяем корректное создание правил, сравниваем адреса и время ограничения.

Логически роутер проверяет:

  1. Если Время любое, а адреса устройств совпадают от 192.168.0.10 до 192.168.0.12, то Разрешаем доступ, не проверяя последующие правила
  2. Если адреса из первого пункта не совпали с «белым списком», то Разрешим доступ, Любому устройству нашей сети  если сейчас промежуток времени с 7 утра до 10 вечера, не проверяя последующее правило
  3. Если оказалось, что устройство не из «белого списка» (пункт 1) или текущее время с 22-00 вечера до 7-00 утра — запрещаем доступ всем.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 8. Проверка правильности правил

Поздравляю, самая сложная часть — создание правил — успешно выполнена!

Перезагрузка роутера для принятия изменений

Чтобы изменения вступили в силу — перезагружаем роутер.

Выбираем раздел Системные инструменты, пункт Перезагрузить.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.Изображение 11. Перезапуск роутера

  • Маршрутизатор перезагружается, можете проверить работу правил фильтрации (если наступило указанное вами время), так же рекомендую перезагрузить(или переподключить к интернету) устройства из «белого списка», чтобы произошло обновление IP адресов и роутер присвоил этим устройствам зарезервированные за ними адреса.
  • Подчеркну еще раз важность умалчивания способа, каким вы установили работу устройств с Интернетом по расписанию.
  • [nx_heading style=»coloredline» heading_tag=»h4″ size=»24″ align=»left»]От автора:[/nx_heading]
  • Если проблема решена, один из способов сказать «Спасибо» автору — здесь.
  • Если же проблему разрешить не удалось и появились дополнительные вопросы, задать их можно на нашем форуме, в специальном разделе.
  • [nx_box title=»Поделиться этой статьей» style=»glass» box_color=»#ED303C»]Если данная статья вам помогла и вы хотели бы в ответ помочь проекту Mhelp.kz, поделитесь этой статьей с другими:
  • [/nx_box]

«Ограничивая детей в онлайне, родители создают условия социальной депривации, и это травма». Психолог — о жизни детей в интернете

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.

— Мы привыкли оберегать детей, воспринимая их, по сути, как «еще не совсем людей», но они сейчас так интегрированы в общество, что дадут тут фору взрослым. Как взрослым вести себя в этой ситуации?

— Взрослым необходимо в первую очередь отказаться от мысли, что дети — это недолюди. Дети — люди, у которых в силу возрастных психофизиологических особенностей по-другому работает психика, но они совсем не «недо».

Дети сейчас интегрированы не в общество в целом, а главным образом в киберпространство: социальные сети, гаджеты, интернет. Они умеют быстро искать информацию, общаться в виртуальной реальности, запросто пользуются навигатором или онлайн-переводчиком.

Но это совсем не означает, что эти же дети спокойно спросят дорогу у проходящего мимо человека или не испугаются пойти к врачу.

Современные подростки так же боятся пойти на первое свидание, а первоклашки в школу, равно как их родители когда-то. Здесь все остается прежним:родители являются проводниками в общество.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.

— Я знаю семиклассника, который разрабатывает свои диалоговые системы, ведет серьезный телеграм-канал и зарабатывает в месяц 30 тысяч и больше. Получается, рушится все представление о детях и взрослой жизни. Может, тут уже нужна помощь самим родителям?

— Все-таки представление о взрослых и детях строится не только на различиях в материальных отношениях. В первую очередь у детей другая психика.

Да, современные дети активно разрабатывают собственные программы, умеют многое из того, что не умеют современные взрослые, более того, ребята находят способы монетизировать свои умения — и это здорово.

Если родители по каким-то субъективным причинам не могут принять этот факт, конечно, им нужна помощь, и это совершенно нормально. Лучшим выходом в такой ситуации будет консультация психолога.

— Какие советы по поводу современного мира родителям лучше детям не давать? Мы ведь стремимся передавать свой опыт, а он устаревает чуть ли не с каждым днем.

— Устаревает лишь физический опыт, например способы добывания информации, а морально-нравственные установки в принципе остаются прежними. Взрослые ведь не остаются на какой-то ступени развития, они продолжают развиваться и впитывать в себя нововведения окружающего мира. Но взрослым нужно учиться и у своих детей, не стоит этого стесняться.

Советы лучше вообще не давать ни детям, ни друзьям, ни коллегам. Лучше развиваться вместе с ребенком, вместе чему-то учиться, вместе интегрироваться в современный мир.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.

— Существует версия, что раньше люди заучивали огромное количество информации, чтобы если владеть, то наверняка. А сейчас это вообще не нужно. Ребенку следует знать лишь, как искать и запомнить некоторое количество полезных ресурсов. Что вы думаете по этому поводу? И есть ли на эту тему тоже какие-нибудь исследования?

— Да, так и есть. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь необязательно помнить наизусть формулу, важнее знать, как и когда ее использовать. Тем не менее, когда используешь информацию постоянно, она все равно заучивается, в итоге действия выполняются на автомате. ЗАТО благодаря интернету мы всегда можем найти ту информацию, которую ежедневно не используем. В этом нет ничего страшного.

— Раньше авторитетом для детей были родители или учителя, одним словом, какое-то ограниченное количество людей. Сейчас благодаря интернету ребенок рано сталкивается с плюрализмом мнений. Он потеряется во всем этом или, наоборот, станет более демократичным в суждениях?

— Я не вижу никакого противоречия. У современных детей так же, как и предыдущего поколения, есть свои авторитеты, которые зависят и от возрастных особенностей. В дошкольном возрасте — это родители, в младшем школьном — учителя, в подростковом — группа сверстников.

Да, дети могут выходить в интернет и нередко теряются в огромном количестве данных. И вот здесь помощь родителей очень нужна, их задача — научить ребенка критическому мышлению.

Это умение — Залог безопасности и в обычной жизни, и в виртуальной.

Человек должен уметь подвергать критическому анализу любую информацию, именно эта способность помогает не попасть в тоталитарные секты, не повестись на шарлатанов, сформировать мировоззрение. Учить этому необходимо с детства.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.

— Когда детям лучше приобщаться к цифровому миру?

— Современные дети уже являются «цифровым» поколением.

В психологическом сообществе сейчас даже идут разговоры о выделении еще одной идентичности «я-виртуальное» это то, как человек идентифицирует себя в виртуальной реальности.

Конечно, не стоит заставлять новорожденных детей учиться пользоваться гаджетами, так как в силу возрастных особенностей если этот навык и сформируется, то через несколько месяцев будет благополучно забыт.

Но и оберегать их от цифрового воздействия до наступления совершеннолетия тоже не получится.

Приобщение происходит постепенно, и вполне нормальна ситуация, когда мама и ребенок вместе ищут в интернете ответ на интересующий их вопрос; 20 лет назад дети смотрели мультики по телевизору, а сейчас — на ютубе, и ничего страшного в этом нет.

Страшно, если кроме ютуба родители ничего детям не показывают.

— Некоторые родители ограничивают доступ детей к интернету, утверждая, что он отупляет. Ваше мнение — это идет детям на пользу или наоборот?

— В интернете содержится в том числе и опасная для детей информация, и в этом случае можно ограничить сайты.

Но важно ограничивать доступ детей к интернету с умом, не контролируя, не проверяя их историю просмотров, не читая переписки детей в соцсетях.

Если гаджетом пользуется пятилетний малыш, лучше активировать эту функцию, чтобы не дать ребенку узнать много нового из мира порнографии, например. Не подумайте, что я имею что-то против сексуального воспитания и просветительских бесед, ни в коем случае. Подросткам, к примеру, доступ к порнографическим сайтам иногда бывает необходим.

Но мы сейчас говорим о пятилетнем ребенке, и в этом возрасте интерес к половой сфере не нужно подстегивать просмотром видео для взрослых. Когда наступит время, ребенок сам спросит вас и об особенностях строения половых органов, и пресловутое «откуда берутся дети», и что за интим-магазин вы каждый раз проходите по дороге в детский садик.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.

— А если ребенок все же посмотрел порно?

— В этой ситуации родителям в первую очередь нужно справиться со своим психоэмоциональным напряжением. Скорее всего, они будут испытывать растерянность, страх и стыд. Это естественно, но эти эмоции нужно проработать, чтобы они не мешали во взаимоотношениях с ребенком. Для этого можно позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122.

Не стоит спрашивать ребенка, трогал ли он себя во время просмотра видео. Мастурбация — естественный процесс, в котором нет ничего запретного. Любой человек имеет право получать удовольствие таким образом.

Не нужно интересоваться, как ваш ребенок это видео нашел, зачем смотрел и что трогал.

Поговорите о сексе в целом, расскажите, что это за процесс, как он протекает физиологически, обязательно расскажите о чувственной составляющей. Обсудите неприкосновенность тела.

Подросток должен знать, что близкие отношения возможны только по обоюдному согласию, никто не имеет права требовать близости. А если кто-то настаивает, то всегда можно сказать «нет» и уйти.

Уделите внимание и способам предохранения, заболеваниям, передающимся половым путем, и незапланированной беременности. Очень важно поговорить и о нетрадиционной сексуальной ориентации.

Лучше, если диалог произойдет между родителем и ребенком одного пола. Только учитывайте возрастные особенности: 8-летнему ребенку нужно знать меньше подробностей, чем 12-летнему подростку.

Именно от родителей ребенок должен узнать обо всех особенностях и подробностях, которые связаны с близкими отношениями между мужчиной и женщиной. Если такой разговор не состоится (а состояться он должен тогда, когда у ребенка возникает интерес к этой сфере, и нередко это 8–9 лет), то подросток полезет за информацией в интернет, а какого качества будет эта информация — лишь вопрос везения.

— Хочу еще кое-что прояснить про ограничение пользования интернетом. Некоторые родители уводят своих детей в специальные школы, где нет компьютеров, а дома вообще запрещают им пользоваться интернетом. Но наступает время, когда дети все же входят в интернет-мир. К чему все это может привести?

— Интернет — неотъемлемая часть современного мира.

Родители, ограничивая детей в онлайне, создают условия социальной депривации. Это травматичная ситуация, которая впоследствии может вызвать серьезные проблемы у ребенка.

Вот представьте, что будет, если все детство запрещать малышу гулять на детской площадке? Сейчас часть этой детской площадки находится в виртуальной реальности, поэтому не пускать туда детей нельзя.

— Могут ли социальные сети стать адекватной заменой играм во дворе?

— Конечно нет. Могло показаться, что я выступаю за цифровизацию детства, но это не так. Я просто признаю, что мы не можем скрыться от виртуальной реальности, а значит, нужно учиться жить с ней и интегрировать ее в свою жизнь и жизнь своего ребенка.

Тем не менее никто не отменял законы психологии, а игра строго необходима для правильного развития малыша. В 2 года он играет с предметами, в 4 — в сюжетно-ролевую игру.

И если с предметной деятельностью пока еще все более-менее нормально, то с сюжетно-ролевой игрой у современных детей большие проблемы.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.

Игра позволяет детям примерять на себя разные роли, а также, что очень важно, научиться следовать правилам.

Если ребенок не наигрался в возрасте 4–7 лет, то он не будет готов к новому возрастному периоду, в котором ему придется слушаться учителя и не вставать с места на протяжении 40 минут урока. Он не сможет контролировать собственные действия, так как не сформируется произвольность  основа саморегуляции ,а это главный навык ребенка, готового к поступлению в 1-й класс.

Поэтому часто на консультациях я даю простую рекомендацию — играть, играть как можно больше, и обязательно это должна быть именно сюжетно-ролевая игра. Пусть ребенок сам устанавливает правила, пробует их менять, учится им следовать, экспериментирует с ролями. Игра — это своеобразная репетиция взрослой жизни, которую обязательно нужно пройти.

Читайте также:  Раздел имущества между наследниками

— Какие ограничения детской свободы потеряли смысл, а какие стоит сохранить?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что мне очень не нравится словосочетание «ограничение свободы». Ребенка нужно не ограничивать, а учить ограничивать что-либо самостоятельно. И критическое мышление, о котором мы говорили раньше, влияет на эту способность в первую очередь.

— Судя по участию в митингах и стремлению детей начать свое дело, стать популярным, дети борются за свои взрослые права. Как вы думаете, насколько детские права надо расширить и в какой области?

— Смысл подросткового возраста заключается в сепарации, отделении от родителей, и так было всегда. Политическую активность всегда проявляли тинейджеры и молодежь, это возрастная особенность. Подростки стараются изменить мир к лучшему, этот феномен в народе зовут юношеским максимализмом. Естественно, что они борются за свои права, и это правильно.

По специальности я юридический психолог, поэтому я, конечно, изменила бы законодательство, регулирующее права детей в юридически значимых ситуациях.

Например, у нас в стране не предусмотрена психологическая поддержка детям, ставшим свидетелями преступления, более того, не всегда допросы таких детей (психологически травмированных увиденным) проводятся в соответствии с нормами закона. Что уж тут говорить о детях, ставших фигурантами уголовного дела!

Например, стоит ли сажать в тюрьму подростка, укравшего булочку из магазина? А у нас сажают, тем самым позволяя подростку развиваться в ограниченных условиях криминогенной среды. Ведь можно наладить систему психологической поддержки, коррекции и реабилитации, но у нас это не делается.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет.

— Что ты думаешь про историю с «Синим китом» и прочими группами смерти?

— Безусловно, эти группы существуют, но СМИ сильно раздули эту историю и приукрасили подробностями, которых не было. Подростковые самоубийства существовали всегда, в этом нет ничего нового. В переходном возрасте иногда возникает такой феномен, как вера в персональный миф, то есть они верят, что являются исключением из законов природы и будут жить вечно.

Негативные переживания часто преобладают в переходном возрасте, кажется, что родители не понимают и не хотят слышать, и тогда подросток начинает представлять, как же в случае его смерти родители будут убиваться и плакать. Одного он не осознает — что он умрет по-настоящему. Отсюда и экстремальные увлечения, и эксперименты с наркотиками, и суицидальное поведение.

Группы смерти активно обсуждались в СМИ, но никто почему-то не говорил о совершенно элементарной вещи: не информация ищет подростка в интернете, а подросток информацию. Если у тинейджера нет и не было суицидальных мыслей, то никакие группы смерти его не заинтересуют.

Он будет использовать интернет для удовлетворения других своих потребностей: в общении, познании, отдыхе, развлечении, психологическом комфорте.

Если же в семье отсутствует взаимопонимание, если ребенок подвергается психологическому насилию (а, к сожалению, ему подвергается колоссальное количество детей), если испытывает проблемы в школе, например является жертвой буллинга, то, конечно, что-то в интернете (как, впрочем, и аналогичное что-то в реале) может подстегнуть его к совершению страшного поступка.

— Хорошо, допустим, ребенок не имеет суицидальных мыслей, он просто завел блог и стал популярным. Стоит родителям как-то готовить его к жизни на виду или им лучше просто закрыть свою страничку, чтобы не позорить чадо?

— Если говорить о «звездной болезни», то, конечно, есть вероятность, что гордыня возьмет верх.

Но, во-первых, если гармонично развивать ребенка с рождения и прививать ему нормы морали, такое явление маловероятно, а во-вторых, как известно, популярность тех, кто «поймал звезду» так же стремительно угасает, как и появляется. Если подросток это переживет, то это будет для него своеобразным уроком, из которого он может вынести массу полезного опыта.

— Если ребенок заявляет, что он хочет стать киберспортсменом, то как быть?

— В первую очередь, уважать его желание. Залог счастливой семьи — уважение и принятие желаний друг друга.

Что плохого в киберспорте? Все спортсмены «помешаны» на своем виде деятельности, разница лишь в том, что футболист говорит только о футболе, а киберспортсмен — о «контрстрайке». Дайте ребенку свободу, пусть попробует себя в этом.

Вполне вероятно, что через две недели он забудет о своем желании или разочаруется в нем, но зато он будет помнить, что вы поддержали его в его стремлении, а значит, доверяете ему.

— Дмитрий Быков как-то сказал, что один его ученик в школе сделал доклад о цифровой символике романа «Что делать?». И школьник решил, что ответ находится на такой-то странице такой-то книги 1733 года издания, которое находится в Британском музее.

Быков сказал: «Вы же понимаете, что достать английское издание 1733 года мы не сможем и проверить гипотезу тоже?» Но подросток списался с руководителями музея и попросил прислать скрины страницы. Скрины получили. Очевидно, что дети стали умнее и смелее нас, они видят новые пути и не боятся лезть туда, куда до них никто не лазил.

Вы не считаете, что это новое поколение вырулит нашу страну в нужную сторону?

— Я не знаю, вырулит ли оно нашу страну в нужную сторону, но очень хотелось бы в это верить. Дети, действительно, чувствуют себя более свободными и смелыми. Насчет «умнее» я не спешила бы с выводами, речь скорее не об интеллекте, а о способе достижения целей.

Но это объяснимо: раньше, чтобы написать в Британский музей, нужно было совершить огромное количество различных действий, а сейчас — лишь нажать на нужную кнопку.

Мы все имеем бóльшую, чем раньше, свободу, но не умеем ею пользоваться — а дети умеют, потому что они в этой реальности родились и выросли, другой они просто не знают.

Дети в интернете: нужно ли запрещать подросткам пользоваться соцсетями?

Невозможно представить современную жизнь без интернета и социальных сетей. Причем знакомиться с виртуальным миром дети начинают с самых ранних лет, а к подростковому возрасту и вовсе «пропадают» в нем часами напролет. Обозреватель «РИАМО в Подольске» пообщалась с психологами и выяснила, стоит ли запрещать детям пользоваться интернетом и каковы признаки реальной зависимости.

Детские психологи в Подольске: где школьникам помогут при стрессах>>

Почему дети «уходят» в интернет

©  из личного архива

По словам психолога Ольги Неделиной, почти каждый второй, кто заявляет о проблемах с детьми, ссылается на привязанность к смартфону, соцсетям, компьютерным играм, интернету. Когда нет интересов в реальной жизни, то появляется зависимость от виртуальной реальности, иногда довольно серьезная. Все, что доставляет удовольствие и не требует особых усилий, притягивает детей.

«Сам по себе интернет – не зло и не благо. Это виртуальный мир огромных возможностей, если использовать его как инструмент для саморазвития и коммуникации. Но ведь можно использовать его и для потакания своим прихотям и тайным «хотелкам».

А дети только учатся отличать хорошее от плохого, благо от вреда. И выводы они будут делать, либо самостоятельно справляясь со своими проблемами, либо во взаимодействии со взрослым другом.

Часто ли родители готовы и могут стать такими друзьями? Когда им не до ребенка, он ищет понимания на стороне», – отметила Неделина.

И пояснила: социальные сети выглядят вполне безопасно и заманчиво, особенно когда ребенок попадает в тиски определенного комплекса, невроза или дурного психологического сценария в своей же семье. Речь о ситуациях, когда самим родителям нужна помощь психолога: они измотаны на работе, конфликтуют между собой, у них нет опыта взаимодействия с ребенком в кризисной ситуации.

Проблема с коммуникацией в семье отражается на способностях ребенка налаживать успешные связи. Растущие страхи, внутренняя агрессия, частые обвинения ребенка в различных «грехах» дают ему повод искать выход в общении хоть с кем-то, кто «поймет и поможет». Но кто появится в соцсети в образе «доброго помощника»? Чаще всего, конечно, сверстники. Но можно нарваться и на злоумышленника.

«Все зависимости – это прежде всего истории про искаженные отношения и отсутствие любви, провоцирующие детей на поиски ресурса, которого им не достает», – пояснила Неделина.

©  из личного архива

Психолог Евгения Хабарова сказала, что чаще всего за помощью к психологам приходят не подростки, а обеспокоенные родители, которых тревожит чрезмерное – по их мнению – увлечение детей интернетом.

«Интернет – это значимая часть жизни современных подростков. Причем многие говорят, что там они не просто проводят время, но и общаются со сверстниками.

Меня удивили слова 13-летней девочки, которая рассказала, что в их среде не принято звонить или писать смс.

Если ты общаешься через мессенджеры – здорово, круто! Но если «по старинке» звонишь, то друзья могут даже перестать общаться! Соответственно, без интернета подросток может быть и вовсе отрезан от сверстников», – отметила Хабарова.

Когда родители отключают интернет, например, в качестве наказания, то они в большинстве случаев лишают ребенка и общения с друзьями. Поэтому очень важно не просто наказать, а объяснить, что это временная мера за нехороший проступок.

«Одно дело, если вы предупредили о намерении временно отграничить доступ в интернет и сделали это в качестве наказания на определенный срок. И совершенно другое, когда вы просто против того, чтобы подросток проводил свое свободное время в соцсетях!» – подчеркнула Хабарова.

И отметила: таков современный мир, интернет – это значимая часть реальности, без него уже нельзя. Впрочем, родители и сами зачастую не могут показать ребенку положительный пример.

«Каждый из нас часами сидит в соцсетях и пользуется мессенджерами! Для начала родители должны сами ограничить свое времяпрепровождение в интернете, а уже потом требовать этого от ребенка.

Кстати, это отличный повод для семейных дней «интернет-детокса» – отказа от виртуальной реальности.

Это может пойти на пользу всей семье, ведь появившееся время можно провести интересно и необычно», – посоветовала Хабарова.

Новые образовательные проекты в Подольске: частная интернет‑школа и ЦМИТ>>

Взаимопонимание в семье – залог безопасности

©  Pixabay

Оба психолога сошлись во мнении – для того, чтобы уберечь ребенка от дурного влияния в сети, нужно уделять ему достаточно внимания, общаться и стараться понимать и принимать его увлечения и интересы.

«Всегда ли у родителей есть на это силы, время и желание? Часто им проще сунуть ему в руки смартфон с мультиками, чем составлять для малыша разнообразную программу развития. Хотя помощь по дому, мытье посуды, приготовление пищи и разные домашние дела детям порой намного интереснее, чем игрушки.

Читайте также:  Как получить дубликат диплома об образовании, если вуз ликвидирован

Интерес к саморазвитию необходимо поддерживать системно, это не должно выглядеть, как воспитание. Скорее как дружба и совместные взаимоинтересные программы: походы в лес, конструирование, мелкий ремонт квартиры, шитье, домашний кукольный театр, музыка, рисование. В таком ключе интернет становится помощником, а не врагом.

И детям не придется искать в соцсетях понимание – оно должно быть обеспечено дома», – отметила Неделина.

И добавила, что наиболее опасны случаи, когда дети попадают в закрытые группы, лидерами которых являются специалисты, владеющие специальными методиками психологического воздействия.

Их цели различны и нередко криминальны – например, продажа наркотиков, проституция. Также социальные сети позволяют получить личные данные – фотографии, адреса, контакты, и в этом смысле они однозначно опасны.

Ведь никогда не знаешь, кто находится по ту сторону аккаунта, прячась за миловидным фото профиля.

Однако и таких опасностей поможет избежать взаимопонимание в семье. Ведь ребенок, который привык взаимодействовать с родителями для решения различных проблем, всегда сам покажет странное предложение из интернета и попросит совета.

«Нужно общаться с ребенком! Не просто спрашивать, как дела и что сегодня было на обед, а интересоваться его увлечениями, переживаниями. Нужно говорить, слушать и слышать. А в каких-то ситуациях стоит помочь – даже если кажется, что его хобби «ненужное».

Например, подсказать что-то по прохождению онлайн-игры или помочь составить жалобу на грубого игрока. Тогда ребенок будет знать: что бы ни случилось, вы поможете, не будете осуждать или «учить», а просто придете на помощь.

Именно к такому родителю ребенок и придет за советом», – пояснила Хабарова.

И рассказала, что недавно к ней обратились родители, чей ребенок украл карту, чтобы оплатить игру. Этого могло не произойти, если бы в этой семье было взаимопонимание.

«Дети сейчас другие. Они с самых ранних лет живут в мире информации. Подростки уже и сами многое знают об опасностях в интернете. Но этого мало: родители также должны быть осведомлены о современных мошеннических схемах в сети. Они должны знать, как распознать опасность и уберечь от нее ребенка», – пояснила она.

Подольская молодежь: «XXI век заставляет часто пользоваться интернетом»>>

Нужно ли ограничивать использование интернета?

©  из личного архива

©  из личного архива

«Как можно остановить прогресс и запретить то, что для всех уже является обыденностью? Социальные сети стали частью нашей жизни. Да, информация в открытом доступе легко становится добычей мошенников, воров, шантажистов.

Да, можно узнать о каждом шаге человека – при желании. Но запрещать пользоваться интернетом бессмысленно, это борьба с ветряными мельницами.

Вместо этого родителям нужно помочь ребенку научиться различать пользу и вред», – отметила Неделина.

И пояснила: ограничения на интернет должны быть обязательно, пока малыш не научится сам регулировать свое пребывание и поведение в нем. Но при этом необходимо давать «более вкусную» альтернативу – бассейн, прогулки, подвижные игры со сверстниками. К подростковому возрасту уже должны сформироваться навыки выбора приоритетов и безопасных коммуникаций.

По словам Хабаровой, если вы хотите, чтобы ребенок больше читал, то и сами должны читать, подавая достойный пример, а не сидеть все свободное время в соцсетях и играх.

«Многие родители пытаются ограничить интернет у детей. Причем делают это резко, только ухудшая взаимоотношения в семье. Представьте: вы читаете новости в соцсети, и у вас из рук вырывают телефон, а потом и вовсе не дают им пользоваться.

Что вы почувствуете? Правильно, злость! Такую же злость, обиду и разочарование чувствует ребенок.

Как поступить, если ребенок долго сидит в сети? Для начала предупредить, что у него осталось несколько минут на то, чтобы досмотреть фильм, дослушать музыку, закончить диалог, после чего он должен выключить смартфон или планшет и заняться другими делами. Согласитесь, это уже другое дело!» – пояснила Хабарова.

Кроме того, бездумное отключение интернета может серьезно подорвать отношения в семье.

«У меня был интересный случай. Родители отключали 13-летнему ребенку интернет. Как только наступал вечер, интернет странным образом пропадал, но родители пожимали плечами и убеждали, что они ни при чем. Конечно, подросток все понимал! И такое вранье только ухудшало отношения в семье, подрывало доверие. Дети сейчас очень продвинутые!» – отметила Хабарова.

Что касается соцсетей, стоит помнить: при регистрации там указан рекомендованный возраст, чаще всего от 14 лет. Бывает, что родители сами создают страницы своим малышам  чуть ли не с шестилетнего возраста, а потом, когда дети подрастают, начинают переживать, что они много времени проводят в сети.

«Не думаю, что стоит полностью лишать ребенка возможностей, которые дает интернет. Да и сделать это просто невозможно: Wi-Fi есть в общественном транспорте, в парках и скверах, практически во всех кафе и ресторанах.

Если вы отключите дома интернет, то ребенок все равно будет в нем сидеть – но уже скрыто, неконтролируемо.

Лучше научить ребенка правильно пользоваться интернетом, стремиться к знаниям и саморазвитию», – рекомендует Хабарова.

Подольские учителя: «Дети заставляют нас всегда быть в тонусе!»>>

Родители-надзиратели

©  Pixabay.com

Но бывает и противоположная ситуация: родители не ограничивают интернет, но пристально наблюдают за активностью детей в нем. По словам Хабаровой, нельзя перегибать с таким надзирательством.

«Я знаю много случаев, когда обеспокоенные родители добавлялись под фейковыми профилями к своим детям и следили за всем, что они делают в соцсети. Конечно, если ребенок об этом узнает, то происходит скандал.

Подросток чувствует, что его обманули, за ним следят, ему не доверяют. Так что делать этого не стоит.

Дайте подростку свободы! Если хотите добавиться в друзья к нему в соцсети, то будьте честны и не обманывайте», – посоветовала психолог.

И добавила, что это относится и к гаджетам, которые позволяют отслеживать перемещения по GPS. Если родители хотят знать, где находится ребенок, и для этого решают надеть ему на руку часы с такой возможностью, то не стоит его обманывать или заставлять. Нужно объяснить, зачем это нужно, но решение – надеть или нет – должен принять он сам.

«Если вы заставите ребенка носить такие часы, будете сутками напролет следить за всеми его передвижениями, контролировать все, что он делает в соцсетях, проверять его фотографии и комментарии, то ему очень быстро надоест быть под постоянным контролем. И он будет снимать часы, создаст фейковую страницу и так далее. В итоге между вами будет недопонимание, обида и никакого доверия друг к другу», – предостерегает Хабарова.

Чтобы обеспечить определенный уровень безопасности в сети, можно установить защитные программы на компьютер или активировать так называемый режим родительского контроля. Если вы не знаете, как это сделать, пригласите специалиста. Но главное – обсудите эти меры с ребенком.

Воспитать успешного человека: как работает детская бизнес‑школа в Подольске>>

Интернет-зависимость – реальность или миф?

©  Gifer.com

Психологи отмечают, что интернет-зависимость действительно существует. Однако стоит понимать, что не всегда привязанность ребенка к интернету и соцсетям – это именно зависимость.

Иногда вместо живого общения ребенок погружается в виртуальный мир, но там он на самом деле ищет единомышленников, которые его поймут и не будут «учить», как это делают родители. Ребенок жаждет внимания и понимания со стороны собеседников, если не получает этого в семье.

В случае с зависимостью ситуация иная. Ей подвержены не только дети, но и взрослые. Человек не просто проводит все время в интернете, а теряет интерес вообще ко всему, кроме этого. Если попытаться ограничить пользование интернетом, то реакция будет очень бурная: истерики, ругань, угрозы. Одним словом, поведение неадекватное и часто опасное. Это типично при зависимостях.

«Если ребенок интернет-зависим, то пока он сам не захочет от этого излечиться, ничего не получится. Лучше не допускать подобного.

Например, если вы замечаете, что подросток слишком много сидит в сети, стоит устроить путешествие без гаджетов, выбраться на природу всей семьей или хотя бы в парк, на каток.

Нужно показать, что в реальном мире тоже есть много интересного, что жизнь состоит не только из интернета и соцсетей», – посоветовала Хабарова.

К счастью, реальная интернет-зависимость, требующая серьезной и долгой работы со специалистом, встречается не так часто. Чаще всего ребенку просто не хватает внимания и любви.

«У меня был случай: родители думали, что у мальчика игромания, и отчаялись. Через соцсети он общался с виртуальными друзьями, забывая про учебу. Попытки отобрать у него компьютер заканчивались истериками. Родителям казалось, что мальчик потерял интерес к общению, обучению, развитию.

Я провела с этой семьей всего два сеанса, и это помогло ребенку переключить внимание на подлинные ценности, а родителям осознать свою роль в воспитании. Детская психика мобильна и оперативно реагирует на внимание и любовь.

Для ребенка любовь – как вода для страждущего в пустыне», – заключила Неделина.

Adblock
detector