Насилие над несовершеннолетними является особо злостным преступлением, так как совершается в отношении еще не сформировавшихся личностей, грозя им тяжелыми расстройствами психики или провоцируя на ведение аморального и антисоциального образа жизни. В данной статье рассмотрим это преступление и его особенности.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57
Это быстро и бесплатно!
Краткое содержание статьи 151 с ми
Статья 151 УК РФ трактует не само насилие над малолетними, а их вовлечение в различные антиобщественные действия. Под последними понимаются те, что нарушают права юных граждан, а также наносят непоправимый вред обществу.
В первой части этой статьи определяются меры пресечения за систематическое вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя, бродяжничество или попрошайничество. При этом в примечании отмечено, что сюда не относятся те случаи, когда подросток скитается по улицам со своей семьей по причине тяжелого финансового положения последней.
Дети и подростки — особо уязвимая группа граждан, поэтому и преступления против них грозят лицам более серьезными наказаниями.
Во второй части трактуются меры пресечения, назначаемые за совершение того же правонарушения, но со стороны людей, ответственных за воспитание или обучение подростков.
В третьей части говорится о наказаниях, которые определяет суд, в случаях, когда вовлечение несовершеннолетнего происходило с использованием насилия или угрозы его применения.
Состав преступления: что считается угрозой
Статья предполагает, что угроза несовершеннолетнему ребенку — это его предупреждение о том, что в случае отказа от совершения действий, выгодных преступнику, его ждет расправа со стороны последнего, которая может выражаться разными путями:
- нанесение ущерба его объектам собственности;
- их уничтожение;
- распространение каких-либо порочащих сведений о нем.
Объектом данного правонарушения становятся общественные отношения, которым причиняется ущерб, а объективной стороной — угроза применения насильственных действий, которые имеют под собой основания.
Субъектом является дееспособный Гражданин, уже достигший 18-летия. Субъективной стороной выступает прямой умысел в действиях лица, позволившего себе подобное Правонарушение.
Как доказывается
Чтобы доказать, что насилие над несовершеннолетними действительно имело место, нужно обратиться к врачу, чтобы он провел всестороннее обследование и выдал официальное подтверждение о наличии травм.
Если же преступник пока ограничился только угрозами, то нужно постараться получить именно вещественные доказательства его вины. Допустим, они имели место по телефону, тогда нужно записать их. В случае если они были в устной форме, то при следующей встрече нужно постараться включить диктофон и записать разговор.
Для доказательства вины преступника потребуются именно вещественные улики.
Вместе со всеми полученными доказательствами нужно незамедлительно обратиться в правоохранительные органы и написать заявление, чтобы привлечь виновников к ответственности.
Если у ребенка нет родителей либо угрозы насилия поступают именно от них, то нужно написать бумаги в комиссию по делам несовершеннолетних, Органы опеки и попечительства и т.д.
Квалификация преступления
Главным условием, при котором определяют данное правонарушение как угрозу применения насилия в отношении ребенка, — это наличие реальной угрозы, которая бы была подкреплена какими-либо основаниями.
Также угрозой использования насильственных мер преступник может склонять ребенка к выполнению каких-либо противоправных действий. Например, имеет место быть статья за сожительство с несовершеннолетней, если правонарушитель склоняет девочку к такому поступку.
При этом такой фактор, как судимость несовершеннолетних и ее погашение, в данном случае не играет важной роли.
Ответственность со смягчающими и отягчающими обстоятельствами
По ч. 3 ст. 151 УК РФ за подобное правонарушение назначается заключение в тюрьму на период от 2 до 6 лет с ограничением передвижений на срок до 2 лет, либо без использования данной санкции.
В качестве отягчающего обстоятельства здесь может выступать применение к ребенку особо жестоких пыток или прочих подобных действий.
За подобное преступление назначается лишение свободы на срок — от 2 до 6 лет.
Смягчить наказание может тот факт, если виновник постарается возместить нанесенный им вред родителям или опекунам ребенка, а также признает свою вину в данном преступлении.
Сам малолетний не привлекается к ответственности, если только у него уже нет судимости, но в этом случае, согласно правилам сроков погашения судимости несовершеннолетних по ч. 4 ст. 18 УК РФ, они не учитываются в качестве рецидива преступлений. Это же правило действует для тех, что были уже погашены.
Заключение
Дети и подростки могут оказываться в самых разных ситуациях. Некоторые взрослые пытаются воспользоваться их беспомощностью и слабостью и попытаться угрозами использования насилия склонить их к аморальным и противозаконным действиям. Данное деяние наказывается со стороны УК РФ, а к правонарушителю применяются серьезные санкции.
Угрозы несовершеннолетнему ребенку: понятие правонарушения, нормативное регулирование и меры ответственности
Угрозы жизни и здоровью в качестве преступления рассматриваются в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Таким угрозам посвящена статья 119 данного нормативного акта.
Однако в отношении угроз жизни и здоровью ребенка такого определения в указанном нормативном акте не содержится.
Что следует понимать под такими угрозами и как привлечь к ответственности человека, который такие угрозы высказывает или пытается создать обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью ребенка?
Понятие угрозы жизни и здоровью ребенка
В статье 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации определения понятия угроз жизни и здоровью не содержится, однако, на основании правоприменительной практики, можно сформулировать определение такого явления. Под угрозой жизни и здоровью ребенка следует понимать складывающиеся особым образом обстоятельства существования ребенка, которые могут привести к летальному исходу его жизни.
При этом, такие обстоятельства формируются в виде возможного события, на которое должны реагировать соответствующие государственные органы (в зависимости от реальности такой угрозы).
Угроза жизни и здоровью может носить медицинский, криминальный, социальный или семейный характер.
При этом к ответственности привлекаются только те лица, которые создают обстоятельства, угрожающие ребенку, в криминальном, семейном и социальном аспекте.
Медицинский аспект разрешается также при участии государства, например, с помощью предоставления медицинских услуг в соответствующих учреждениях, а также в виде предоставления специальных медицинских препаратов и лекарств.
Что следует понимать под угрозами жизни и здоровью?
Кроме понятия угроз жизни и здоровью ребенка, есть также и непосредственное содержание таких угроз. Оно может различаться в зависимости от того, о каком именно аспекте идет речь.
Если речь идет о медицинском аспекте, то он выражен в наличии у ребенка тяжелых заболеваний, которые должны быть вылечены или в отношении них должны применяться специальные медицинские мероприятия.
В случае, если родители или другие уполномоченные лица, которые отвечают за представление интересов ребенка, отказываются от оказания медицинских услуг надлежащего качества, считается, что такие действия несут угрозу жизни и здоровью ребенка медицинского характера.
Социальный и семейный аспект по своему содержанию сходны, так как оба предусматривают создание для детей условий, которые являются несовместимыми с жизнью для ребенка.
Одним из таких вариантов является оставление ребенка или нескольких детей в неотапливаемом помещении на длительное время или без еды и воды, что может оказаться причиной смерти детей.
Реакция на такие действия должна быть предпринята органами опеки и попечительства.
Криминальный аспект – это создание угрозы для ребенка в ее реальном виде со стороны окружающих людей, в том числе если такие обстоятельства были созданы непредумышленно, и которые могут привести к гибели ребенка по различным причинам. Нередко такие угрозы могут быть сопряжены с другими преступлениями в отношении жизни ребенка, например, похищением, угрозами, которые были высказаны с помощью сетей интернет или по телефону.
Такие обстоятельства должны изучаться органами полиции и следственного комитета, так как у них есть для этого все полномочия, в том числе направленные на осуществление необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
Нормативное регулирование и меры ответственности
В случае, если выявлено криминальное создание угрозы жизни и здоровью любого несовершеннолетнего лица, ответственность будет определяться в соответствии с пунктом 1 указанной статьи.
Если имеются основания считать угрозы реальными и опасаться их реализации, такие угрозы наказываются обязательными работами (максимальное количество часов не может превышать четыреста восемьдесят часов), ограничением свободы (максимальный срок не превышает двух лет), принудительными работами (максимальный срок не может превысить двух лет), арестом (до шести месяцев) или лишением свободы (максимальный срок не может превышать двух лет).
Все эти виды наказания могут быть увеличены, если будут выявлены дополнительные признаки, которые ухудшают положение того человека, в отношении которого совершаются такие угрозы.
Что касается привлечения к ответственности в отношении лиц, которые создают угрозы ребенку в рамках нахождения в семье, то здесь главной мерой ответственности является использование статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации, посвященная отобранию ребенка в случае выявления непосредственной угрозы его жизни и здоровью.
В соответствии с положениями этой статьи ребенка можно изъять без предварительной подготовки документов, если выявлен факт действительных угроз жизни и здоровью ребенка, либо становится известно, что ребенок действительно может погибнуть.
Порядок действий для привлечения к ответственности
Привлечь к ответственности за высказывание или фактическое создание угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетних может только суд.
Для того, чтобы в этой инстанции дело было рассмотрено, необходимо предпринять определенный порядок действий.
Все мероприятия, направленные на привлечение к ответственности виновных лиц, осуществляют органы опеки и попечительства, так как этот государственный орган представляет интересы ребенка (в некоторых случаях самостоятельно, в некоторых – совместно с родителями или законными представителями ребенка).
Порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:
- Направление информации в органы опеки и попечительства о выявленном или известном факте создания таких условий, в которых ребенку угрожает непосредственная опасность гибели. Направить такую информацию может должностное лицо медицинского или образовательного учреждения, родственники ребенка, его опекуны или другие лица, которым не безразлична жизнь ребенка, а также состояние его здоровья.
- Проведение проверки сотрудниками органов опеки и попечительства по факту предоставленной информации. Такая проверка, в случае, если угроза для ребенка является реальной, проводится параллельно с процедурой изъятия ребенка из семьи.
- В течение семи дней после того, как ребенок был изъят из семьи, сотрудники органов опеки и попечительства обращаются в судебные органы для вынесения решения о лишении родительских прав. Ограничение в таких случаях не используется в качестве меры наказания, так как создание угрозы жизни и здоровью ребенка является основанием для лишения родительских прав тех лиц, которые допустили создание такой угрозы.
Если речь идет о криминальном аспекте создания угрозы жизни и здоровья ребенку, то здесь рассмотрение будет происходить не только с привлечением органов опеки и попечительства, но и при полном содействии органов полиции, а также следственного комитета Российской Федерации. Но представление интересов ребенка осуществляется в суде, сотрудниками органов опеки и попечительства и прокурором района (присутствие последнего является обязательным и в гражданских, и в семейных делах, в которых затронуты в какой-то степени интересы ребенка).
Угроза жизни и здоровью ребенка в настоящее время – это совокупность событий, которые влекут за собой определенные правовые последствия.
Для того, чтобы привлечь к ответственности лиц, которые создают такие угрозы, есть две ключевые нормы права – статья 77 Семейного Кодекса и статья 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с положениями Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального Кодексов Российской Федерации.
Угрозы несовершеннолетнему ребенку: понятие правонарушения, нормативное регулирование и меры ответственности
Угрозы жизни и здоровью в качестве преступления рассматриваются в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Таким угрозам посвящена статья 119 данного нормативного акта. Однако в отношении угроз жизни и здоровью ребенка такого определения в указанном нормативном акте не содержится.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или на сайте. Это бесплатно.
8 (800) 350-31-84
Что следует понимать под такими угрозами и как привлечь к ответственности человека, который такие угрозы высказывает или пытается создать обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью ребенка?
Понятие
Под угрозой следует понимать намеренное обещание причинить телесные повреждения или даже смерть, сопряженное с запугиванием, созданием дискомфортного эмоционального состояния лица, которому она адресуется.
Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Детская психика не является в достаточной мере развитой.
Поэтому в детском и юном возрасте угрозы могут восприниматься крайне серьезно, что влечет за собой массу психологических проблем для ребенка.
Именно поэтому применение такой формы психологического насилия в отношении несовершеннолетних не должно оставаться без внимания как со стороны родителей, так и со стороны профильных государственных органов.
Угрозы могут выражаться в нескольких формах:
- Устная. Заключается в обещании причинить вред в ходе непосредственного, личного общения.
- Письменная. Такие угрозы содержатся в присылаемых письмах, сообщениях и оказывают значительно большее психологическое воздействие на жертву, чем угроза, которая высказана устно.
Отдельно следует упомянуть и о нападках в интернете.
К сожалению, именно сейчас социальные сети, форумы, программы мгновенного обмена сообщений сконцентрировали в себе значительную долю негатива, а конфликтные ситуации в интернете – далеко не редкость.
Внимание! Следует помнить о том, что при необходимости вычислить реальные данные обидчика не представляет значительной сложности, особенно если речь идет о совершении им уголовного преступления.
Как определяется состав преступления
В статье 119 есть определения основных понятий, которые необходимы для характеристики преступления, которое рассматривается судебным расследованием:
- Выделяется объективная сторона. Преступление выражается в действиях направленного характера, которые действительно подтверждают намерение причинить вред лицу или его близким.
- Такие направленные действия с угрозами выражаются в конкретных действиях. Угрозы могут передаваться в письменном виде, в словесном. Принимается во внимание даже то запугивание, которое передается через других лиц.
- Еще один фактор, квалифицирующий признак. У виновника должен быть умысел по причинению вреда здоровью или лишения жизни другого человека.
Суд учитывает, что угрозы могут быть связаны с другими преступлениями, например, с разбоем или изнасилованием. В таком случае они уже рассматриваются в связи с другой статьей УК.
Виды
Ниже представлены ситуации, в которых несовершеннолетний может столкнуться с подобным негативом в свой адрес.
Со стороны чужих людей
Угрозы по отношению к чужому ребенку следует воспринимать крайне серьезно. При этом следует понять, являются ли они обоснованными или не имеют под собой каких-либо серьезных поводов для беспокойства. В любом случае, ребенок, который получает угрозы от взрослых незнакомых людей, нуждается в поддержке и защите, а в некоторых случаях и в психологической реабилитации.
Дома
К сожалению, нередко ребенок сталкивается и с психологическим насилием внутри семьи. В этом случае его степень определяется соответствующими государственными органами.
Так, если угрозы ребенку являются реальными и имеют под собой основания, то в целях защиты его жизни и здоровья органы опеки могут принять решение об изъятии несовершеннолетнего из семьи.
Порядок отобрания ребенка установлен статьей 77 Семейного кодекса РФ.
В школе
Насилие, конфликты и угрозы в школе являются довольно распространенным явлением. Как правило, конфликтные ситуации возникают между школьниками. Разрешением их должны заниматься школьные психологи, однако на практике в большинстве школ не ведется какой-либо психологической работы по урегулированию конфликтов и их профилактике.
Привлечь школьника за угрозы к ответственности практически невозможно в силу его возраста. Однако можно воздействовать на него путем обращения к администрации учебного заведения, а если данный метод не возымел действия, то в комиссию по делам несовершеннолетних.
Полезно также почитать: Пожизненное наказание
Угроза жизни ребенка
Например, родители оставляют своих малолетних детей одних в холодном неотапливаемом доме без еды, что может привести к обморожению и смерти. В этом случае на защиту должны встать органы опеки, в обязанности которых входит контролировать неблагополучные семьи и по сигналу окружающих людей или самих детей изъять несовершеннолетних из опасной среды и обеспечить их защиту.
Как правило, их отвозят в детское государственное учреждение или больницу.
О! какой простор для фантазии.
Я бы на месте того соседа — написала бы заявление в органы опеки — так сказать, встречное — и описала бы, что мать такого то несовершеннолетнего сама скандалила — и привлекла несовершеннолетнего ребенка к общему скандалу, где он наравне с соседями ругался, язвил, ухмылялся и подзуживал соседей к скандалу действиями — как то — плевал и вытирал обувь на чужом коврике, у чужой соседской двери.
Какие статьи грозят взрослому человеку за угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнему?
На какие статьи можно опираться при общении с «буйной» мамашей, когда она «зажимает» детей и угрожает им расправой. интересует статьи 1.
Особенности квалификации: взятка или мошенничество
Уголовная ответственность и порядок привлечения к ней
Действующее уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности за осуществление угроз. За данное деяние она предусмотрена ст. 119 Уголовного кодекса РФ.
Часть 1 ст. 119 УК РФ гласит, что уголовно наказуемым является высказывание о намерении совершить действие, направленное на причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Справка! Уголовная ответственность наступает только в том случае, если имеются обстоятельства, которые позволяют оценить действительность намерений.
Таким образом, на практике данная норма малоприменима. Это связано с тем, что крайне сложно доказать наличие реальных оснований осуществления данных намерений. Таким образом, предугадать исход дела в данном случае крайне сложно, поскольку многое зависит от его конкретных обстоятельств.
Объектом преступления выступает угроза жизни и здоровью потерпевшего.
Объективная сторона деяния заключается в обещании совершить действия, направленные на причинение крайне негативных последствий для здоровья потерпевшего или лишение его жизни. При этом важным обстоятельством для привлечения к ответственности является наличие действительных возможностей для совершения таких деяний.
Субъектом выступает лицо, которое достигло возраста 16 лет. Таким образом, нельзя квалифицировать в качестве уголовного деяния угрозы, высказанные школьниками, поскольку большинство из них младше указанного возраста.
Субъективной стороной преступления всегда выступает прямой умысел.
Ответственность за данное преступление предполагает лишение свободы на срок до двух лет. Однако на практике суды редко применяют наказание в виде заключения в колонии, назначая обязательные работы или арест.
Часть 2 ст. 119 обладает дополнительными квалифицирующими признаками. Так, установлено, что если угрозы поступают по причине неприязни к определенным социальным, религиозным или национальным группам, а также в отношении лиц, занятых выполнением служебных задач, то степень ответственности значительно выше. За совершение такого деяния предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.
Обвинение по ст. 119 УК РФ выдвигается в частном порядке. Таким образом, чтобы привлечь к ответственности, потерпевшему лицу следует осуществить одно из следующих действий:
- Обратиться в полицию. При наличии оснований того, что угроза в отношении лица может быть применена в действительности, представителю ребенка следует подать заявление в органы правопорядка с изложением сложившейся ситуации и фактов. В случае отказа в возбуждении уголовного дела следует обращаться с жалобой в вышестоящие инстанции.
- Обращение в суд. Представитель несовершеннолетнего может обратиться в суд с соответствующим заявлением. Однако следует понимать, что поскольку оно предполагает частное обвинение, вину угрожавшего придется доказывать самостоятельно. Это касается только тех случаев, когда потерпевшему известны данные лица, осуществляющего угрозы. Связано это с тем, что у суда нет полномочий на ведение розыскной деятельности.
Полезно также почитать: Принудительные работы
Как доказать наличие угроз или запугивания гражданина?
Статья 119 УК РФ предусматривает наказание, если факт угрозы официально доказан наличием свидетельских показаний или же зафиксирован при помощи других источников информации, в том числе электронных.
Как доказать факт запугивания — вот основная проблема, которая порой препятствует возможности наказания за совершенное преступление.
Среди осуществленных способов угроз, можно разделить возможности их доказательства на следующие:
- высказывание угрозы лично — можно приложить видеозапись или же пригласить свидетелей, которые могут подтвердить факт произнесения угрожающих слов;
- угрозы жизни посредством телефонной беседы — понадобится предоставить распечатку разговора, взятую из телефонной компании;
- распечатку бесед из социальных сетей, или же переданных к вам посредством электронной почты.
Важно!
К уликам, которые помогут установить ответственность за запугивание, можно приложить собственноручно написанную характеристику третьего лица или же свидетельские показания, которые помогут узнать истину.
Что следует понимать под угрозами жизни и здоровью?
Кроме понятия угроз жизни и здоровью ребенка, есть также и непосредственное содержание таких угроз. Оно может различаться в зависимости от того, о каком именно аспекте идет речь.
В случае, если родители или другие уполномоченные лица, которые отвечают за представление интересов ребенка, отказываются от оказания медицинских услуг надлежащего качества, считается, что такие действия несут угрозу жизни и здоровью ребенка медицинского характера.
Социальный и семейный аспект по своему содержанию сходны, так как оба предусматривают создание для детей условий, которые являются несовместимыми с жизнью для ребенка.
Одним из таких вариантов является оставление ребенка или нескольких детей в неотапливаемом помещении на длительное время или без еды и воды, что может оказаться причиной смерти детей. Реакция на такие действия должна быть предпринята органами опеки и попечительства.
Криминальный аспект – это создание угрозы для ребенка в ее реальном виде со стороны окружающих людей, в том числе если такие обстоятельства были созданы непредумышленно, и которые могут привести к гибели ребенка по различным причинам. Нередко такие угрозы могут быть сопряжены с другими преступлениями в отношении жизни ребенка, например, похищением, угрозами, которые были высказаны с помощью сетей интернет или по телефону.
Как поступить если муж угрожает и запугивает, тиранит детей
9.1. ; МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 декабря 2012 года N 1166
Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции к участковому обращайтесь; 3.
Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции (с изменениями на 8 сентября 2020 года), выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции (с изменениями на 8 сентября 2020 года), по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
- Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции (с изменениями на 8 сентября 2020 года) Далее – “административный участок”.
- Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции (с изменениями на 8 сентября 2020 года) Далее также – “граждане”, “лица”.
- 4. Направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:
4.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
4.2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
4.3. Выявление и раскрытие преступлений.
4.4. Производство по делам об административных правонарушениях.
Вам помог ответ?ДаНет
Ребенку 11 месяцев ночью плачет из за зубов Соседи угрожают написать заявления
2.1. Обратитесь сами к участковому. Объясните ситуацию и попросите провести беседу с соседями. Вам помог ответ?ДаНет
2.2. Пускай пишут. Вряд ли они смогут чего-то добиться. Может стены в доме без звукоизоляции или иные причины – нужно проводить проверку. По звукоизоляции её проводит Роспотребнадзор, по факту нарушения права на тишину полиция.
Кстати, сотрудники полиции в этой ситуации не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции”), соответственно в квартиру их можно не впускать.
Если каким-то образом полиция привлечёт Вас к ответственности, на первый раз предусмотрено наказание в виде предупреждения.
Вам помог ответ?ДаНет
Какими должны быть действия при угрозе?
Если вы стали жертвой угроз, то нужно знать, как правильно среагировать в такой ситуации:
- Не провоцируйте нападающего на развитие ситуации, старайтесь сгладить конфликт, особенно в случае угрозы убийством.
- Всегда ищите помощи у случайных прохожих или соседей – они не только оградят вас от угроз, но и выступят в качестве свидетелей.
- Сохраняйте все доказательства нападения, записывайте разговоры по телефону.
- Незамедлительно обратитесь в полицию, там вам помогут составить заявления и обеспечат необходимую защиту в случае серьезной опасности вашей жизни.
- Угрозы по отношению к жизни и здоровью ребенка.
К сожалению, часто конфликтные ситуации возникают внутри семьи. Особенно опасны случаи домашнего насилия по отношению к детям, физическое неравенство делает их крайне уязвимыми, неспособность действовать самостоятельно еще уменьшает шансы на благоприятный исход.
Необходимо знать, что насильственные действия по отношению к детям строго наказываются по статьям 68, 73 Семейного кодекса – лишение или ограничение родительских прав.
О том, какое наказание ждет преступника по статье УК РФ за угрозы насилия, запугивание и оскорбления, читайте далее.
«Я боюсь своего сына». Родители о том, как их дети стали неуправляемыми подростками, готовыми даже убить
Радио «Свабода» попыталось разобраться, почему обычные с виду дети превращаются не только в неуправляемых подростков, но и в настоящих монстров, готовых убивать родных и близких.
«Был такой хороший ребенок, а потом его как будто подменили», – говорит Людмила, чей несовершеннолетний сын отбывает длительное наказание в Бобруйской детской колонии.
В 15 лет парень жестоко избил своего друга, который стал калекой на всю жизнь. Во время следствия в разговоре с детским психологом сказал, что поступил так, потому что просто хотел так сделать. Избивать ему было приятно. Никакой жалости к пострадавшему нет. Раскаяния тоже.
Людмила – тот редкий случай, когда мать видит в поступке сына и свою с отцом вину. Говорит, что проявления жестокости у мальчика начали наблюдаться лет в 13-14. Тогда сын быстро вырос сантиметров на 20, физически окреп.
Однажды пришел домой пьяный. Родители стали воспитывать, кричать, а сын в ответ поднял на них руку и начал их избивать. В доме стоял крик, но соседи не вмешивались. Их квартира была не единственной, где скандалила семья.
Рассказывать кому-то об этом и других подобных случаях Людмиле с мужем было стыдно, обращаться в милицию – тем более. Идти с матерью к психологу подросток категорически отказывался.
Успокаивало то, что вспышки гнева у парня случались нечасто. Внешне он выглядел хорошим и вежливым, в школе учился хорошо. Если следователи после ареста подростка опрашивали соседей об обстоятельствах в семье, те все как один говорили: образцовые родители, много работают, сынок ухоженный, живут хорошо, в семье все есть – машина, дача…
«Мы с мужем в молодости жили бедно, – говорит Людмила. – Когда появился сын, поставили перед собой цель, чтобы тот никогда не знал, что такое нищета. Работали по 24 часа в сутки. Разумеется, уставали, нередко скандалили между собой из-за денег. В присутствии сына – а тот плакал и просил, чтобы мы остановились. Ему совсем другое было нужно».
«Я остаюсь одна с этим монстром»
Тюремные психологи, которые работают сейчас с осужденным подросткoм, называют его состояние психическим расстройством личности.
По отечественной клинической классификации это не болезнь, а болезненные изменения характера. Ключевые симптомы – неспособность раскаиваться, выполнять социальные нормы, склонность к обману.
Такие дети не поддаются «общим правилам», и у них свои понятия о том, что такое хорошо или плохо. Они могут жестоко избить другого человека (чаще всего ровесника или младшего) только потому, что тот отказал им в чем-то или сделал что-то такое, что им не нравится. Специалисты говорят, что таких детей в последнее время становится все больше.
Еще одна история, о которой на форуме радио «Свабода» в качестве отклика на публикацию о недавней трагедии в Слониме сообщила мать 16-летнего парня.
«В последнее время с сыном происходит то, что нормальные люди не воспринимают. Он ненавидит всю семью. Мы, домашние, для него твари, не достойные жить на земле.
Младшего брата с ним оставить нереально. Это заканчивается кровью. То нос разбит, то голова, то синяк. В 10-м классе его выгнали из школы за долгие прогулы. Пошел в училище – и оттуда выгнали через месяц.
О том, чтобы пойти работать, и слушать не хочет. Просто сидит дома. Спать ложится в 5 утра, просыпается в 5 вечера. Если не спит, то смотрит телевизор или сидит в интернете. Входить в его комнату категорически запрещено. У него своя отдельная посуда, которую он держит в комнате. Ест там же. Дверь запирает.
Ему буквально все обязаны – давать деньги, одевать по моде и вообще обеспечивать всем необходимым.
Более-менее тихо он ведет себя при отце, но того постоянно нет дома, работает много. Я остаюсь одна с этим монстром и боюсь даже представить, что будет, когда он вырастет. Понимаю, что надо что-то делать, но не знаю что. Чем дальше, тем хуже. Ведь он может избить нас вообще. При этом он не курит, не выпивает, не наркоман, и друзья у него все внешне нормальные ребята», – пишет женщина.
Ирина из города на юге Беларуси говорит, что тоже боится своего сына. Ее Саше нет и 14 лет. В таком возрасте даже за самые тяжкие правонарушения не бывает уголовной ответственности. Его не отдадут под суд, не направят в спецучилище для проблемных подростков, а тем более в детскую колонию. Он остается в семье.
«Я боюсь и за себя, и за дочь, – говорит Ирина. – Саша не раз угрожал нам, что убьет. Меня, например, бил ногой в живот. Крутил руки, пальцы.
Я переживаю, что в лучшем случае он попадет за решетку, а в худшем его однажды найдут убитым. В школу он почти не ходит, а если там появляется, то для того, чтобы в очередной раз кого-то обидеть.
Кто-то дал ему баллончик, он поджег его спичкой и сжег маленькому мальчику волосы. Он никак не реагирует на замечания. Только смеется.
Может забрать у нас деньги. Когда спрашиваю у него: “Зачем, у тебя же все есть?” – слышу ответ: “Мы с пацанами хотели что-то купить”. Возможно, это наркотики. Однажды он уже пришел домой утром, неизвестно где проведя ночь, в наркотическом состоянии, с расширенными зрачками. Вел себя очень странно – сам с собой разговаривал, сам себе смеялся. Я боюсь и за него, и за нас».
Как говорит Ирина, в своих многочисленных походах на комиссии по делам несовершеннолетних она слышала о самых разных случаях с «трудными подростками»: вот 14-летний подросток изнасиловал 11-летнего мальчика, вот группа девушек такого же возраста цинично и жестоко расправилась с бывшими подругами за то, что те «посмели» их обидеть. Избивали руками и ногами, плевали в лицо, заставляли есть землю, имитировать половые акты. А пытки животных – это для милиции уже вообще рутина.
В соседней России звучат предложения, чтобы снизить возраст судебной ответственности. Ирина ничего хорошего в этом не видит – в стране не создана система исправления и реабилитации детей, совершивших преступления.
«Даже если и снизить этот критерий и посадить всех малолетних правонарушителей за решетку, это не решит проблему. Такие дети только станут заложниками тюремной системы и не смогут уже никогда вернуться к нормальной жизни».
Такие подростки – в «наручниках» синдрома брошенного человека
Активистка одной из неправительственных чернобыльских инициатив на юге Германии Сюзанна Вильд недавно приезжала в Беларусь с группой тех, кто принимает у себя дома на каникулах белорусских детей.
По первому образованию Сюзанна социальный педагог. В Германии долго работала с трудными подростками. Теми, кто ведет себя агрессивно, делает что-то противозаконное, хулиганит, ворует, грабит. Не раз в рамках благотворительной чернобыльской программы принимала на каникулах не самых «легких» белорусских детей из загрязненных радиацией местностей.
«По сути, трудные подростки во всем мире очень похожи между собой психологически, – говорит Сюзанна. – Все они оказались в “наручниках” синдрома брошенного человека, живут в состоянии тревоги, постепенно становятся замкнутыми, подозрительными. Переживания отражаются на лице: чаще всего у них очень грустные глаза».
Понятие «синдром брошенного» впервые использовал К. Г. Юнг. Психологи и социальные педагоги из разных стран часто его вспоминают, когда речь идет о жестоких преступлениях, совершенных детьми и подростками.
Разумеется, не все дети из неблагополучных семей становятся преступниками, однако практически все несовершеннолетние, совершившие преступления, так или иначе имели проблемы в семье. Если исчезают отношения с близкими людьми, хотя физически они рядом, когда ребенок не слышит любви от тех, кого сам любит, то чувствует опустошение и боль утраты.
В отличие от Беларуси, в Германии существует ювенальная юстиция – сеть учреждений и организаций, которые совместно, на основе соответствующих законов и процессуальных норм работают с несовершеннолетними правонарушителями.
Воспитание таких детей курируется ведомством по делам молодежи Югендамт. Немецкие дети по закону имеют право на воспитание без насилия. Наносить им телесные повреждения, психические травмы, унижать человеческое достоинство запрещено.
Еще один принципиальный момент, на который реагирует Югендамт, – родители не должны оставлять ребенка надолго без присмотра, чтобы тот случайно не покалечился. Сигналы даже о малейшем нарушении этих норм, а тем более о скандалах в семьях поступают в Югендамт обычно от соседей.
Сюзанна Вильд говорит: чтобы выяснить, в каких обстоятельствах живет ребенок или подросток, ее коллеги общаются с учителями и одноклассниками, с родителями. Ведомство становится своего рода опекуном для ребенка.
Сюзанна Вильд: «Если Закон нарушает подросток до 14 лет, то он не может попасть за решетку. Тем не менее, если это проблемный подросток и его действия могут быть опасными для других, его могут направить в учреждение типа детского дома.
Это обычно маленькие здания, рассчитанные на небольшую группу детей. Кроме социальных педагогов, с такими детьми работают психологи и медики.
Поскольку дети чаще всего из неблагополучных семей, их учат тем элементарным жизненным вещам, которых они не узнали у себя дома.
Например, самим готовить для себя и группы семейный завтрак, вместе есть и обсуждать, например, результаты прошедшего дня или вещи, которые их волнуют».
В работе с такими подростками, которые часто имеют психологические травмы, используется «педагогика переживаний»: специалисты стараются поднять у подростка уровень эмпатии.
Как показывает практика, этому очень способствуют групповые походы в лес, выезды на природу на велосипедах. Несколько дней подростки живут в палатках, учатся обслуживать себя в условиях намного более сложных, чем в городе.
Кстати, подобные подходы также встречались и в программах немецкого отдыха чернобыльских детей, среди которых были девочки и мальчики из неблагополучных семей, воспитанники интернатов и детских домов. Многие из них впервые в жизни праздновали дни рождения за убранным самими же красивым столом, выезжали вместе со взрослыми на пикники на природу, делали на выходные походы на велосипедах и лодках.
По словам Вильд, все это повышает в глазах подростка собственную самооценку и самосознание – то, чего таким детям чаще всего не хватает: «Один из главных принципов немецкой социальной педагогики – ни один человек не должен быть утрачен».