В многоквартирных домах с централизованным водоснабжением установка общедомовых приборов учета является как насущной необходимостью для жильцов и управляющей компании, так и реализацией ФЗ «Об энергосбережении».
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства России № 344 от 16 апреля 2013 года, вводится норма, связанная с тем, что для объектов без общедомовых приборов учета применяется Тариф с повышающим коэффициентом.
Практическая необходимость установки общедомового водомера
Установка общедомовых водомеров актуальна как для управляющих компаний и ТСЖ, которые осуществляют расчет за потребленный ресурс с поставщиком, так и для индивидуальных потребителей, даже несмотря на наличие у них в доме квартирных приборов учета.
В этом случае следует понимать, что кроме индивидуального водопотребления, существуют и расходы на общедомовые нужды (ОДН): полив газонов, уборка территории и т.д. Кроме того, проблема протечек тоже никуда не исчезает и является актуальной для многих объектов.
Но если установлен водомер, то контролировать реальный расход воды в доме не является проблемой, а вопрос потерь ресурса во время транспортировки полностью переходит в компетенцию снабжающей организации и относится на их убытки.
Однако проблема протечек в доме тоже вполне актуальна, но при наличии прибора учета обнаружить ее значительно проще, например, обратив внимание на резкое повышение потребления воды в доме.
И самое главное – при наличии водосчетчика оплата производится за реально потребленное количество воды, при этом общедомовое потребление распределяется пропорционально, в соответствии с площадью квартир жильцов. В среднем, общедомовые расходы воды для каждой квартиры – это плюс 1,5-3% от индивидуального потребления.
Общедомовой водомер позволяет:
- организовать эффективный учет водопотребления;
- быстро определять утечки и, в зависимости от места их появления, жильцы имеют право на компенсацию от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации;
- осуществлять оплату только за реально потребленное количество воды.
Как установить водомер в многоквартирном доме
Так как общедомовой счетчик воды является общим имуществом, то решение о его установке принимается жильцами, однако именно на управляющую компанию или ТСЖ возлагается ответственность об уведомлении собственников о необходимости установки приборов учета, а далее – контроль выполнения монтажных работ и мониторинг оборудования.
Несмотря на то что очевидную экономическую выгоду от установки водомеров получают прежде всего собственники, управляющая компания также может существенно снизить общедомовые расходы.
Но, кроме того, наличие общедомового счетчика воды позволяет создать автоматизированную систему учета и сбора показаний, в том числе и с индивидуальных приборов учета установленных в квартирах.
Этот факт позволяет наладить эффективное управление многоквартирным домом, при этом значительно уменьшаются административные расходы, так как происходит существенная экономия времени, за счет оперативной обработки информации, и сокращение персонала, функции которого передаются автоматизированной системе управления.
Однако самым животрепещущим моментом является вопрос о том, кто же должен нести финансовые расходы по установке водомера, учитывая, что и цена самого прибора, и стоимость услуг по его монтажу составляют вполне внушительную цифру.
Официально оплата возлагается на собственника (-ов) и управляющую компанию, представляющую их интересы. В этом случае сумма делится на всех совладельцев дома, как правило, в пропорциональной зависимости от площади квартир.
Но если здание находится в коммунальной собственности и квартиры в доме не приватизированы, то расходы ложатся на плечи официального собственника в лице городских и иных структур.
Нужно обратить внимание на то, что оплата может вноситься единовременно или в рассрочку, сроком до 5 лет. При этом важно учитывать, что расходы относятся к разделу капитального ремонта. Их нельзя включать в раздел расходов на текущий ремонт, так как установка счетчиков воды не является причиной возникновения внештатных ситуаций, влияющих на эксплуатацию дома.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Особенности установки (замены) общедомовых водосчетчиков
Решение об установке общедомового прибора учета принимается на общем собрании собственников, после этого предстоит выполнить следующий объем работ:
- сначала производится выбор оптимального места для установки водомера;
- далее необходимо разработать проектную документацию и, как правило, эту работу доверяют компании, с которой заключается Договор о монтаже оборудования;
- на следующем этапе производится согласование технических условий и документации в ресурсоснабжающей организации, а после – можно приступать к монтажу водосчетчика или водосчетчиков (если необходимо организовать учет потребления холодной и горячей воды);
- монтажные работы управляющая компания или ТСЖ могут произвести самостоятельно, но они должны быть выполнены правильно, то есть таким образом, чтобы в момент ввода объекта в эксплуатацию, не возникло никаких вопросов у представителя ресурсоснабжающей организации;
- далее, производится опломбирование счетчиков и ввод приборов учета воды в эксплуатацию и присутствие представителя ресурсоснабжающей организации на этом этапе является обязательным.
В том случае, если срок эксплуатации водомера истек или если прибор учета не прошел очередную поверку, то требуется замена счетчика, при этом алгоритм действий аналогичен установке.
Важно обратить внимание на вопрос формирования стоимости работ, связанных с установкой или заменой водомера. На ценообразование влияет много факторов, но основными из них являются:
- технические условия;
- объем водопотребления в доме;
- диаметр труб;
- тип водосчетчика, а также его комплектация и функциональные возможности.
Если многоквартирный дом подключен к централизованному водоснабжению холодной и горячей воды, то расходы, связанные с монтажом приборов учета, возрастут, так как требуется приобрести установить два счетчика.
В некоторых случаях увеличение расходов происходит по причине необходимости проведения ремонта или реконструкции водоснабжающего узла, но такие изменения обязательно должны быть отражены в технической документации.
Установка общедомовых приборов учёта: вопросы и ответы
Вопрос № 1. Кто обязан устанавливать приборы учета? А кто нет? За чей счет они должны устанавливаться?
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ все собственники жилых домов или помещений в многоквартирных домах до 01 июля 2012 г. обязаны обеспечить оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными (за исключением отопления) приборами учёта (до 01 января 2015 г. приборами учёта природного газа).
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.
№ 491, общедомовый прибор учёта относится к общедомовой собственности, приобретение, монтаж и техническое обслуживание которого осуществляется за счёт средств собственников, пропорционально доле собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Установка индивидуальных приборов учёта в жилом помещении осуществляется собственником помещения за счёт собственных средств.
- Установка приборов учета не является обязательной если:
- – многоквартирный дом признан до 01 января 2013 г. ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту;
- – максимальная часовая тепловая нагрузка многоквартирного дома составляет менее 0,2 Гкал/ч (для установки общедомового прибора учета тепловой энергии);
- – мощность потребления электрической энергии многоквартирного дома составляет менее 5 киловатт (для установки общедомового прибора учета электрической энергии).
Вопрос № 2. После установки приборов учета, кто должен их содержать (интересуют домовые приборы учета)?
Техническое обслуживание общедомовых приборов учета осуществляется специализированными организациями по договору с управляющей организацией с включением данных затрат в тариф на содержание жилого помещения.
Вопрос № 3. Где взять список организаций, которые устанавливают приборы учета?
Все организации, осуществляющие снабжение или передачу коммунального ресурса и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям дома, с 01 июля 2010 г. обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов.
Перечень таких организаций можно узнать в управляющей организации товариществе собственников жилья.
Вопрос № 4. Если ресурсоснабжающая организация отказала в установке приборов учета, куда обратиться?
Все организации, осуществляющие снабжение или передачу коммунального ресурса и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, с 01 июля 2010 г. обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов.
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать потребителю, обратившемуся к ним, в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов, снабжение или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 г. № 149.
В случае отказа указанной организации, как в установке прибора учета, так и предоставлении рассрочки, необходимо обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому, которое уполномочено на осуществление контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения.
Вопрос № 5. Сколько стоит установка приборов учета?
Установка индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее – ИПУ) составляет «под ключ» »2,5 тыс. рублей (средняя стоимость установки ИПУ).
Ориентировочная стоимость общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) тепловой энергии (с монтажом) варьируется в пределах от 150 до 400 тыс. рублей в зависимости от максимальной часовой тепловой нагрузки многоквартирного дома.
Стоимость ОДПУ потребленной холодной воды составляет от 25 до 65 тыс. рублей, электрической энергии – от 20 тыс. рублей.
Ресурсоснабжающая организация, осуществляющая установку ОДПУ, по желанию потребителя предоставляет рассрочку на оплату данного вида работ на срок до 5 лет.
Вопрос № 6. Кто должен устанавливать приборы учета на воду в жилом помещении, наниматель или наймодатель? У нас заключен договор аренды жилого помещения. Но в договоре по этому поводу ничего не сказано.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ собственники жилых домов или помещений в многоквартирных домах до 01 июля 2012 г. обязаны обеспечить оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными (за исключением отопления) приборами учёта (до 01 января 2015 г. приборами учёта природного газа).
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.
№ 491, общедомовый прибор учёта относится к общедомовой собственности, приобретение, монтаж и техническое обслуживание которого осуществляется за счёт средств собственников, пропорционально доле собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Установка индивидуальных приборов учёта в жилом помещении осуществляется собственником помещения также за счёт собственных средств.
В случае, если жилое помещения является муниципальной собственностью и собственником (администрацией муниципального образования) не выполнено требование части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ по установке приборов учета, то нанимателю жилого помещения для решения вопроса по установке приборов учета необходимо обратиться в органы местного самоуправления.
Вопрос № 7. Приводит ли установка общедомового теплосчётчика в доме к экономии тепловой энергии?
- Общедомовый прибор учета потребленной тепловой энергии и теплоносителя – это измерительный прибор, который только определяет количество потребленного ресурса.
- На объем потребления тепловой энергии и теплоносителя влияет сопротивление теплопередаче наружных конструкций здания и их состояние, рациональное (не рациональное) потребление ресурса (отрытые окна, подъездные двери), наличие (отсутствие) регулировочных устройств в тепловом узле и на радиаторах.
- Как правило, установка теплосчетчика, в целом за год, приводит к снижению затрат потребителя на отопление и горячее водоснабжение.
- Помимо этого, установка теплосчетчика позволит контролировать соблюдение ресурсоснабжающей организацией договорных параметров теплоносителя или температурного графика (отопление и горячее водоснабжение) на вводе в дом.
Вопрос № 8. В каком случае применяется повышающий коэффициент к размеру платы на отопление?
- Повышающий коэффициент применяется только в случаях наличия обязательств по установке приборов учета, определенных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ и при условиях:
- – отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии;
- – отсутствия акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии.
- Повышающий коэффициент не применяется в случае наличия акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета коммунального ресурса, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения, утверждены Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 627.
Вопрос № 9. Как правильно составить акт об отсутствии технической возможности установки прибора учета?
Форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета и порядка ее заполнения утверждена Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 627.
Акт подписывается представителями управляющей организации (УК, ТСЖ), ресурсоснабжающей организации и собственником помещения (индивидуальный прибор учета), совет дома, либо уполномоченное лицо от имени собственников помещений в МКД (общедомовый прибор учета).
Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
- установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
- при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
- в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
_______________
Источник: http://gkh27.ru/about/info/news/1378/
Общедомовый прибор учета установлен РСО: как взыскать расходы с управляющей компании?
Должна ли УК компенсировать РСО расходы на установку ОПУ в МКД, которым она управляет? Может ли РСО предъявить исковые требования к собственникам помещений, в том числе нежилых, в МКД? Каков срок исковой давности взыскания РСО расходов на установку ОПУ?
Кто оснащает МКД ОПУ?
Собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию к 27.11.2009, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012, а для Республики Крым и города Севастополя — до 01.01.2019.
МКД в указанный срок нужно было оснастить коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261‑ФЗ[1]).
Таким образом, оснащение МКД, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, ОПУ — обязанность собственников помещений в этих домах.
Если указанная обязанность собственниками не исполнена, дома оснащают счетчиками РСО. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу счетчиков в эксплуатацию.
При установке ОПУ силами РСО законом не предусмотрено обязательное согласование поставщика прибора учета и его стоимости с нарушившими свою обязанность собственниками помещений в МКД (Постановление АС СЗО от 19.06.2020 № Ф07-2887/2020 по делу № А56-54793/2019).
Кто оплачивает расходы РСО?
РСО выставляют счета на оплату расходов на установку ОПУ собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество.
Собственники помещений обязаны оплатить расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения п.
38(1) Правил содержания общего имущества в МКД[2]).
Оплата расходов собственниками-гражданами производится равными долями в течение пяти лет с даты установки счетчиков, если только они не выразили желание оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета увеличиваются на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления (ч.
12 ст. 13 Федерального закона № 261‑ФЗ).
Для собственников, не являющихся гражданами (к примеру, для муниципального образования), рассрочка оплаты расходов на установку ОПУ законом не предусмотрена. Поэтому обязательство по оплате расходов возникает у данных лиц непосредственно с момента установки прибора учета.
Какова роль УК?
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые УК Услуги и расчету с РСО. Поэтому при управлении домом УК именно эта компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления МКД, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов РСО на установку ОПУ.
Таким образом, в случае выбора собственниками помещений в МКД способа управления силами управляющей организации погашение долга, возникшего в связи с установкой ОПУ силами РСО, возлагается на УК, выступающую в отношениях с такой организацией от имени собственников помещений и осуществляющую управление домами в качестве своей основной деятельности.
Соответственно, если собственники помещений в МКД, которым управляет УК, не возмещают РСО расходы на установку ОПУ, последняя может обратиться к УК с требованием об оплате этих расходов, в том числе в судебном порядке, включая ситуацию, когда собственники не приняли решение об установке прибора учета.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 разд. I Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2015)[3], УК является надлежащим ответчиком по иску РСО о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Это касается и ситуации, когда между собственниками помещений в МКД и РСО заключены прямые договоры (постановления АС СЗО от 13.07.2020 № Ф07-6649/2020 по делу № А21-12656/2019, от 16.01.
2020 № Ф07-16413/2019 по делу № А21-15883/2018[4]).
Судьи на местах руководствуются изложенным подходом.
Арбитражный суд | Судебный акт |
АС ВСО | Постановление от 28.06.2019 № Ф02-2522/2019 по делу № А19-13868/2015 |
Постановление от 06.05.2019 № Ф02-1559/2019 по делу № А19-14588/2017, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 04.09.2019 № 302‑ЭС19-13998 | |
АС ЗСО | Постановление от 29.01.2019 № Ф04-6083/2018 по делу № А67-457/2018 |
АС УО | Постановление от 24.03.2020 № Ф09-243/20 по делу № А76-19159/2018 |
Постановление от 13.02.2019 № Ф09-9667/18 по делу № А76-29168/2016 | |
АС СЗО | Постановление от 14.05.2020 № Ф07-2653/2020 по делу № А21-12655/2019 |
Постановление от 14.04.2020 № Ф07-2174/2020 по делу № А21-8519/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 30.06.2020 № 307‑ЭС20-8465 | |
АС СКО | Постановление от 07.02.2019 № Ф08-11890/2018 по делу № А32-747/2018 |
РСО не вправе обратиться с иском о возмещении расходов к собственнику помещений, в том числе нежилых, в МКД, управлением которого занимается УК (постановления АС ПО от 28.01.2019 № Ф06-41612/2018 по делу № А12-784/2018[5], от 06.03.2018 № Ф06-30108/2018 по делу № А12-17023/2017, от 08.07.2016 № Ф06-10353/2016 по делу № А57-611/2015).
Размер обязательства УК по возмещению расходов на установку ОПУ не должен превышать совокупный размер обязательств собственников помещений в МКД.
Это связано с тем, что УК действует в вопросе возмещения расходов на установку ОПУ исключительно как лицо, опосредующее отношения между РСО и собственниками помещений в МКД и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников.
Поэтому РСО может предъявить ко взысканию с УК задолженность по оплате стоимости работ по установке счетчиков с учетом процентов, начисленных за рассрочку возмещения расходов (постановления АС СЗО от 20.
05.2020 № Ф07-3004/2020 по делу № А21-11715/2019[6], от 26.03.2020 № Ф07-998/2020 по делу № А21-7348/2019, АС ДВО от 17.10.2019 № Ф03-4612/2019 по делу № А51-12061/2018).
Расходы на установку ОПУ подлежат возмещению именно той управляющей организацией, которая обслуживает МКД на дату обращения РСО с требованием о компенсации расходов на установку приборов учета, и в части, не оплаченной собственниками помещений.
Подчеркнем: РСО предъявляет Иск УК, занимающейся управлением домом на дату обращения, о взыскании всей суммы задолженности, в том числе образовавшейся до того, как эта компания приступила к управлению домом (постановления АС СЗО от 16.04.2020 № Ф07-2783/2020 по делу № А56-92184/2019, АС СКО от 01.04.2019 № Ф08-1564/2019 по делу № А32-53245/2017, АС ВВО от 23.10.2019 № Ф01-4558/2019 по делу № А28-8259/2018).
Это связано с тем, что законодательство не предусматривает специальных правил реализации права на возмещение расходов на установку ОПУ на случай смены собственниками формы управления домом либо смены УК (Постановление АС ВВО от 05.12.2019 № Ф01-6387/2019 по делу № А82-12650/2018[7]).
Смена УК (обстоятельство, не зависящее от воли РСО) не должна влечь перерыв в начислении суммы процентов для РСО как субъекта, на которого законом возложена обязанность по оснащению МКД приборами учета и который имеет право на компенсацию произведенных затрат (Постановление АС ВВО от 17.09.
2019 № Ф01-4147/2019 по делу № А28-7759/2018).
Каков срок давности подачи РСО иска к УК?
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФобщий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
На основании п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
Из разъяснений высшего арбитра следует, что иск РСО о взыскании расходов на установку ОПУ (в части долга, не погашенного гражданами) может быть предъявлен по истечении пятилетнего срока с момента введения в эксплуатацию прибора учета, до истечения которого собственники могут оплатить указанную установку единовременно или в рассрочку. Срок исчисляется иначе, если граждане — собственники помещений в МКД приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как правило, собственники такого решения не принимают, поэтому течение трехлетнего срока исковой давности начинается после окончания указанного пятилетнего срока (см., например, постановления АС СЗО от 15.07.
2020 № Ф07-7147/2020 по делу № А05-9287/2019, от 10.06.2020 № Ф07-4617/2020 по делу № А21-11716/2019[8], от 03.07.2020 № Ф07-6340/2020 по делу № А21-13726/2019, от 23.06.
2020 № Ф07-4652/2020 по делу № А21-533/2019, от 03.06.2020 № Ф07-3907/2020 по делу № А21-9842/2019[9]).
При этом является неверным утверждение о том, что срок исковой давности как в отношении задолженности, так и в отношении повременных платежей (процентов за предоставление рассрочки) должен исчисляться отдельно по каждому просроченному платежу.
По смыслу ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261‑ФЗ право на рассрочку (оплату расходов на установку ОПУ равными долями в течение пяти лет с даты их установки) предоставлено гражданам — собственникам помещений в МКД. По истечении пяти лет УК обязана компенсировать РСО расходы на установку ОПУ, не возмещенные собственниками помещений.
Правовые основания для исчисления срока исковой давности по иску (о взыскании задолженности с УК) в порядке, предусмотренном для течения срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работы, услуги) по частям, отсутствуют (Постановление АС СЗО от 28.05.2020 № Ф07-2760/2020 по делу № А21-12538/2019[10]).
Пример
ОПУ, установленные РСО, введены в эксплуатацию в феврале 2013 года. Граждане — собственники помещений в МКД не приняли решение оплатить расходы РСО единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
По истечении пятилетнего периода граждане — собственники помещений в МКД не возместили РСО расходы на установку приборов учета.
РСО обратилась в суд с иском к УК о взыскании задолженности за установку ОПУ в августе 2020 года.
В данном случае срок исполнения обязательства по компенсации расходов наступил по истечении пятилетнего срока, то есть в феврале 2018 года. Течение трехлетнего срока исковой давности начинается после окончания указанного пятилетнего срока. При этом у РСО не было оснований для обращения с иском о взыскании с УК суммы расходов ранее февраля 2018 года.
Требование о взыскании задолженности за установку ОПУ с учетом предоставленной законом собственникам помещений рассрочки возмещения расходов заявлено в августе 2020 года в пределах срока исковой давности.
* * *
Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов в МКД, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, была возложена на собственников помещений в этих домах. В домах, собственники помещений в которых не исполнили данную обязанность в срок, ОПУ установили РСО.
В свою очередь, собственники должны были обеспечить допуск РСО к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку (граждане — равными долями в течение пяти лети с даты установки счетчиков, если не решили погасить долг единовременно или с меньшим сроком рассрочки) и не препятствовать вводу счетчиков в эксплуатацию.
Если собственники помещений, в том числе нежилых, в МКД, которым управляет УК, не рассчитались с РСО за установку ОПУ, долг взыскивается с УК, занимающейся управлением домом на дату обращения организации с соответствующим требованием. Срок исковой давности по долгу граждан начинает течь по окончании пятилетнего срока с момента ввода в эксплуатацию ОПУ (если ими не было принято решение об оплате расходов в ином порядке).
[1] «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации».
[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
[3] Утвержден Президиумом ВС РФ 23.12.2015.
[4] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 09.04.2020 № 307‑ЭС20-4773.
[5] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 31.05.2019 № 306‑ЭС19-7084.
[6] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 13.07.2020 № 307‑ЭС20-9777.
[7] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 20.03.2020 № 301‑ЭС20-2732.
[8] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 25.08.2020 № 307‑ЭС20-10702.
[9] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 29.07.2020 № 307‑ЭС20-10264.
[10] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 29.07.2020 № 307‑ЭС20-10266.
- Как защититься во время совместных проверок полиции и налоговиков
Если общедомовой прибор учета установлен и не введен в эксплуатацию, то плата за коммунальную услугу начисляется по нормативу — КС Цитадель
В КС Цитадель обратился с вопросом один из потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме: Если организацией общедомовой прибор учета установлен и не введен в эксплуатацию в течении месяца со дня установки, а начисления производят исходя из старых нормативов на кв.м.
жилой площади, могут ли жильцы дома требовать перерасчета коммунальных услуг по отоплению в соответствии с показаниями прибора учета с момента теоретической даты ввода в эксплуатацию? В актуальной версии постановления Правительства РФ от 06.05.
2011 № 354 и в статье «Порядок ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии» не нашел ответа на данный вопрос.
Ответ экспертов КС Цитадель
При условии, если общедомовой прибор учета установлен и не введен в эксплуатацию, то плата потребителям за коммунальную услугу начисляется по установленным муниципальным образованием или правительством субъекта нормативам потребления коммунальных услуг. В этом случае потребители коммунальной услуги (жильцы дома) требовать перерасчета коммунальных услуг по отоплению в соответствии с показаниями прибора учета не вправе.
Правовое обоснование
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса РФ Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.
2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Как устанавливает часть 1 ст.
157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.
2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.
2013 № 1034 установлено, что «ввод в эксплуатацию узла учета» – это Процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации – владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации (пункт 57 Правил).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 75 вышедшим из строя узел учета считается в том числе в случае нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей
А согласно пункту 31 тех же правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Из изложенного выше следует вывод о том, что если общедомовой прибор учета установлен и не введен в эксплуатацию, то этот прибор учета не может быть принят к коммерческому учета и в этом случае плата за отопление производится расчетным способом, т.е. по установленным нормативам, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В следующей статье мы разберем вопрос что делать собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме, что бы коллективный (общедомовой) прибор учета был введен ответственной организацией в эксплуатацию.
Установка и замена общедомовых счетчиков тепла в Москве и области
Согласованная с теплоэнергетической компанией установка общедомового счетчика тепла – результативный шаг к снижению расходов на обогрев жилья. По Постановлению Правительства №344, начиная с 2013 года оплата за тепло взимается только по данным измерительных приборов, что обязательно для всего населения.
Об этом же говорится в Федеральном законе №261, который регулирует вопросы энергосбережения. Так, коммунальные платежи начисляются на основании показаний потребленных ресурсов с учетом текущих тарифов. Поэтому монтаж и своевременная замена общедомового счетчика – соблюдение законодательства РФ.
Причем, согласно Жилищному кодексу, комплексная территория, ограниченная фундаментом и стенами постройки, включая лестничные пролеты, чердаки, подвалы, относится к общедомовому имуществу и входит в собственность всех проживающих. Именно владельцы расположенных в здании квартир должны оплачивать их содержание и отопление. Лучше всего это делать по теплосчетчикам, показания которых каждый месяц справедливо делятся на всех потребителей.
Установка общедомового счетчика тепла также позволяет регулировать уровень обогрева, что обеспечивает дополнительную экономию. Если температура внешней среды оптимальная, то подачу теплоносителя можно снизить или отключить совсем, чтобы уменьшить сумму в квитанции. Единственное условие – наличие счетчика тепловой энергии у всех жильцов. Всего за сезон такое устройство поможет сохранить:
- в большой квартире новостроек площадью от 50 кв. м – 50-60% средств;
- в маленькой квартире старой постройки (как в хрущевке) – до 30%.
Полная окупаемость устройства – 2-3 года, исходя из уровня утепления и конструкции дома, архитектуры системы, стандартных нагрузок. Чтобы не упустить такую выгоду, надо контролировать поверочные сроки, следить за исправностью прибора, не забывая, что своевременная замена общедомового счетчика – тоже одна из эффективных мер экономии. Но когда нужно его менять?
- Если истек срок эксплуатации или он непрерывно работает более 8 лет.
- Если возникла неточность замера с ошибками в показаниях.
- Если происходят сбои в электронике или в программном обеспечении.
- Если появились неисправности в механической и электротехнической части.
Новая установка общедомового счетчика тепла кардинально решит проблему, позволив жильцам многоквартирного дома и в дальнейшем контролировать свои расходы.
Особенности общедомовых узлов учета тепла
Эти тепломеры состоят из:
- датчика температуры воды;
- модуля измерения расхода;
- вычислительного блока.
Они бывают нескольких типов (тахометрическими, электромагнитными, ультразвуковыми, вихревыми) и используются только там, где для этого есть техническая возможность, а также полноценные условия установки и эксплуатации. Именно так отмечено в Приказе Минрегиона РФ №627 от 29.12.2011. Он же регулирует основные правила и требования, заостряя внимание на том, что счетчики тепловой энергии не могут применяться, если здание:
- признано аварийным;
- подлежит реконструкции;
- требует замены внутридомовых сетей;
- ожидает капитального ремонта;
- не имеет технических условий врезки.
Кроме того, монтаж общедомового прибора учета тепла не проводится в неподходящих условиях. Например, при повышенной влажности в помещении, постоянных протечках, неудовлетворительном состоянии водопровода. Это – главные ограничения в эксплуатации счетчиков отопления.
При выборе модели обязательно учитывается состояние воды, потому что одни приборы не выдерживают загрязнений, другие – отложений, третьи – несоответствующего химического состава. Все это отмечено в правилах и требованиях применения каждого конкретного образца:
- механические чувствительны к качеству теплоносителя;
- электромагнитные могут сбоить из-за внешних электромагнитных колебаний;
- ультразвуковые зависят от электросети;
- вихревые восприимчивы к перепадам давления.