Консолидированный бюджет, а также сопутствующая ему управленческая и финансовая отчетность — это важнейшие источники получения информации о совокупной деятельности компании, объединяющей в своем составе несколько взаимосвязанных юридических лиц с различными направлениями деятельности.
Понятие консолидации финансовых данных и отчетов пришло в коммерцию из государственной терминологии. В этой статье мы рассмотрим основные этапы и задачи постановки и формирования процесса консолидации в разрезе коммерческого сектора, но чтобы глубже разобраться в нем обратимся к «первоисточнику».
Консолидированный бюджет субъектов федерации
В нашей стране потребность в ведении консолидированного бюджета сформировалась в 1991 году, после модернизации бюджетной системы РСФСР.
Консолидированный бюджет субъектов России отражает сводную информацию, которую предоставляют субъекты бюджетного управления в виде консолидированного бюджета, формируемого из региональных и местных бюджетов (без ТФОМС и прочих внебюджетных фондов).
То есть консолидированный бюджет – это источник наиболее полной информации для аналитических расчетов и прогнозных работ на государственном уровне. Доходы консолидированного бюджета России учитываются с указанием источника их возникновения.
Расходы консолидированного бюджета также фигурируют в учете с указанием цели их применения.*
*Особое внимание уделяется сбалансированности, которая достигается путем того, что доходы консолидированного бюджета (составленные из налогов и сборов федеральных бюджетов и бюджетов субъектов) утверждаются в первую очередь, а расходы консолидированного бюджета – во вторую по всем восьми видам. При этом перейдя на следующий шаг, отменить предыдущий нельзя.
Во второй половине 90-х годов прошлого века началось формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).
Как следствие, в 1995 году вышел федеральный Закон №190-ФЗ «О ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ», а в 1997 года был издано постановление правительства РФ № 24 от 09.01.
97 «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СВОДНЫХ (КОНСОЛИДИРОВАННЫХ) УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И БАЛАНСА ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ», которая содержала основные принципы подготовки консолидированной отчетности ФПГ.
Таким образом, государственный опыт консолидации был перенят на крупнейших производственных холдингах, формировавшихся во второй половине 90-х на основе бывших госпредприятий. При этом сложившаяся на этих предприятиях методология учета существенно менялась, схемы консолидации строились и вовсе «с нуля», что, безусловно, влияло на эффективное исполнение консолидированного бюджета поначалу.
Формирование консолидированного бюджета и отчетности по группе компаний
Такая необходимость, как формирование консолидированного бюджета и консолидированной отчетности, обусловлена, собственно, образованием холдинговой структуры или, другими словами, объединением нескольких компаний в группу.
Рост числа компаний, объединяющихся в интегрированные корпоративные структуры или группы, связан, в том числе и с экономической нестабильностью, как было, например, в уже упомянутые 90-е.
В таких условиях слияния происходят с целью получения ряда преимуществ, которые недоступны единичным организациям:
- Эффективность снижения налоговых выплат;
- Увеличение оборотных средств;
- Внутреннее кредитование и финансирование холдинга;
- Снижение затрат;
- Повышение конкурентоспособности;
- Концентрация капитала;
- Возможность получения крупных объемов заемных средств и т.д.
Эффективное управление группой компаний невозможно без выстроенной системы планирования. Как следствие в компаниях стали появляться специализированные подразделения, в виде бюджетных управлений. Задачами бюджетного управления стали, в первую очередь, подготовка и контроль исполнения консолидированного бюджета по группе компаний, входящих в единую финансово-промышленную группу.
- Финансово-промышленные группы, уделяющие значительное внимание процессам бюджетирования, получили значительное преимущество, за счет более эффективного управления.
- Консолидированный бюджет и консолидированная отчетность по группе компаний — это результат объединения функциональных бюджетов, управленческой и финансовой отчетности* по группе компаний за исключением межгрупповых оборотов.
- *Стоит отметить, что консолидированная финансовая отчетность и консолидированная отчетность по группе для нужд управленческого учета необходима для повышения качества принимаемых решений, тщательного анализа всех релевантных факторов, оценки альтернативных стратегий, тактик и действий для достижения максимального результата.
- Обратим внимание на то, что в 2000-х, именно в рамках процесса консолидации бюджетов, произошло развитие информационных технологий в части автоматизации учета, как инструмента, в разы упрощающего процесс консолидации бюджетов, аналитики и прогнозирования по ним. Наряду с ИТ, развивалась и методология внедрения единых стандартов учета на разных предприятиях в рамках группы, которая базировалась на таких принципах и правилах формирования консолидированных бюджетов и финансовой отчетности, как:
- Реинжиниринг учетных процессов;
- Разработка системы внутрифирменных стандартов сбора информации;
- Разработка системы целевых показателей эффективности для компаний, входящих в группу;
- Делегирование полномочий и определение ответственности при ее формировании;
- Включение показателей в периметр консолидации;
- Элиминирование межгрупповых операций.
Технология составления бюджета
При подготовке к новому финансовому году многие компании полагаются на восходящий подход к составлению бюджета и планированию. Каждая бизнес-единица разрабатывает собственный бюджет и план, а консолидированный бюджет объединяет их на корпоративном уровне.
Результатом могут быть отдельные бюджеты и планы, которые не обязательно совпадают со стратегиями и целями группы компаний в целом. Поэтому для улучшения стратегического согласования и постановки целей нужен процесс бюджетирования и планирования сверху вниз, который можно комбинировать с восходящим подходом.
При этом построение системы бюджетирования группы компаний часто сталкивается со следующими проблемами:
Отсутствие точности и актуальности данных:
- Фактические данные разбросаны по различным системам и локальным электронным таблицам на рабочих местах сотрудников.
- Сложности анализа плана и факта с необходимой степенью детализации.
- Трудности с идентификацией источника проблемы не позволяют быстро найти наиболее правильный путь решения.
Неэффективность процессов:
- Бизнес-процессы не стандартизированы, их выполнение занимает много времени и сопровождается множеством ошибок.
- Трудности в определении стадии бизнес-процесса и кто отвечает за текущую задачу.
Неудобство работы с существующими системами:
- Информационные системы, используемые для планирования, являются сложными, негибкими, ориентированными на продвинутых пользователей.
- Бизнес-пользователям трудно работать самостоятельно в информационных системах и, как правило, необходимо привлекать ИТ-специалистов для оказания помощи.
Для правильного построения методологии сбора консолидированных показателей и управленческой консолидированной отчетности необходимо определиться с критериями и целями консолидации.
Зачастую консолидированный бюджет и отчетность формируются как сводная отчетность, данные которой суммируются построчно. Однако построение методологии сбора данных должно базироваться на экономической сущности объединения компаний в единое целое и учитывать взаимосвязанные бизнес-процессы.
Например, для компаний с иностранным капиталом в состав консолидированной отчетности включается и консолидированная финансовая отчетность МСФО.
При этом методика сбора и агрегирования показателей определяется в зависимости от нужд конкретного предприятия, но в любом случае должна учитывать три этапа консолидации:
- Подготовку отчетности и финансовых результатов по каждому юридическому лицу, входящему в группу компаний;
- Проведение корректировок (элиминирование);
- Консолидацию отчетности по группе компаний.
Виды консолидированных бюджетов
Консолидированный бюджет как свод бюджетов всех уровней является инструментом системы бюджетного управления на предприятиях группы компаний, используемым при прогнозировании, расчетах, анализе, то есть для нужд управленческого учета. Говоря о консолидированном бюджете в таком ключе, чаще всего подразумевают формирование консолидированного бюджета одного из основных видов:
- Бюджет доходов и расходов — позволяет управлять доходами консолидированного бюджета и расходами консолидированного бюджета, а также рентабельностью предприятия. С его помощью предприятие управляет своей доходностью.
- Бюджет движения денежных средств — позволяет управлять денежными средствами, ликвидностью предприятия. С его помощью предприятие управляет своей платежеспособностью.
- Бюджет баланса — позволяет контролировать структуру активов, пассивов и капитала предприятия. С его помощью предприятие управляет своими издержками.
Автоматизация формирования консолидированной отчетности по группе компаний
В зависимости от структуры бюджетной модели и характера деятельности интегрированной корпоративной структуры, формы и виды консолидированных бюджетов и консолидированная отчетность по группе компаний могут существенно различаться и подвергаться модификации. Для целей формирования консолидированной управленческой отчетности и консолидации бюджетов различных уровней целесообразнее использовать информационные системы.
При построении системы автоматизации управленческой отчетности, зачастую приходится решать множество вопросов, связанных с тем, что отдельные юридические лица, входящие в группу компаний, имеют самые разнообразные учетные системы, и одна из задач – это необходимость объединить разрозненные данные в единое информационное пространство. Для решения таких задач используются различные информационные системы.
Система «WA:Финансист» позволяет получать информацию из любых учетных систем, реализует полный цикл управления, от планирования бюджетов и до анализа результатов деятельности компании, с учетом любой методологии внутрифирменных или международных стандартов.
Система позволяет производить операции элиминирования внутрифирменных оборотов на уровне проведения первичных документов, а также минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором.
Рисунок 1. Консолидированная отчетность по группе компаний в системе «WA: Финансист».
Используя решение «WA:Финансист», вы получаете единый инструмент для бюджетирования и подготовки консолидированной отчетности по всей группе компаний.
Построение системы управления консолидированным бюджетом
Общая последовательность построения системы управления консолидированным бюджетом выглядит следующим образом:
- Определение и настройка структуры организаций, ЦФО, статей оборотов по бюджетам и других необходимых аналитических разрезов, используемых для выполнения консолидации, исполнения консолидированного бюджета, учета фактических данных и анализа бюджетов.
- Определение ролей пользователей и разработка концепции прав доступа для каждой роли (до конкретного объекта системы).
- Создание формул расчета для некоторых статей бюджетов на основании регистрации зависимостей между различными статьями.
- Создание шаблонов форм бюджетов в соответствии с правилами планирования.
- Создание маршрутов автоматического согласования для бюджетов в соответствии с правилами планирования.
- Формирование бюджетов ЦФО.
- Формирование отчетов по плановым данным для проектирования и планирования консолидированного бюджета.
- Учет фактических данных по бюджетам при помощи обмена данными с внешним учетными системами в автоматическом режиме.
- Формирование отчетов по плановым и фактическим данным для анализа и выявления отклонений консолидированного бюджета.
Выбирая решение «WA:Финансист» с подсистемой «Бюджетирование», вы получаете следующие преимущества:
- Способность планировать на основе достоверных данных и принимать более обоснованные решения.
Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».
- Способность выполнять планирование как «сверху вниз», доводя цели до уровня подразделений, и так и используя «восходящий» подход, консолидируя информацию на уровне группы компаний.
- Возможность контролировать выполнение бизнес-процессов бюджетирования, включая инициализацию, исправление и утверждение бюджета.
Рисунок 2. Консолидированный бюджет в программном продукте «WA: Финансист» движения денежных средств. Фрагмент движения денежных средств.
- Сокращение цикла бюджетирования за счет более эффективного взаимодействия сотрудников финансовых служб и оперативных менеджеров в рамках единой системы и общих правил.
- Уменьшите сложность модификации общих бизнес-процессов и форм отчетности ИТ-отделом.
Построение системы консолидированной бюджетной отчетности группы компаний тесно связано с информацией об исполнении консолидированных бюджетов.
Для группы компаний таким источником могут стать данные отчетов, формируемых по стандартам МСФО.
Пакет отчетов, подготавливаемый по стандартам МСФО, предоставляет по сути набор данных, соответствующих основным мастер-бюджетам, но подготавливаемым по данным учета.
Как мы видим, задачи бюджетирования тесно связаны с консолидацией отчетности путем формирования пакета управленческой отчетности по группе компаний по требованиям руководства компании или в соответствии с МСФО.
При этом возникают всевозможные объективные и субъективные факторы, препятствующие эффективному процессу консолидации:
- Высокая сложность сбора данных бухгалтерского учета на дочернем уровне, как результат, задержка с предоставлением информации управляющей компании.
- Плохая интеграция с системами учета и большой объем ввода данных вручную.
- Ошибки в сборе данных и большое количество корректировок на уровне управления компанией.
- Несколько видов учета и / или планов счетов.
- Необходимость выявления и исключения внутригрупповых оборотов.
- Низкие возможности аудита финансовых транзакций.
- Изменения в структуре группы, появление новых требований к консолидированной отчетности.
Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»
Используя подсистему «Управленческий учет и МСФО» программного решения «WA:Финансист», вы получаете:
- Гибкую интеграцию с внешними учетными системами при помощи механизма источников данных.
- Мэппинг данных с плана счетов бухгалтерского учета на планы счетов управленческого учета (МСФО) с максимальной аналитической детализацией.
- Возможность формировать обычные бухгалтерские отчеты на управленческих планах счетов (в т.ч. МСФО) (оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов и т.д.).
- Возможность отследить транзакции до конкретного документа и проводки во внешней базе.
- Возможность ведения параллельного учета основных средств и нематериальных активов.
- Идентификацию и исключение (элиминацию) внутригрупповых оборотов.
- Расчет и реализация корректировок трансформации и консолидации.
- Формирование 4 основных консолидированных отчетов в соответствии с МСФО.
- Формирование своей собственной финансовой отчетности при помощи конструктора произвольных отчетов.
- Сверку трансляции исходной информации для консолидированных данных.
- Быстрое закрытие отчетного периода.
Рисунок 3. Фрагмент Консолидированного отчета о финансовом положении в программном продукте «WA: Финансист».
Казалось бы, такой сложный процесс, как сбор консолидированной финансовой отчетности по холдингу или группе, в которую входят предприятия, ведущие учет в разных (что может подразумевать даже разноплатформенность) информационных системах, сложно организовать, а на то, чтобы он стал эффективным – потребуются годы. Но опыт построение автоматизированных систем управления финансами на базе «WA:Финансист» говорит об обратном: действующую систему заказчик может получить менее чем за месяц.
Таким образом, «WA:Финансист» является быстро внедряемым, унифицированным инструментом для предприятий любого масштаба и структуры в части управления такими основными процессами в финансовом блоке, как бюджетирование, консолидация и финансовая отчетность.
Консолидированный бюджет
Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.
В ст.
8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней.
Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории Российской Федерации в целом и отдельных субъектов Российской Федерации.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.
Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.
Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.
Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.
В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: Налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственного управления, правоохранительных органов, расходов по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.
Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основу которых берутся показатели консолидированных бюджетов.
Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.
Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.
Таблица 3.1
Консолидированный бюджет простыми словами — виды, структура
Финансами субъектов страны организуется специальная система, чья структура основывается на денежных отношениях, возникающих при разработке, передаче и применении выплат. Данные средства вместе составляют любой денежный фонд регионального масштаба.
Для облегчения анализа и подсчета упомянутых бюджетов, совершения прогнозов в рамках социальной и экономической отрасли государства, принимаются требуемые данные из совместного бюджетного комплекса по каждому финансовому сегменту. То есть, консолидированный бюджет субъекта РФ это сумма консолидированного и государственного бюджета.
Особенности данного понятия
Понятие консолидированного бюджета предполагает суммированный федеральный и субъективный бюджет страны, куда также входят бюджеты местного масштаба. Законодательствам государства регламентируется формирование подобного свода на основе совмещения бюджетов по каждому из уровней системы финансов.
Рассматривая консолидированный бюджет определенного федеративного субъекта, потребуется учет и региональных средств, и финансового состояния по муниципальным структурам. Информация, которую предполагает структура бюджета, может использоваться для организации планирования финансов.
Подобные сведения имеют внушительное воздействие на объем дотаций и подсчет стандартов отчислений от налоговой структуры. Конкретные параметры консолидированного бюджета оказывают влияние на анализ состояния финансового фонда государства и его последующего применения.
Расчет определенных параметров представляет собой возможность оценить сумму финансового государственного баланса отдельно для каждого из уровней. Состояние этого параметра основывается на доходах и расходах, в составе которых содержатся определенные данные, демонстрирующие положение дел в финансовой области государства, отдельно для каждой отрасли.
Состав доходной характеристики предоставляет следующую информацию:
- Положение дел в целевых бюджетных фондах.
- Имущественное налогообложение.
- Внешнеторговое налогообложение.
- Подоходные налоги.
- Акцизные сборы.
Что касается расходного сегмента, здесь содержатся другие сведения:
- Затраты на содержание всевозможных госорганов.
- Затраты на научную отрасль.
- Затраты на оборонительную деятельность.
- Затраты на всевозможные мероприятия.
- Затраты на инвестиционную деятельности и обеспечение дотаций.
Как функционирует финансовая система государства
Так как консолидированный бюджет это информация о положении бюджетов по каждому уровню финансирования государства, важно принимать в расчет регулирование каждой отдельной сферы. Для нашей страны в бюджетной системе предполагается применение 4 подуровней, что означает зависимость каждого уровня от предыдущего, а также их общее формирование иерархической структуры следующего типа:
- На 1-м уровне находится государственный бюджет, дополненный финансами из внебюджетных фондов страны.
- На 2-м уровне предполагается нахождение бюджетов государственных субъектов, к которым прибавляются денежные средства внебюджетных госфондов по территориальной принадлежности.
- На 3-м уровне размещены муниципальные бюджетные структуры.
- На 4-м уровне располагаются самые мелкие муниципалитеты.
Все это простыми словами указывает на максимальную значимость государственного бюджета, которым демонстрируется денежное положение страны. При помощи данной структуры распределяется доход в рамках каждого территориального объекта. Созданием и заверением занимается государственное собрание, выступающее высшим органом законодательной власти в стране.
На упомянутом уровне приход денежных средств рассматривается для всей страны на основе утвержденных стандартов, одинаковых для всей территории, Затраты из этого бюджета совершаются для улучшения качества жизни граждан страны.
Далее структура консолидированного бюджета РФ предполагает наличие одной из ключевых систем – субъектного бюджета страны. Создание и заверение такой структуры производится на основе законодательства.
При этом бюджеты субъектов обеспечивают гарантию независимости каждого территориального субъекта страны, обеспечивая им максимальную обособленность и предполагая наличие их личной ответственности.
Организация муниципальных бюджетов производится на основе внедрения ряда законодательных актов, выполнением которых занимаются субъекты местного самоуправления. Для обретения бюджетами поселений силы существует специальный государственный закон, утвержденный в 2005 году.
Чем выделяется консолидированный бюджет
Рассматривая понятие более конкретно, можно сделать вывод, что консолидированный бюджет включает в себя важнейшие для государства сведения.
С его помощью можно устанавливать действующее положение бюджета, а также его распределения по каждому уровню структуры финансов.
При этом возможно внедрение определенных корректировок, направленных на повышение качества распределения, если были обнаружены определенные недостатки в существующей системе.
Различные виды консолидированных бюджетов используются для установления способов перемещения финансов в отрасли межбюджетных отношений по каждому федеральному фонду.
Если более конкретно останавливаться на межбюджетных взаимоотношениях в рамках финансовой отрасли, важно отметить, что приходящие из госбюджета деньги в пользу более низких уровней, принято рассматривать в качестве дохода субъекта, но затрат госбюджета страны.
Состав финансирования при учете данных средств будет иметь существенные различия, которые основываются на функционировании управленческих органов по всевозможным уровням. Чрезвычайные случаи намного меньше влияют на систему распределения затрат и доходов в рамках рассматриваемого бюджета. Среди подобных ситуаций выделяют разного рода катастрофы и кризисное положение дел в бюджете.
Помимо этого, иерархия финансовой сферы государства предполагает особый характер распределений федеративных отчислений.
Если на госуровне в данных целях применяются внебюджетные средства, то сводный бюджет региона будет формироваться из региональных финансов.
Подобное распределение денег обеспечивает возможность оценки деятельности местных органов власти и их обращение с финансами для того или иного установленного уровня.
Как применяется консолидированный бюджет
Общие параметры бюджета консолидированного типа в реальных условиях обеспечивают возможность их использования для утверждения государственного финансирования.
Данные характеристики имеют довольно высокое значение при подсчетах величин стандартов налогообложения, далее эти финансы передаются субъектным бюджетам государства каждого уровня.
Также имеющиеся сведения позволяют составлять уровень дотаций.
В подобной ситуации подсчеты требуют сведения воедино объемов бюджетов каждого территориального и административного объекта страны. Без установления характеристик консолидированного бюджета нельзя осуществлять четкое прогнозирование денежных средств, так как ключевые элементы требуемой информации по финансовому балансу находятся в составе данного бюджета по каждому уровню.
Чтобы получить понимание о текущем положении дел в финансовом равновесии, в учет берутся всевозможные характеристики доходов и затрат.
Продемонстрированные в бюджете консолидированного типа параметры применяются для оценки и проведения сводного денежного плана государства. Здесь рассматриваются денежные средства, пополняющие федеральный бюджет.
При учете бюджета можно получить понимание, насколько эффективно выполняется распределение финансов, оказывающих воздействие на общий баланс денежных средств страны.
Помимо этого, в консолидированном бюджете находятся данные, применяемые для планирования с разным сроком действия. Для оценки экономического и социального развития тех или иных территориальных субъектов и всей страны потребуется осуществление расчетов на основе характеристик бюджета. Арифметическое моделирование может осуществляться с применением сведений именно из подобного бюджета.
Наконец, нельзя не отметить огромное влияние консолидированного бюджета на определение денежного обеспечение населения государства.
Информация, используемая для решения данной задачи, позволяет увидеть сведения о расходах отдельного гражданина по каждой жизненной сфере, включая образовательную, медицинскую, рабочую и так далее.
Используя усредненные данные по этим характеристикам, можно осуществить сравнение гражданской обеспеченности в рамках конкретных территориальных единиц.
Выводы
Основываясь на предоставленной информации, можно сделать вывод, что характеристиками консолидированного бюджета выступают сведения, позволяющие осуществлять точечный анализ денежной отрасли страны, давать прогнозы касаемо ее положения в дальнейшем, а также устанавливать финансовый баланс и степень обеспеченности населения.
С помощью финансовой информации консолидированного бюджета возможно установление нынешнего положения федеральной финансовой системы по всем ее уровням. Сведения из данного бюджета имеют огромное значение для последующего планирования финансов, осуществления прогнозирования по системе, определения денежного положения каждой государственной единицы, будь то населенный пункт или Гражданин.
Консолидированный бюджет субъекта: расходы, анализ и кем происходит исполнение
В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
- Что такое консолидированный бюджет субъекта?
- Кем происходит исполнение консолидированного бюджета?
- Расходы консолидированного бюджета: виды, специфика
- Для чего нужен анализ консолидированного бюджета?
- Дефицит консолидированного бюджета: суть, методы преодоления
Что такое консолидированный бюджет субъекта?
Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой совокупность местных бюджетов и регионального бюджета в районе данного субъекта.
Соотношение подобного бюджета с региональным – общее к частному. Это бюджеты муниципальных образований входящих в субъект РФ.
Функция консолидированного бюджета – объединение показателей бюджета заданной территории. Именно здесь отражаются условия баланса доходов с расходами госбюджета, результаты планирования, реализации финансовой бюджетной политики региона.
Кем происходит исполнение консолидированного бюджета?
Исполнение консолидированного бюджета является важным этапом бюджетного процесса:
- мобилизация бюджетных средств;
- их использование.
Кто исполняет КБ? Процесс реализации осуществляют:
- исполнительная власть;
- налоговые, финансовые органы;
- частные, юридические лица;
- кредитные учреждения.
Исполнительная власть организует бюджеты, управляет бюджетными средствами, счетами бюджетов. Ее органы – это кассиры распорядителей с получателями бюджетных средств, осуществляющие платежи исходя из бюджетных средств по поручению, от имени бюджетных учреждений.
Подобные функции осуществляются на основе подведомственности расходов и единства кассы.
Расходы консолидированного бюджета: виды, специфика
Денежные средства, расходуемые на финансовое обеспечение функций, задач местного самоуправления, государства составляют расходы консолидированного бюджета. Затраты отражают экономические отношения в виде использования денег на различные направления централизованного денежного фонда государства.
Куда направлены бюджетные расходы? Это организации непроизводственной, производственной сферы – бюджетополучатели, что говорит о транзитном характере расходов бюджета.
Консолидированный бюджет расходуется регулятором на перераспределение уровней бюджетной системы через:
- субвенции;
- дотации;
- бюджетные ссуды;
- субсидии.
Расходы безвозвратны. Возвратными могут быть бюджетные ссуды, кредиты.
Многообразие видов расходов обусловлено факторами:
- функции государства;
- социально-экономическое положение страны;
- связь бюджета с территориальным, административным устройством, народным хозяйством и т. п.
Сочетание факторов обусловливает определенные бюджетные расходы.
Для чего нужен анализ консолидированного бюджета?
Анализ консолидированного бюджета необходим для прогнозирования, планирования, разработки бюджета конкретного уровня. Количественные характеристики анализа отражают обоснованность, реальность показателей бюджетов.
Какова роль консолидированного анализа? Консолидированные показатели помогают:
- формировать централизованный денежный фонд страны;
- прогнозировать экономическое, социальное развитие государства;
- анализировать уровень обеспеченности населения;
- планировать бюджет.
Консолидированные показатели помогут получить полноценную картину качества расходных, доходных составляющих. Расширенная смета предназначена для статистических, аналитических данных для определения дальнейшего пути развития.
Дефицит консолидированного бюджета: суть, методы преодоления
Что порождает дефицит консолидированного бюджета? Превышение расходов над доходами. Дефицит допустим, когда он временный и не переходит границу 10% от величины доходов. При превышении уровня 20% дефицит считается критическим.
Как его преодолеть? Необходимо:
- развивать производства;
- достичь финансовой стабильности всех предприятий, отраслей любых форм собственности;
- активизировать предпринимательскую деятельность.
Для обеспечения устойчивости бюджетных отношений возможно установление размеров дефицита бюджета.
Совет от Сравни.ру: Если дефицит превышает установленный предел, государство вводит режим секвестирования расходов – пропорциональное уменьшение всех госрасходов.
Консолидируемый бюджет
Определение 1
Консолидируемый бюджет – это общий, суммарный свод всех бюджетных средств, которые выделяются на всех территориально-административных уровнях (субъектах) в пределах одной страны.
- Такой вид представления и обобщения данных служит для анализа, составления расчетов и прогнозирования доходов расходов на уровне всего государства в целом
- Так, можно выделить одну главную особенность консолидированного бюджета, которая заключается в том, что такой бюджет не утверждается и не планируется документально, а составляется на основе фактических данных путем суммирования бюджетов разных уровней.
- Например, в Российской Федерации консолидированный бюджет складывается из бюджета Федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
- Так, можно выделить главные функции консолидированного бюджета:
- бюджетное и налоговое планирование на уровне государства;
- планирование расходов на социальную сферу и политику, оборону страны и другие статьи расходов;
- финансовое планирование;
- прогнозирование и оценка социально-экономического развития страны;
- расчет специализированных показателей (расходы на одного гражданина, расходы на одного государственного служащего и т.д.).
Замечание 1
Обратите внимание, что консолидированный бюджет не подлежит утверждению, а необходим для исполнения статистических, аналитических функций, планирования на уровне государства в целом в разных отраслях и сферах деятельности.
Так краткосрочное и долгосрочное планирование на государственном уровне в стране осуществляется с учетом суммарного, консолидированного бюджета.
Структура консолидирумеого бюджета РФ
Структура представлена в виде схемы на рисунке 1:
Как видно из рисунка структура имеет иерархический характер, что отображает государственное устройство страны.
Замечание 2
Важно, что в отличии от консолидированного бюджета составляющие консолидированного бюджета, представленные на рисунке 1, утверждаются и являются официальными юридическими документами, главными финансовыми документами исследуемого объекта.
В стоимостной форме консолидированный бюджет Российской Федерации представлен на рисунке 2.
Замечание 3
Обратите внимание, что по методологии Федеральной службы статистики в консолидированный бюджет входят также консолидированные бюджеты внебюджетных фондов страны.
Оценка основных показателей консолидируемого бюджета РФ
В доходной части консолидированного бюджета выделяются следующие статьи:
- налоги;
- косвенные налоги;
- страховые взносы;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- прочие доходы.
В расходной части выделяются:
- расходы общегосударственные;
- национальная оборона, безопасность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- социально-культурные мероприятия;
- обслуживание государственного долга;
- прочие расходы.
Замечание 4
Стоит отметить, что в структуре доходов преобладают страховые взносы, а в структуре расходов расходы на социально-культурные мероприятия.
При этом доля косвенных налогов не очень высокая, что определяет зависимость доходов государства от работающего населения.
Такая особенность структуры бюджета может быть очень негативной для социально-экономического развития страны в будущем, а также создавать риск политических решений, которые могут снизить уровень жизни и качество населения (повышение пенсионного возраста, платное медицинское обеспечение и другие).
Оценка основных показателей проводится с помощью динамического анализа, оценки темпов роста и прироста, структурного анализа.
Также данные можно использовать для глубокого финансового анализа государства, прогнозирования финансового состояния, баланса финансовой системы и уровня жизни граждан страны.