РОС ЮРИСТ Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

В РФ существует специальный Закон о государственной тайне и различные ведомственные инструкции, в которых прописан порядок допуска граждан к гос. тайне.

В данных документах определено, что вначале работник должен дать письменное согласие на проведение проверки по его биографии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Готовить материалы на лиц, которым необходимо получить доступ к секретным сведениям, должна кадровая служба организации.

В случае, если работнику необходимо получить более высокую форму допуска, то полную проверку материалов кадровой службы проводит ФСБ РФ, с подключением – в необходимых случаях – других органов безопасности.

При этом объем проверки зависит от уровня секретности информации, к которой оформляется разрешение на допуск.

После полной проверки руководитель предприятия имеет право самостоятельно принять решение о выдаче соответствующего разрешения или отказе в нем.

В случае положительного решения оформляется Договор с работником, а также специальное приложение к договору, где указывается о выдаче соответствующего разрешения.

Юридически подобное приложение означает, что подписавший его Гражданин принял на себя некоторые ограничения и обязанности.

Ограничения для работников, допускаемых к секретам, перечислены в ст. 24 Закона о гос. тайне.

Они могут касаться таких прав, как права выезда за границу, права человека на неприкосновенность частной жизни в период проведения проверки, а также возможности увольнения работника, если ему – по каким-либо причинам – будет отказано в работе с гос. тайнами.

Также в допуске к секретным сведениям (гос. тайнам) могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 22 вышеуказанного Закона:

  • Если работник уклоняется от проверки или сообщил ложные (неверные) анкетные данные
  • Если суд признал данного гражданина недееспособным, а также, если он имеет неснятую судимость или находится под судом
  • Если он – или его близкие родственники – постоянно проживают за границей
  • Если работник имеет медицинские (врачебные) противопоказания, мешающие его работе с секретными сведениями

В перечисленных случаях руководитель организации должен отказать в разрешении к допуску.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

  • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
  • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).

Доступ к секретной информации государственной важности имеют:

  • Председатель российского правительства.
  • Генпрокурор РФ.
  • Руководитель Администрации президента.
  • Секретарь Совбеза РФ.
  • Первый зам. председателя правительства.
  • Заместитель председателя российского правительства.
  • Министр финансов РФ.
  • Руководитель аппарата правительства государства.
  • Первый зам. Генпрокурора – председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
  • Председатель российского Следственного комитета.
  • Федеральный министр.
  • Председатель Центризбиркома РФ.
  • Председатель российской Счетной палаты.
  • Председатель Центробанка страны.
  • Президент РАН.
  • Директор федеральной службы.
  • Руководитель федерального агентства.
  • Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
  • Уполномоченный по правам человека в России.
  • Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.

К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:

  • Депутаты Госдумы.
  • Члены Совета Федерации.
  • Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
  • Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.

Защита гостайны

Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ “О государственной тайне” (в частности, ст.3).
  3. ФЗ “О госбезопасности”.

Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ – “О государственной тайне” (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения.

Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных.

С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

Ответственность

Лица, виновные в разглашении и передаче секретных сведений, в соответствии со ст. 26 Закона о гос. тайне, несут уголовную, административную и другую ответственность.

В зависимости от уровня секретности разглашенных сведений и умышленности (неумышленности) действий обвиняемого гражданина зависит и степень его наказания.

Для юридически правильной оценки совершенных действий они оцениваются специальными экспертами, на заключениях которых и основываются соответствующие органы государственной власти.

Так, например, если гражданин, имеющий третью форму допуска, неумышленно разгласил секретные сведения, и они стали известны другим лицам, то это подпадает под ст. 283, ч.1 УК РФ.

  • Такое деяние наказывается (в зависимости от наступивших последствий) или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 4 лет.
  • Если же неумышленное разглашение сведений привело к тяжким последствиям (как правило, это бывает при разглашении более секретных сведений лицами, обладающими второй формой допуска), то срок лишения свободы может увеличиваться до 7 лет.
  • Самые тяжкие последствия наступают, если действия обвиняемого лица, согласно экспертного заключения, классифицируются как государственная измена (шпионаж).

Такие действия, совершенные в ущерб безопасности нашей страны (как правило, лицами, обладавшими первой формой допуска) подпадают под ст. 275 УК РФ и наказываются лишением свободы на срок до 20 лет.

Таким образом, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, можно отметить, что форма допуска к гос. тайне означает, в первую очередь, степень секретности информации, к которой допускается работник.

Степени секретности, по российскому законодательству, имеют три уровня:

  • 1-й уровень – сведения особой важности
  • 2-й уровень – совершенно секретные сведения
  • 3-й уровень – секретные сведения

РОС ЮРИСТ Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

Разглашение подобных сведений может привести к тяжким юридическим последствиям для их обладателя.

Закажите звонок прямо сейчас и получите ответы на все ваши вопросы!

Нажимая “Получить консультацию” вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

РОС ЮРИСТ Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

Законодательное регулирование

Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе “О государственной тайне” №5485-1 (1993), ст. 8.

Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:

  • Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
  • Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
  • В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: “особая важность”, “совершенно секретно” и просто “секретно”.
  • Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
  • Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.

Уровни и грифы

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:

  • “Особая важность”.
  • “Совершенно секретно”.
  • “Секретно”.

Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:

  • “Совершенно секретно. Информация в особой папке”.
  • “Особая папка”.
  • “Особая важность”.
  • “Совершенно секретно”.
  • “Секретно”.
  • “Данные только для служебного использования”.

Система классификации

Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом “О гостайне”. Он выполняет сразу несколько функций:

  • Установка классификации секретных данных государственной важности.
  • Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
  • Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
  • Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
  • Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.

Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.

Секретные данные

К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

  • Военная.
  • Контрразведывательная.
  • Внешнеполитическая.
  • Научно-техническая.
  • Экономическая.
  • Разведывательная.
  • Оперативно-розыскная.
  • Контрразведывательная.

Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

Читайте также:  Исковое заявление о незаконном увольнении: образец, как подать, документы

https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv

Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:

  • Контрразведывательная.
  • Экономическая.
  • Научно-техническая.
  • Оперативно-розыскная.
  • Военная.
  • Разведывательная
  • Внешнеполитическая.

Что не может быть гостайной?

К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ “О гостайне” указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:

  • Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
  • Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
  • Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
  • Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
  • Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
  • Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
  • Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.

Ограничение

Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:

  • Свободный выезд за границы России.
  • Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
  • Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
  • Право на неприкосновенность своей частной жизни.

В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.

РОС ЮРИСТ Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Источник

Related posts:

Рос Юрист ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

Любая страна в современном мире обладает своими государственными тайнами, разглашение которых наносит вред ее национальной безопасности.

С секретными сведениями в различных областях государственной деятельности соприкасаются различные люди, осуществляющие свои рабочие функции.

По существующим правилам таким гражданам оформляют специальные формы допуска к государственной тайне (далее – гос. тайне).

Подобная форма обозначает уровень секретности сведений, с которыми сталкивается работник, и его обязанности по их сохранению и неразглашению.

В нашей стране формы допуска к секретным сведениям, которые составляют гос. тайну, обозначены в инструкции N 63, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г .

Данным Постановлением определены три формы допуска, отличающиеся уровнем секретности той информации, к которой допускается должностное лицо:

  • 1-я (самая высокая) форма – для лиц, которые работают со сведениями особой важности
  • 2-я форма — для работников, соприкасающихся с совершенно секретными сведениями
  • 3-я (низшая) форма — для лиц, работающих с (просто) секретными сведениями

В 1995 г. Указом Президента РФ № 1203

  Временное отстранение от работы по состоянию здоровья

утвержден перечень сведений, относящихся к гос. тайне, и определены те организации и государственные органы, которые имеют право распоряжаться подобными сведениями.

Кроме того, вышеназванным Указом обозначены и области государственной деятельности, в которых существуют сведения (гос. тайны), не подлежащие разглашению.

К ним отнесены, в частности, такие области, как:

  • Экономики, науки и техники
  • Военная
  • Оперативно-розыскной и разведывательной деятельности
  • Область внешней политики и экономики

При этом в Указе сведениями особой важности названа та информация, разглашение которой приносит ущерб нашей стране в одной или некоторых из вышеперечисленных областей.

  • Так, например, к ней можно отнести информацию об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации и перспективах ее развития в целях обеспечения ее безопасности и обороноспособности.
  • К совершенно секретным сведениям отнесена та информация, вред от разглашения которой касается интересов или отдельного государственного органа, или отдельной экономической отрасли России.
  • Это – например – данные Министерства обороны о потерях личного состава в военное время.

И, наконец, просто к секретным сведениям относятся все остальные сведения, относящиеся к гос. тайне.

Разглашение такой информации может навредить лишь отдельной российской организации.

Вышеуказанные формы допуска необходимы тем лицам, которые занимают должность, дающую доступ к секретной информации.

Этап 1Представление документов

В соответствии с ч. 2 ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

Согласно п. 28 инструкции претендент на доступ к государственной тайне обязан представить:

1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

  1. Информация, указываемая в анкете, включает в себя:
  2. а) сведения о самом претенденте на допуск;
  3. б) сведения о близких родственниках;
  4. в) отметку об ознакомлении с законодательством о государственной тайне, согласие на проверочные мероприятия.
  5. Какие сведения о близких родственниках указываются в анкете?

Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество.

В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

В анкете указывается, что претендент ознакомлен с законодательством о государственной тайне и ответственностью за его нарушение. Также претендент ставится в известность о негативных правовых последствиях за представление заведомо ложных данных в анкете.

Ограничения для секретоносителей

Секретоносители, которые допущены (или в прошлом были допущены) к ГТ, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут относиться:

  • к праву выезда в другую страну на время, оговоренное в контракте, когда оформляют допущение гражданина к ГТ (если лицо допускают к особо важной или совершенно секретной информации, максимальный срок ограничения — пять лет с даты последнего ознакомления лица с соответствующими данными), до окончания срока ограничения, определенного трудовым договором или согласно ФЗ от 15.08.1996 № 114. Указанный срок может быть продлен Межведомственной комиссией по защите ГТ, максимум в общей сложности до десяти лет, когда имеется заключение этой комиссии о том, что соответствующие сведения на день подачи заявления о выезде за рубеж сохраняют прежнюю степень секретности;
  • к праву на передачу сведений из состава ГТ и на эксплуатацию открытий (изобретений), включающих такие сведения;
  • к праву на неприкосновенность частной жизни при проведении контрольных мероприятий, когда оформляют допущение к ГТ.

2.2.8 Допуск к государственной тайне и доступ к сведениям, составляющих государственную тайну

Допуск
к государственной тайне в Законе
Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О
государственной тайне» определен как

«Процедура
оформления права граждан на доступ к
сведениям, составляющим государственную
тайну, а предприятий, учреждений и
организаций — на проведение работ с
использованием таких сведений
».

Допуск
должностных лиц и граждан к государственной
тайне представляет собой процедуру
оформления права должностных лиц и
граждан на доступ к сведениям, составляющих
государственную тайну. Эта процедура
определена в статьях 21, 21.1 и 22 названного
Закона Российской Федерации.

Статья
21 определяет содержание этой процедуры.
Эта статья является одной из самых
больших по объему в Законе Российской
Федерации 21.07.

93 № 5485-1 «О государственной
тайне», поскольку она описывает одну
из основных форм отношений, а именно
отношение между государством, в лице
органов государственной власти,
предприятий, учреждений, организаций,
с одной стороны и должностными лицами
и гражданами, допускаемыми к государственной
тайне с другой стороны.

Детализация
положений данной статьи и последующих
статей 21.1 и 22 определена тем, что они
напрямую затрагивают права и свободу
человека и гражданина. Вследствие этого
не должно допускаться ни свободная
трактовка их положений, ни незаконное
ущемление прав граждан.

Допуск
должностных лиц и граждан к государственной
тайне осуществляется на добровольной
основе. Статья 21 названного Закона
Российской Федерации устанавливает
это следующим образом:

«Допуск
должностных лиц и граждан Российской
Федерации к государственной тайне
осуществляется в добровольном
порядке…Взаимные обязательства
администрации и оформляемого лица
отражаются в трудовом договоре
(контракте)».

Выделение
из широкой категории «граждане» категории
должностных лиц связана с положениями
статьи 1 Закона Российской Федерации
21.07.

93 № 5485-1 «О государственной тайне»,
в соответствие с которым принцип
добровольности рассматривается с двух
позиций: для граждан – в качестве условия
при поступлении на работу или при
привлечении к работам, связанным с
использованием сведений, составляющих
государственную тайну, а для должностных
лиц – в качестве условия для занятия
определенных должностей, статус которого
независимо от желания лиц, их заменяющих,
предполагает ознакомление со сведениями,
составляющими государственную тайну.

Названный
Закон Российской Федерации в статье 21
устанавливает формы допуска к
государственной тайне должностных лиц
и граждан, соответствующие 3 степеням
секретности сведений, составляющих
государственную тайну.

Читайте также:  Получение денежной субсидии на приобретение жилья в собственность военнослужащим

В
соответствии с «Инструкцией о порядке
допуска должностных лиц и граждан
Российской Федерации к государственной
тайне», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от
06.02.2010 № 63, установлены:

  • первая
    форма допуска для должностных лиц и
    граждан, допускаемых к сведениям особой
    важности;
  • вторая
    форма допуска для должностных лиц и
    граждан, допускаемых к совершенно
    секретным сведениям;
  • третья
    форма допуска для должностных лиц и
    граждан, допускаемых к секретным
    сведениям.
  • При
    этом лица, допущенные к сведениям более
    высокой степени секретности, являются
    допущенными к сведениям низших степеней
    секретности.
  • В
    соответствие со статьей 21 названного
    Закона Российской Федерации допуск
    должностных лиц и граждан к государственной
    тайне предусматривает:
  • «принятие
    на себя обязательств перед государством
    по нераспространению доверенных им
    сведений, составляющих государственную
    тайну;
  • согласие
    на частичные, временные ограничения их
    прав в соответствии со статьей 24
    настоящего Закона;
  • письменное
    согласие на проведение в отношении их
    полномочными органами проверочных
    мероприятий;
  • определение
    видов, размеров и порядка предоставления
    социальных гарантий, предусмотренных
    настоящим Законом;
  • ознакомление
    с нормами законодательства Российской
    Федерации о государственной тайне,
    предусматривающими ответственность
    за его нарушение;
  • принятие
    решения руководителем органа
    государственной власти, предприятия,
    учреждения или организации о допуске
    оформляемого лица к сведениям, составляющим
    государственную тайну
    ».
  • Такие
    действия при оформлении допуска
    должностным лицам и гражданам к
    государственной тайне, призванные
    обеспечить сохранность государственной
    тайны, как установил Конституционный
    Суд Российской Федерации, в своей основе
    соответствуют целям, указанным в части
    3 статьи 55 Конституции Российской
    Федерации, не противоречат другим ее
    нормам, а также общепризнанным принципам
    демократического правового государства.
  • Положения,
    касающиеся проведения проверочных
    мероприятий, согласуются положениями
    Федерального Закона «Об оперативно –
    розыскной деятельности».

Закон
Российской Федерации от 21.07.

93 № 5485-1 «О
государственной тайне» в той же статье
21 устанавливает, что объем проверочных
мероприятий, проводимых в отношении
должностного лица или гражданина с его
согласия полномочными органами, зависит
от степени секретности сведений, к
которым будет допускаться должностное
лицо или гражданин.

Проверочные
мероприятия проводятся в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Названная выше Инструкция в пункте 6
раздела 1 устанавливает, что проверочные
мероприятия, связанные с допуском по
первой и по второй формам, осуществляются
Федеральной Службой Безопасности
Российской Федерации и ее территориальными
органами во взаимодействии с органами,
осуществляющими оперативно – розыскную
деятельность. Допуск должностных лиц
и граждан по третьей форме, за исключением
отдельных случаев, осуществляется
руководителями органов государственной
власти, организации, предприятия,
учреждения без проведения проверочных
мероприятий.

Статья
24 Закона Российской Федерации от 21.07.93
№ 5485-1 «О государственной тайне»
устанавливает возможность временного
ограничения прав должностного лица или
гражданина, допущенных или ранее
допускавшихся к государственной тайне.
Ограничения могут касаться:

  1. «права
    выезда за границу на срок, оговоренный
    в трудовом договоре (контракте) при
    оформлении допуска гражданина к
    государственной тайне;
  2. права
    на распространение сведений, составляющих
    государственную тайну, и на использование
    открытий и изобретений, содержащих
    такие сведения;
  3. права
    на неприкосновенность частной жизни
    при проведении проверочных мероприятий
    в период оформления допуска к
    государственной тайне
    ».
  4. В
    качестве компенсации за ограничение
    прав и свобод для должностных лиц и
    граждан, допущенных к государственной
    тайне на постоянной основе, статья 21
    названного Закона Российской Федерации
    устанавливает следующие социальные
    гарантии:
  5. «процентные
    надбавки к заработной плате в зависимости
    от степени секретности сведений, к
    которым они имеют доступ;
  6. преимущественное
    право при прочих равных условиях на
    оставление на работе при проведении
    органами государственной власти,
    предприятиями, учреждениями и организациями
    организационных и (или) штатных
    мероприятий
    ».

Кроме
этого для работников структурных
подразделений по защите государственной
тайны дополнительно к социальным
гарантиям, установленным для должностных
лиц и граждан, допущенных к государственной
тайне на постоянной основе, устанавливается
процентная надбавка к заработной плате
за стаж работы в указанных структурных
подразделениях.

Правила выплаты
ежемесячных процентных надбавок к
должностному окладу (тарифной ставке)
граждан, допущенных к государственной
тайне на постоянной основе и работников
структурных подразделений по защите
государственной тайны, утверждены
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.09.2006 № 573.

Эти правила
устанавливают размер ежемесячной
процентной надбавки к должностному
окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями:

  • имеющими степень секретности «особой важности» — 50-75%;
  • имеющими степень секретности «совершенной секретности» — 30-50%;
  • имеющими степень секретности «секретно» — 5-15%.

Работникам
структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно
выплачивается процентная надбавка к
должностному окладу (тарифной ставке)
за стаж работы в этих структурных
подразделениях:

  • от 1 до 5 лет – 10%;
  • от 5 до 10 лет – 15%;
  • от 10 лет и выше – 20%.

Факт
наличия у конкретного лица оформленного
допуска к секретным, совершенно секретным
и особой важности сведениям не является
основанием для его доступа к информации
соответствующей степени секретности.
Доступ к сведениям, составляющим
государственную тайну, Закон Российской
Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной
тайне» определяет в статье 2 как

  • «санкционированное
    полномочным должностным лицом ознакомление
    конкретного лица со сведениями,
    составляющими государственную тайну
    ».
  • Санкцию
    на ознакомление конкретного должностного
    лица или гражданина с конкретными
    сведениями, составляющими государственную
    тайну, может дать только соответствующий
    руководитель и только в письменном
    виде.
  • Статья
    25 названного Закона Российской Федерации
    устанавливает сказанное следующим
    образом:
  • «Организация
    доступа должностного лица или гражданина
    к сведениям, составляющим государственную
    тайну, возлагается на руководителя
    соответствующего органа государственной
    власти, предприятия, учреждения или
    организации, а также на их структурные
    подразделения по защите государственной
    тайны
    ».
  • Названная
    статья устанавливает персональную
    ответственность за организацию доступа
    к сведениям, составляющим государственную
    тайну, возлагая её на руководителей
    соответствующих органов государственной
    власти, предприятий, учреждений,
    организаций, а также на их структурные
    подразделения по защите государственной
    тайны, непосредственно реализующие
    процедуру доступа:
  • «Руководители
    органов государственной власти,
    предприятий, учреждений и организаций
    несут персональную ответственность за
    создание таких условий, при которых
    должностное лицо или гражданин знакомятся
    только с теми сведениями, составляющими
    государственную тайну, и в таких объемах,
    которые необходимы ему для выполнения
    его должностных (функциональных)
    обязанностей
    ».

Сама
процедура доступа должностного лица
или гражданина к сведениям, составляющим
государственную тайну, не описывается
в Законе Российской Федерации от 21.07.93
№ 5485-1 «О государственной тайне». В этом
Законе Российской Федерации в статье
25 установлено:

«Порядок
доступа должностного лица или гражданина
к сведениям, составляющим государственную
тайну, устанавливается нормативными
документами, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации
».

Такой
подход представляется вполне оправданным,
поскольку процедура доступа довольно
объемна по содержанию, предполагает
инвариантность, связанную со спецификой
осуществляемой деятельности, и, кроме
того, должна сохранять способность
оперативно реагировать на изменения
внешних условий, что при закреплении
этой процедуры в законе было бы крайне
трудно осуществить.

Понятие
«допуск предприятий, учреждений и
организаций к государственной тайне»
представляет собой процедуру оформления
права юридического лица на проведение
работ с использованием сведений,
составляющих государственную тайну.

Эта процедура в соответствии с положениями
статьи 27 Закона Российской Федерации
от 21.07.

93 № 5485-1 «О государственной тайне»
осуществляется путем получения
юридическим лицом лицензии на право
проведения работ с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну. В названной статье установлено:

«Допуск
предприятий, учреждений и организаций
к проведению работ, связанных с
использованием сведений, составляющих
государственную тайну, созданием средств
защиты информации, а также с осуществлением
мероприятий и (или) оказанием услуг по
защите государственной тайны,
осуществляется путем получения ими в
порядке,
устанавливаемом
Правительством Российской Федерации,
лицензий на проведение работ со сведениями
соответствующей степени секретности.
».

В
этой же статье установлено:

«Лицензия
на проведение указанных работ выдается
на основании результатов специальной
экспертизы предприятия, учреждения и
организации и государственной аттестации
их руководителей, ответственных за
защиту сведений, составляющих
государственную тайну, расходы по
проведению которых относятся на счет
предприятия, учреждения, организации,
получающих лицензию.
».

  1. Лицензия
    на проведение работ с использованием
    сведений, составляющих государственную
    тайну, выдается юридическому лицу при
    выполнении им следующих установленных
    в названной выше статье условий:
  2. «выполнение
    требований нормативных документов,
    утверждаемых Правительством Российской
    Федерации, по обеспечению защиты
    сведений, составляющих государственную
    тайну, в процессе выполнения работ,
    связанных с использованием указанных
    сведений;
  3. наличие
    в их структуре подразделений по защите
    государственной тайны и специально
    подготовленных сотрудников для работы
    по защите информации, количество и
    уровень квалификации которых достаточны
    для обеспечения защиты государственной
    тайны;
  4. наличие
    у них сертифицированных средств защиты
    информации
    ».
Читайте также:  Уступка прав требования по Договору долевого участия в строительстве, регистрация, образец

Порядок
получения названной лицензии в
соответствии со статьей 27 Закона
Российской Федерации от 21.07.

93 № 5485-1 «О
государственной тайне» определяется
Положением о лицензировании деятельности
предприятий, учреждений и организаций
по проведению работ, связанных с
использованием сведений, составляющих
государственную тайну, с созданием
средств защиты, а также с осуществлением
мероприятий и (или) оказанием услуг по
защите государственной тайны, утвержденным
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.04.95 № 333.

Допуск военнослужащего к государственной тайне (формы допуска, порядок оформления и ознакомления, срок действия)

Информация о материале юрист Алексей Новоточин Категория: Военные статьи Опубликовано: 03 января 2020 Просмотров: 108943 Государственная тайна – комплексное понятие, включающее в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения или в целях, отличных от исполнения служебной (профессиональной) деятельности, может нанести ущерб интересам государства.Военнослужащие – в силу специфики их профессиональной деятельности, относятся к категории лиц, выполняющих функций по защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Российской Федерации. Их деятельность связана с использованием различных видов вооружений, тактик и стратегий, разведданных. Именно поэтому, Министерством обороны разработаны специальные меры защиты государственной тайны, созданы специальные подразделения по защите гостайны и издан приказ, регламентирующий все сферы деятельности, связанные с защитой государственной тайны, порядком допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну. Периодически проводятся проверки, установлен порядок учета осведомленности после прекращения допуска к гостайне и целый ряд иных мероприятий.

Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. №1313 «Об утверждении Инструкции порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск военнослужащего к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

В настоящее время существует три основных степени градации сведений, составляющих государственной тайну, допуск к которым оформляется соответствующими допусками:

• ОВ (особой важности) – высшая степень (I);

• СС (совершенно секретно) – средняя степень (II);• С (секретно) – низшая форма допуска (III).

Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.

Допуск военнослужащего к государственной тайне напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий. Сведениями ОВ (I) может (по должности) владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика. При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в РФ осуществляется исключительно на добровольных началах. Иными словами – занятие той или иной должности не влечет автоматического допуска к секретным или совершенно секретным сведениям. Более того, допуск к гостайне тесно увязан с возможностью замещения целого ряда должностей или получения образования в военных вузах по большинству специальностей. Так как владение сведениями, составляющими государственную тайну, влет целый ряд ограничений, абитуриент, призывник или лицо, заключающее контракт на службу в вооруженных силах РФ, должен осознавать, что эти ограничения будут действовать в отношении его и осознанно принимать их.Допуск военнослужащего к государственной тайне для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.Проверочные мероприятия включают в себя:• Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете;• Проверку наличия снятых и не снятых судимостей;• Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет);• Проверку физического и психического здоровья кандидата;• Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ. После получения всех запрашиваемых сведений от компетентных органов: ФСБ, МВД, Минздрав РФ, МИД РФ – выдается заключение о возможности допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну и форме допуска. • Наличие судимостей;• Участие кандидата в деятельности, направленной против интересов государства;• Частичная или полная недееспособность в силу психического или физического заболевания;• Наличие компрометирующих данных (судимость, нахождение под следствием) близких родственников кандидата;• Длительное (более 6 месяцев) проживание за границей или наличие родственников, постоянно проживающих за рубежом;• Имевшее место отстранение (лишение допуска) к сведениям составляющим государственную тайну по компрометирующим основаниям: нарушение режима секретности, разглашение сведений, утеря секретных документов и т.п.

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну.

После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями.

Допуск военнослужащего к государственной тайне и прохождение проверочных мероприятий, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию. В каждом конкретном случае лицо, уполномоченное на принятие решения о допуске к гостайне принимает решение по конкретному военнослужащему (лицу, работающему по контракту) и определяет объем сведений, с которыми может быть ознакомлен военнослужащий.

• Министр обороны РФ – в отношении своих заместителей, командующими военными округами и родами войск, и лиц, непосредственно подчиненных ему;

• Командиры воинских частей – в отношении всего личного состава воинской части;• Военкомы округов – в отношении демобилизованных, находящихся в запасе, подлежащих призыву на военную службу или сборы, абитуриентов военных ВУЗов;• Руководители организации — заказчика выполнения работ в интересах МО РФ – в отношении руководителей предприятий-подрядчиков и их работников.

Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны соблюдать должностную инструкцию МО РФ и требования сотрудников режимных объектов по обращению с документами, образцами, веществами и пр. носителями.

Для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, проводятся периодические проверки сведений предоставленных ими при первичном оформлении допуска.Для лиц по I форме допуска – через каждые 10 лет, а по II и III формам – через 15 лет.По мере отпадения необходимости с ознакомлением со сведениями, составляющими государственную тайну, может быть принято решение о прекращении допуска. Такое решение принимается тем должностным лицом, которое принимало решение о допуске к сведениям. Основания для прекращения допуска могут являться:• Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.);• Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну;• Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).

Прекращение допуска к сведениям государственной тайны автоматически влечет расторжение с ним контракта (на воинскую службу) или занятие определенных должностей.

Однако, переход на другую работу (перевод в другую в/ч, повышение по службе) не является основанием для прекращения допуска к гостайне, если необходимость в ознакомлении с содержащими её сведениями имеется и по новому месту службы.

В этих случаях дополнительные проверочные мероприятия уже не проводятся.Допуск военнослужащего к государственной тайне всегда был очень ответственным мероприятием.

Лица, получившие такой допуск, на многие годы становились «невыездными».

В настоящее время режим несколько смягчился, но по-прежнему, к носителям государственной тайны предъявляются повышенные требования и в отношении их действует целый ряд специальных ограничений.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Adblock
detector