В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной Услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то Потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— по показаниям ИПУ;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).
- В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
- — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
- — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
- Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
- — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
- — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.
А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.
Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).
Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.
При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.
В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.
Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.
Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).
Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.
В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).
А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Плата за отопление при отключении собственника от центрального отопления
Дубова Я.Г., Эксперт журнала
Надо ли начислять плату за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в МКД, которые отключились от центрального отопления (помещения отапливаются с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии)?
Про плату за отопление
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за Жилое помещение и коммунальные услуги. У кого конкретно возникает данная обязанность, сказано в ч. 2. Это:
- наниматель жилого помещения по договору социального найма (договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, государственного или муниципального жилищного фонда) – с момента заключения такого договора;
- арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда – с момента заключения соответствующего договора аренды;
- член ЖК – с момента предоставления жилого помещения таким кооперативом;
- собственник помещения – с момента возникновения права собственности на такое помещение;
- лицо, принявшее от застройщика (лицо, обеспечивающее строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, – с момента такой передачи;
- застройщик (лицо, обеспечивающее строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам, – с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.
Вне зависимости от того, кто должен вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, данная плата включает в себя плату за коммунальные услуги. В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при наличии таковых);
- исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета).
Среди видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю (собственнику помещения в МКД, жилом доме, а также лицу, пользующемуся на ином законном основании помещением в доме, потребляющему коммунальные услуги), числится отопление.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Данная норма прописана в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению (п. 42(1) указанных правил) зависит от выбранного способа ее оплаты (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года) и от того, есть ли в МКД приборы учета тепловой энергии.
В МКД отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета (ОПУ) тепловой энергии | Размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД |
МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, но не во всех жилых или нежилых помещениях в этом доме установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии | Размер платы в помещении рассчитывается исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме |
МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии | Размер платы в помещении определяется исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме |
Про возможность отключения от центрального отопления
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.
2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения домов (исключение касается только случаев, определенных схемой теплоснабжения). К запрещенным индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии относятся источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения):
- наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
- наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, неисправности цепей защиты, погасании пламени горелки, падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
- температура теплоносителя – до 95 °С;
- давление теплоносителя – до 1 МПа.
Таким образом, переход на законных основаниях на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (например, газового котла) в квартирах МКД все‑таки возможен, но при условии соблюдения вышеперечисленных требований, а также при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения – это вотчина уполномоченных органов. Схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 000 человек и более, а также городов федерального значения утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190‑ФЗ). В поселениях, городских округах с численностью населения менее 500 000 человек этим занимаются органы местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 6).
Кроме того, согласно пп. «в» п.
35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, определенных проектной и (или) технической документацией на дом.
Один из примеров, когда судьи сочли законным переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, – дело № А74-4772/2016.
Электрические отопительные приборы не включены в перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения отопительных приборов.
Возможность их установки в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Постановление АС ВСО от 05.04.2017 № Ф02-1114/2017).
В деле № А55-26533/2015 судьи подчеркнули: невозможно абсолютное отключение жилой квартиры от централизованного отопления.
Собственники жилых помещений должны обеспечить технически обоснованное решение вопросов об отоплении мест общего пользования и мест расположения (в том числе подвалов, подполов) общедомовых коммуникаций (коллекторов и стояков систем канализации, холодного водоснабжения), предусмотренных в соответствии с проектом МКД с учетом функционирования внутридомовой системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения. В свою очередь, увеличение расхода природного газа влечет необходимость проведения технического расчета пропускной способности существующих газопроводов (наружных и внутренних) и определения стоимости работ по подготовке газовых сетей, а также получения разрешения на увеличение объема использования природного газа у газоснабжающей организации.
Как результат, переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен после выполнения следующих условий:
- согласие всех собственников помещений в доме на отключение (отсоединение) дома от центральной системы отопления и монтаж индивидуальных (поквартирных) систем отопления;
- корректировка схемы теплоснабжения городского округа;
- получение технических условий на подключение нового газоиспользующего прибора (котла) от газоснабжающей организации;
- разработка специализированной организацией проекта (проектов) реконструкции внутридомовой системы отопления с учетом отопления мест общего пользования;
- выполнение работ по демонтажу общей внутридомовой системы отопления и монтажу индивидуальных (поквартирных) систем отопления всех помещений одновременно в межотопительный период.
Обратите внимание:
судьи рассуждают о возможности перевода на индивидуальное отопление МКД в целом, а не отдельных квартир (см. Постановление АС ПО от 16.02.2017 № Ф06-17561/2017 по делу № А55-26533/2015).
В свое время ВС РФ в Решении от 07.05.2015 № АКПИ15-198 указал, что запрет, установленный ч. 15 ст.
14 Федерального закона № 190‑ФЗ, введен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
А Минстрой в Письме от 15.10.2014 № 22588‑ОД/04 добавил: Процедура перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее осуществлять такой переход в отношении не отдельно взятого жилого помещения, а МКД в целом.
Про плату за отопление при отключении от центрального
отопления отдельных жилых помещений
При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению из общей отапливаемой площади, по которой начисляется плата за потребление коммунального ресурса, нельзя вычесть площадь квартир с индивидуальным (автономным) отоплением, так как это приведет к необоснованному увеличению размера платы для собственников иных помещений.
С одной стороны, жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН. С другой стороны, определить стоимость платы только на указанные цели не представляется возможным, если нет индивидуальных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях.
Вывод: расчет производится в общем порядке.
Так, если в МКД нет ОПУ тепловой энергии, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется на основе норматива, который утверждает орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В свою очередь, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, законодательством не установлена и возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на ОДН и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Если же индивидуальные приборы учета тепловой энергии имеются во всех жилых и нежилых помещениях МКД, оборудованного ОПУ тепловой энергии, плата будет определена с учетом показаний счетчиков.
Таким образом, собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна начисляться плата за коммунальную услугу по отоплению.
Как указал АС СКО, переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления без законных оснований не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие действия, от обязанности по оплате потребляемой тепловой энергии.
Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции МКД, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество дома (Постановление от 28.09.2017 № Ф08-7132/2017 по делу № А53-20472/2016).
Изложенный подход подтверждают и другие судебные решения.
АС СКО | Постановление от 16.01.2018 № Ф08-9958/2017 по делу № А53-13387/2017, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 15.03.2018 № 308‑КГ18-928 |
Постановление от 26.02.2018 № Ф08-9705/2017 по делу № А53-13385/2017 | |
АС СЗО | Постановление от 02.11.2017 № Ф07-12165/2017 по делу № А42-6533/2016 |
АС ПО | Постановление от 06.07.2017 № Ф06-20460/2017 по делу № А57-13845/2016 |
Постановление от 05.07.2017 № Ф06-21180/2017 по делу № А57-13843/2016 | |
Постановление от 05.07.2017 № Ф06-20996/2017 по делу № А57-13844/2016 | |
Постановление от 12.09.2017 № Ф06-24686/2017 по делу № А12-48753/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 22.01.2018 № 306‑ЭС17-20725 | |
АС ВСО | Постановление от 10.02.2017 № Ф02-7582/2016, Ф02-7746/2016 по делу № А10-958/2014 |
В то же время следует отметить, что в ряде случаев судьи АС ВВО поддержали УК (ТСЖ), теплоснабжающие организации, которые не начисляли собственникам жилых помещений МКД, оборудованных индивидуальной (автономной) системой отопления, плату за услугу по отоплению. Обоснование таково.
Плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за энергию, не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.
Жилищная инспекция не оспаривала правомерность переоборудования квартир под индивидуальное отопление, этот вопрос не был предметом проверки. Доказательств того, что отопительные приборы в спорных квартирах включены в перечень приборов, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД, приведенный в п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, нет.
Постановление от 09.02.2017 № Ф01-6514/2016, Ф01-6515/2016 по делу № А79-8748/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.05.2017 № 301‑КГ17-6395 |
Постановление от 05.02.2018 № Ф01-6562/2017 по делу № А17-3138/2017 |
Постановление от 28.02.2018 № Ф01-6319/2017 по делу № А11-1525/2017 |
Постановление от 27.02.2018 № Ф01-6308/2017 по делу № А11-977/2017 |
* * *
Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом.
Использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели – обслуживанию и поддержанию всего объекта (то есть дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима). В связи с этим жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН.
Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2018 год
Расчёт платы за отопление по-новому: от чего зависит выбор формулы
Этим летом Правительство России дважды внесло изменения в порядок расчёта платы за отопление в многоквартирных домах. Вместе с Еленой Шерешовец разбираемся в новых формулах и условиях их применения. Узнайте, что осталось прежним, а что появилось нового в системе расчётов за теплоснабжение.
Все случаи применения формул для расчёта платы за отопление в МКД разобрала Елена Шерешовец
Весной 2021 года Конституционный Суд РФ дважды обязан Правительство РФ внести изменения в расчёт платы за отопление в МКД. В результате в ПП РФ № 354 появились новые формулы. Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» разобрала произошедшие изменения в системе расчётов за теплоснабжение:
Как УО учесть расходы и их возмещение должником при ограничении КУ
Наличие в доме ОДПУ и индивидуальных приборов учёта в помещениях
В первой части выпуска онлайн-программы эксперт сделала обзор формул, применение которых зависит от того, есть ли в доме ОДПУ.
Так, в МКД без общедомового прибора учёта теплоэнергии никогда не используются показания индивидуальных счётчиков (определение КС РФ от 26.02.2021 № 292-О).
Внутри помещений расход тепла рассчитывается по формулам 2(5), 2(6), за ОДН – по формулам 2(3) и 2(4) приложения в ПП РФ № 354:
В случае, когда в МКД установлен общедомовый прибор учёта, то для расчёта платы используются формулы для трёх частных ситуаций:
- Нигде нет ИПУ.
- Часть помещений с ИПУ.
- Везде установлены ИПУ.
Таблица формул расчёта платы за отопление в зависимости от наличия или отсутствия ИПУТаблица формул расчёта платы за отопление в зависимости от наличия или отсутствия ИПУ
Эксперт отметила, что в ПП РФ № 354 установлены отдельные формулы для помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии. Подробнее об этом случае узнайте из выпуска-онлайн журнала.
Есть ли отопление в местах общего пользования
Во второй части видеоролика Елена Шерешовец разобрала новые формулы расчёта платы за отопление, которые Правительство России разработало в соответствии с постановлениями КС РФ.
Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила
Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?
С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления.
Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.
Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета.
Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире.
Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.
К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя.
После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета.
В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.
Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами.
То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались.
Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.
Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.
Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.
То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир.
Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.
Теперь эта проблема решена.
Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).
Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.
В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.
В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.
Хотя поправки в Жилищный Кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.
Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной.
Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.
В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства1, которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.
Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).
1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».
Вопросы и ответы по оплате за отопление
1. Почему Республика Башкортостан перешла на новую схему оплаты за отопление?
С начала отопительного сезона 2019-2020гг. все муниципальные образования Республики Башкортостан переходят на новый способ оплаты за тепловую энергию — в течение отопительного периода, так называемая схема «оплата по факту». Данное решение принято Постановлением Правительства РБ № 479 от 28 сентября 2018 г.
2. В чем разница способ оплаты в течение календарного года и в течение отопительного периода?
При схеме «оплата по факту» плата за отопление собственникам помещений будет рассчитываться исходя из фактического потребления тепловой энергии только в осенне-зимний период.
Ранее жители платили за отопление по схеме «1/12», которая подразумевает равномерное, ежемесячное в течение календарного года внесение платы за тепло с проведением ежегодной корректировки.
По новой схеме «оплата по факту» внесение платы будет производиться только в период подачи отопления в дома.
Схема «оплата по факту» более понятная и прозрачная для жителей.
При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) начисление будет происходить исходя из фактического потребления ресурса по показаниям общедомовых теплосчетчиков.
Иными словами, будет видно – сколько реально потребили за месяц и сколько нужно заплатить. А если ОДПУ не установлен, то расчеты будут производиться исходя из нормативов, установленных Госкомитетом РБ по тарифам.
3. Изменится ли ежемесячная сумма к оплате за отопление при схеме «оплата по факту»?
Размер платы за отопление будет определяться в зависимости от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии:
— при наличии ОДПУ – исходя из фактических показаний (пропорционально площади помещений в многоквартирном доме).
Важно отметить, что ключевым фактором, влияющим на потребление тепла при наличии ОДПУ, является температура наружного воздуха – чем холоднее на улице, тем больше дом потратил тепловой энергии на поддержание комфортной температуры в помещениях.
Таким образом, разница ежемесячных начислений будет сильно варьироваться – от минимальных сумм в осенью и весной, до значительных – зимой.
— при отсутствии ОДПУ – исходя из утвержденных нормативов потребления, которые зависят от этажности дома.
В летние же месяцы начисления за отопление производиться не будет.
4. Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета (ОДПУ) тепловой энергии?
Расходы на установку общедомового прибора учета тепловой энергии (общего счетчика на отопление) возложена на собственников. Установить такой прибор жители могут самостоятельно, направить протокол собрания собственников с принятием данного решения в свою управляющую компанию или обратившись в специализирующуюся организацию.
Важно отметить, что показания ОДПУ снимает именно УО или обслуживающая организация и уже передает для начислений в БашРТС в случае, если жители перешли на прямые договоры.
5. Кто устанавливает нормативы потребления по отоплению в домах без ОДПУ?
Нормативы потребления тепловой энергии установлены Госкомитетом РБ по тарифам на основании Постановления Правительства РБ от 30.09.19 №596.
Норматив потребления коммунальной услуги «отопление», утвержденный Госкомитетом РБ по тарифам, рассчитан на календарный месяц и не пересчитывается на количество дней предоставления услуги.
Ознакомиться с нормативами можно на сайте ООО «БашРТС» в разделе «Нормативы»
6. Кто снимает и передает показания ОДПУ для расчета ежемесячной платы за отопление?
Обязанность по снятию и передаче показаний ОДПУ коммунальных ресурсов остается за организацией, осуществляющей управление МКД. В случае, если МКД перешел на прямые договоры с ООО «БашРТС», то обслуживающая (управляющая) организация передает показания ОДПУ в ООО «БашРТС» не позднее 26-го числа расчетного месяца.
7. Будет ли проведен перерасчет за те месяцы 2019 года, когда применялся прежний способ оплаты в течение календарного года?
В первом квартале 2020 г. собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов будет проведена корректировка платы за отопление за 2019 г.
, поскольку до начала отопительного сезона данного года применялся прежний способ оплаты – равномерно в течение календарного года. А за 2020г. корректировка не потребуется т.к.
в этот год собственники помещений в МКД будут вносить плату за отопление только в отопительный период.
8. Почему в домах без ОДПУ начислен норматив за полный месяц, ведь отопление было включено лишь несколько дней?
Норматив потребления коммунальной услуги «отопление», утвержденный Госкомитетом РБ по тарифам, рассчитан на календарный месяц и не пересчитывается на количество дней предоставления услуги.
9. Почему отсутствует графа «отопление» и/или «ГВС» в квитанции?
При наличии в квартире индивидуального прибора учета ГВС, начисление платы осуществляется по показаниям прибора учета.
В случае, если объем потребления по ИПУ ГВС равен 0, начисление по данной услуге будет отсутствовать и не будет отображаться в квитанции.
При условии, что потребление по ОДПУ тоже 0, если по прибору имеется фактическое потребление тэ, то соответственно будет начислена доля за отопление лестничных клеток и других общедомовых площадей.
При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии, начисление платы за коммунальную услугу «отопление» осуществляется по показаниям ОДПУ. Если фактический объем потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ за текущий месяц составил 0 Гкал, начисление по услуге «отопление» будет отсутствовать и не будет отображаться в квитанции.
Таким образом, отсутствие строк «отопление» и/или «ГВС» в платежном документе объясняется отсутствием начислений по данным услугам, либо в многоквартирном доме отсутствует коммунальная услуга «ГВС».
10. Можно ли установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии в квартире?
Приобретать квартирный теплосчетчик не следует пока не убедитесь в технической возможности его установки.
Для согласования установки необходимо письменно обратиться в управляющую домом компанию или теплоснабжающую организацию, которая может дать разрешение на монтаж счетчика, к заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающие наличие права собственности на квартиру, а также техпаспорт квартиры. Далее УО или ТСО предоставляет технические условия, которые необходимо соблюсти при установке счетчика.
Технические условия должны содержать следующие факторы:
1. Квартирный теплосчетчик должен учитывать теплопотребление всей квартиры.
2. Теплосчетчик должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений.
3. Установка теплосчетчика должна производиться в соответствии с инструкцией по монтажу завода изготовителя.
4. Монтаж теплосчетчика должен производиться специализированной организацией.
В соответствии с ПП РФ №137 от 13.02.2019г разработка проекта не требуется.
Выбирая компанию, которая займётся установкой счётчика, обратите внимание на наличие лицензии. У неё также должна быть вся необходимая документация (сертификаты, свидетельства, допуски СРО) и наличие гарантии на проводимые работы. Специалист монтирует счётчик тепла и производит пуско-наладочные работы, нужно также подписать акт о его приёме.
Обладая всеми документами можно совершать покупку, выбрав любые теплосчетчики на отопление в квартире, которые соответствуют установленным нормам.
Обязательно нужно взять у продавца как кассовый, так и товарный чеки, инструкцию по эксплуатации, талон гарантии и копию сертификата о надлежащем уровне качества.
После установки прибора учета необходимо подать заявку в теплоснабжающую организацию на допуск прибора учета ТЭ в эксплуатацию, которая, в свою очередь, в плановом режиме должна осуществить в оговоренные сроки допуск и опломбировку прибора учета и зафиксировать начальные показания, т.е. прибор будет принят на коммерческий учет.
На допуске необходимо представить паспорта на теплосчетчик с действующей поверкой.
11. Как будут производиться начисления в домах с ИПУ тепла?
Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета. Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире. Расчет платы за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный расчетный период, по тарифу, утвержденному Госкомитетом РБ по тарифам.
Согласно внесенных поправок в ПП РФ №354 от 06.05.2011г. установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Собственники/пользователи жилых помещений будут платить за тепло столько, сколько насчитал индивидуальный прибор, плюс к этому добавляется та часть тепла, которая уходит на обогрев лестничных площадок, лифтовых холлов и т.п. Это называется тепло на общедомовые нужды (ОДН).
12. Будут ли предоставляться льготы?
Социальная поддержка отдельных категорий граждан при оплате за ЖКУ подстроится под рост платежей, то есть будет предоставляться с учетом сезонности платежей. При увеличении платы граждан, будут увеличиваться и компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги.
Меры социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам в виде субсидий и ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК).
Правом на ежемесячные денежные компенсации обладают следующие категории граждан: инвалиды, участники Великой Отечественной войны, «чернобыльцы», ветераны труда, многодетные малоимущие семьи. Вторая по значимости выплата — субсидия на оплату ЖКУ гражданам, имеющим низкие доходы.
Размер субсидии можно самостоятельно рассчитать на специально разработанном онлайн-калькуляторе http://rcspn.mintrudrb.ru/housing-subvention-calculator.