Время чтения: 3 минут(ы)
-
- Должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС (по новому закону) является важнейшим для работы документом, ведь эта должность предполагает постоянный контакт с детьми, а значит, требует от работника большой ответственности.
- Чтобы сотрудник правильно понимал свои трудовые функции, подходить к составлению документа необходимо с особой внимательностью
Как составить: общие положения
В первом разделе должностной инструкции необходимо обозначить основные требования к кандидатам на должность и основные условия работы. Детально прописывать условия труда в данном документе не нужно, так как они уже указаны в трудовом договоре.
На должность классного руководителя назначают одного из школьных учителей по приказу директора школы. При этом произойти такое назначение может только с согласия сотрудника.
Непосредственным руководителем данного работника является вышестоящее должностное лицо — заместитель директора по воспитательной работе.
Список основных документов, знание которых необходимо для работы на данной должности, включает в себя:
- Конституцию РФ;
- инструкцию по охране труда;
- Конвенцию о правах ребенка;
- устав школы;
- действующую должностную инструкцию;
- приказы и распоряжения руководства.
Должностные обязанности: на что имеет право классный руководитель и его ответственность
Во второй части должностной инструкции следует указать должностные обязанности классного руководителя. Крайне важно прописать каждую из задач на данной должности, чтобы сотрудник четко знал свои трудовые функции и качественно их выполнял.
В основные обязанности работника входит:
- установление и поддержание контакта с семьями своих учеников;
- взаимодействие с учителями других предметов;
- проведение отдельных часов занятий дополнительного образования;
- учет и развитие дополнительной обучающей деятельности;
- индивидуальное общение с каждым из подопечных и взаимодействие со всем классом в целом;
- ведение необходимых документов: классного журнала, личных дел учащихся, дневников, планов работы, планов внеклассных уроков;
- выяснение причин и устранение конфликтов между учениками;
- выстраивание дружелюбных отношений с каждым учащимся;
- предоставление помощи в учебе каждому из своих подопечных;
- изучение динамики поведения и развития детей;
- определение перспектив развития класса в целом и каждого ученика в частности;
- планирование работы с учащимися на четверть, полугодие и год вперед;
- предоставление безопасных условий обучения своему классу;
- проведение профилактических бесед на темы: правила безопасности, правила дорожного движения, поведения в экстренных ситуациях;
- составление отчета о всех проведенных мероприятиях;
- создание мотивации к обучению и развитию индивидуальных качеств ребенка;
- ведение статистики успеваемости;
- соблюдение прав на свободу любого учащегося;
- создание условий для полноценного обучения;
- создание комфортных условий существования в стенах школы;
- пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, творческого и духовного развития;
- проведение спортивных мероприятий;
- объединение учащихся с помощью проведения соревнований, викторин, конкурсов;
- проведение профилактических бесед с родителями;
- способствование развитию коммуникационных навыков;
- изучение личностных характеристик каждого ученика;
- предоставление письменного отчета непосредственному руководителю в конце каждой учебной четверти;
- введение внутренней документации класса;
- работа в педагогическом совете;
- контроль посещения учениками занятий, общешкольных мероприятий, внешкольных мероприятий (выезд с классом);
- повышение квалификации;
- организация внутреннего дежурства среди детей;
- соблюдение этических норм.
Должностная инструкция классного руководителя имеет довольно большой список обязанностей. Это связано с тем, что на данном педагоге лежит ответственность за каждого своего ученика, а неисполнение трудовых функций может привести к несчастным случаям, прогулам и нарушению психологического здоровья учащихся.
Так как педагог несет ответственность за своих подопечных, он вправе обладать сведениями об их психологическом и физическом здоровье, образе жизни и семейной атмосфере. Также в права классного руководителя входит:
- поддержание контакта с родителями учеников;
- обращение в комиссию по делам несовершеннолетних;
- установление надбавки к окладу за сверхурочную работу;
- прохождение дополнительных образовательных систем по повышению квалификации;
- требование поддержки в работе с детьми со стороны вышестоящих должностных лиц.
В качестве отдельного раздела должностной инструкции прописывается ответственность сотрудника, в том числе за:
- жизнь и здоровье подопечных;
- исполнение должностных обязанностей;
- исполнение приказов и распоряжений директора.
Образцы документов для классного руководителя
Должностной инструкции
Скачать пример должностной инструкции классного руководителя вы можете здесь: https://yadi.sk/i/Yv5gk-J43TtR4z
Инструкции по охране труда
- Образец инструкции по охране труда в школе для классного руководителя располагается по следующему адресу: https://yadi.sk/i/NHEeEXLu3TtREa
- Таким образом, должностная инструкция особенно важна в сфере педагогики, так как корректно составленный документ значительно повышает качество работы преподавателя и понижает возможность возникновения ЧП в детском коллективе.
Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:
Какие должностные обязанности классного руководителя в школе
Обязанности классного руководителя:
- организовывать жизнь одного прикрепленного к нему класса учащихся;
- обеспечивать взаимодействие и разрешать спорные моменты между школьными педагогами, учениками и их родителями.
Для чего нужен классный руководитель
Классный руководитель является важным звеном российской образовательной системы. В начальной школе педагог фактически совмещает две роли, ведет обучающие занятия и выполняет функцию воспитателя и организатора для детей своего класса.
В среднем звене случается так, что он не проводит уроки в классе, который закреплен за ним, а занимается только организационными и режимными моментами.
Список того, что должен делать классный руководитель дополнительно к преподаванию своего предмета, достаточно обширен.
Руководством школы используется должностная инструкция классного руководителя 2021 года на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации №21 от 03.02.
2006 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».
В этом документе содержится полная информация, что входит в функциональные обязанности классного руководителя в 2021, цели и задачи, формы работы и критерии оценки деятельности.
Рабочие функции:
- обеспечивать связь между всеми участниками учебного процесса (педагогами школы, учениками и родителями);
- вести документацию (личные дела учеников);
- воспитывать учеников в соответствии с общественными нормами морали и нравственности;
- поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе;
- защищать социальные права учащихся;
- помогать разрешать учебные конфликты с педагогами-предметниками;
- способствовать объединению детей в классе, проводить совместные мероприятия, походы, выезды;
- организовывать разную деятельность в классе, которая помогает гармоничному развитию учеников;
- управлять режимными моментами (отсутствие ребенка в школе, заказ питания в столовой, информирование о прививках и прочее);
- предоставлять информацию о процессе обучения родителям.
Для успешной работы педагогу приходится изучать особенности характера каждого вверенного ему ребенка, вникать в первопричины разных поступков, поддерживать связь с родителями.
Некоторым учащимся требуется отдельное внимание, они растут в неблагополучных семьях или имеют психологические проблемы.
Тогда на плечи учителя ложится задача помочь адаптироваться ребенку в школьной среде, направить к психологу, наладить общение со сверстниками в классе.
Требования к педагогу
Назначенный учитель ведет воспитательную работу с детьми и подростками по системе, принятой в образовательном учреждении, и использует индивидуальный подход к каждому ученику, ориентированный на особенности личности.
Эта должность предполагает, что он имеет ряд навыков:
- умеет общаться с детьми, является для них образцом поведения и вызывает уважение;
- способен организовать воспитательное мероприятие: родительское собрание, час общения, беседу, поход в театр и т.д.;
- умеет работать с документацией: бумажными и электронным журналами, анкетами, тестами и прочими;
- активно выстраивает отношения с другими педагогами и управляющим персоналом школы в интересах своего класса.
Наиболее важны следующие обязанности классного руководителя по закону об образовании Российской Федерации:
- Получать информацию о физическом и психическом здоровье детей.
- Контролировать учебные успехи каждого ученика по предметам и сообщать о них родителям.
- Использовать актуальные воспитательные методы и приемы.
- Периодически повышать свою профессиональную квалификацию и участвовать в конкурсах мастерства.
В методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации закреплены права классного руководителя в начальной школе и среднем звене.
Они позволяют учителю поощрять учащихся за успехи и привлекать к дисциплинарной ответственности в случае необходимости, получать поддержку администрации учреждения в решении сложных проблем, вызывать родителей в школу, защищать свою честь и достоинство.
Должностные обязанности классного руководителя
Следует выяснить, каким документом определены основные обязанности классного руководителя, потому что должностная инструкция не является обязательным нормативным документом. Образовательное учреждение вправе разрабатывать его самостоятельно. Необходимые сведения о руководстве классом записывают в трудовой Договор учителя.
Информация, которую включает в себя должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС в 2021 году, делится на разделы:
- общие положения;
- должностные права и обязанности;
- ответственность.
В документе описываются цели и задачи, законы и нормативные акты, которые учитель обязан знать, порядок принятия на работу и место в педагогическом коллективе.
ВАЖНО! Одной из ключевых трудностей при выполнении обязанности классного руководителя в школе по ФГОС является то, что в должностной инструкции часто указывают формы отчетности, виды работы, но не регламентируют временные затраты на эту деятельность.
В результате учителя получают ненормированный рабочий график и прибавку за ведение классного руководства, которая не оправдывает фактическую нагрузку. Любые новые обязанности классного руководителя, которые не закреплены в трудовом договоре, увеличивают загруженность.
В этом случае учитель вправе требовать от руководства составить дополнительное соглашение к трудовому договору и получить дополнительную оплату.
Ответственность работника
Педагог обязан защищать права и интересы воспитанников, он отвечает за их жизнь, здоровье и развитие в стенах школы. Ситуации, когда нарушаются требования должностной инструкции, предполагают ответственность работника:
- за нарушение школьных правил, требований должностной инструкции; невыполнение законных распоряжений директора и устава школы — дисциплинарная ответственность;
- за грубость, унижение достоинства, психическое и физическое насилие в отношении учащихся — освобождение от должности;
- за неаккуратное ведение и обращение с документацией — взыскание в соответствии с уставными документами организации;
- за нанесение ущерба школе из-за ненадлежащего исполнения обязанностей — материальная ответственность по трудовому и гражданскому кодексу.
- 649
О классном руководстве. документация, права и обязанности классного руководителя
В июле 2020 года были внесены изменения в Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), часть которых затронула вопросы воспитания в образовательной организации. В частности, понятийный аппарат Закона расширяет и уточняет ряд определений ст. 2 Закона: «воспитание» и «образовательная программа».
Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
?
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Внесённые изменения вступили в силу 1 января 2021 года. Образовательные организации должны будут внести необходимые изменения в свои образовательные программы до 1 сентября 2021 года.
Всем хорошо известно, что огромная воспитательная работа ложится на плечи классного руководителя. С учётом всех нововведений в Закон, становится очевидным, что «нагрузка» станет ещё больше. Хотелось бы верить, что бюрократии станет ещё больше.
Каков взгляд Минпросвещения России на функционал классного руководителя? Рассмотрим в данной публикации.
В адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России направило методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08).
Методические рекомендации направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности.
Письмо достаточно объёмное, остановимся на ключевых моментах.
Правовые основы организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство
Отметим три ключевых момента:
-
- В целях организации деятельности, связанной с классным руководством, могут приниматься нормативные правовые акты на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию воспитательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами федерального уровня при учете организационных и экономических особенностей региональной системы образования. При этом необходимо учитывать особенности субъектов Российской Федерации, дополняя и конкретизируя воспитательные ориентиры региональными приоритетами, не вступающими в противоречие с федеральными документами.
- Органы местного самоуправления, используя свои полномочия в сфере образования, выполняя функции и полномочия учредителей муниципальных общеобразовательных организаций, вправе развивать образовательную среду (прежде всего, воспитательной направленности), налаживать сетевое взаимодействие муниципальных общеобразовательных организаций для реализации воспитательных мероприятий, обеспечивать межведомственное взаимодействие по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения на соответствующей территории, разрабатывать специальные меры поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, принимать меры материального и нематериального стимулирования эффективной работы педагогических работников по классному руководству.
3.
Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций включают комплекс документов, регламентирующих содержание и порядок организации воспитательного процесса в общеобразовательной организации, в том числе, в рамках классного руководства как отдельного вида деятельности, конкретизируют их с учетом контекстных условий работы, сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками, устанавливают меры стимулирования к осуществлению классного руководства.
Приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством
Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются.
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости.
- Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать.
- Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.
- Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны.
- Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
- В методических рекомендациях подробно рассматриваются условия успешного решения обозначенных задач являются.
- Документация классного руководителя
- Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации:
- классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);
- план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
В целях недопущения избыточной отчетности педагогических работников руководителям общеобразовательных организаций необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08–554 «О принятии мер по устранению избыточной отчетности».
Обеспечение академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство
Классными руководителями являются педагогические работники в общеобразовательной организации, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Законом.Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, с учетом локальных нормативных актов общеобразовательной организации имеет следующие права:
- самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
- вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;
- самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;
- использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
- получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;
- приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
- давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
- посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
- защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
- повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
В целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, предусмотренных частью 3 статьи 47 Закона, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к чести и достоинству педагогических работников, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:
- письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»;
- письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г. «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»;
- письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. № 08–415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».
В методических рекомендациях также рассмотрены следующие вопросы:
- оценка эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству;
- механизмы материального стимулировании педагогических работников к осуществлению классного руководства;
- механизмы нематериального стимулирования педагогических работников к осуществлению классного руководства.
Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения
Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового
договора с ______________________________________________________________
наименование должности лица, на которого составлена настоящая
должностная инструкция и в соответствии с положениями Трудового кодекса
Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании» и иных нормативных
актов.
1. Общие положения
1.1. Классный руководитель является работником общеобразовательного
учреждения __________________________________, осуществляет деятельность,
наименование, номер общеобразовательного учреждения
направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания
учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного
процесса.
1.2.
Классный руководитель назначается на должность и освобождается
от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа
лиц, имеющих высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми
не менее ____ лет, без предъявления требований к стажу работу в должности
классного руководителя, в том числе по представлению заведующего учебной
частью или заведующего по воспитательной работе, и непосредственно
подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска
и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности
могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и
работающего в данном классе;
1.3. Классный руководитель должен знать:
— основы общей психологии, педагогической психологии, общей
педагогики, физиологии детей и подростков;
— методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися,
социального психотренинга, современными методами индивидуальных и
групповых занятий в рамках класса;
— особенности воспитательной системы;
— условия работы и особенности проведения занятий в данном
общеобразовательном учреждении.
1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании»,
Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом
общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере
образования.
2. Функции
Основными направлениями деятельности классного руководителя
являются:
2.1. организация деятельности классного коллектива учащихся;
2.2.
организация учебной работы классного коллектива и отдельных
учащихся;
2.3. организация внеучебной жизни класса;
2.4. изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;
2.5.
социальная помощь и защита учащихся;
2.6. взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными
работниками.
3. Должностные обязанности классного руководителя
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. ведет журнал успеваемости учащихся;
3.2. ведет «личные дела» учащихся и следит за их оформлением;
3.3.
организует классный коллектив: распределяет поручения, работает
с активом класса, организует коллективное творчество, формирует
обязанности дежурных;
3.4. организует дежурство по классу, школе, столовой и другим
общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе
общеобразовательного учреждения;
3.5.
заботится о внешнем виде учащихся;
3.6. организует и формирует порядок питания учащихся в соответствии
с Уставом общеобразовательного учреждения;
3.7. формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует
его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т.д.);
3.8.
осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин
пропусков занятий без уважительных причин; совместно с социальным
педагогом посещает семьи «трудных» детей;
3.9. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями
по поводу успеваемости учащихся;
3.10.
создает условия для развития познавательных интересов,
расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах,
викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация
экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
3.11.
способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует
межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
3.12. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
3.13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную,
спортивную деятельность;
3.14.
проводит тематические классные часы периодичностью ______ раз
в месяц, собрания, беседы с учащимися.
3.15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя
внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей,
активно сотрудничая с социальным педагогом.
Выявляет и ведет учет детей
социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей;
3.16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-ых
классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися
дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
3.17. организует и проводит родительские собрания периодичностью
_______ раз в четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает
родителей к организации внеучебной деятельности.
4. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;
4.2. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых
учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время
урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение
урока);
4.
3. Изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых
учителями-предметниками;
4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за
поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке,
установленном организационными документами общеобразовательного
учреждения;
4.5.
Поощрять учащихся в порядке, установленном организационными
документами общеобразовательного учреждения;
4.6.
Участвовать в работе педагогического и методического советов
учебного заведения, вносить свои предложения по формированию
индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе;
4.7.
Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских
учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;
4.8. Самостоятельно выбирать приоритетные направления работы,
учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного
учреждения;
4.9. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
4.10. Участвовать в работе молодежных школьных объединений,
содействовать их функционированию.
5. Ответственность классного руководителя
Классный руководитель несет ответственность:
5.1.
за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной
причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах
общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора,
должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный
руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с
трудовым законодательством РФ;
5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и
хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет
ответственность, предусмотренную организационными документами
общеобразовательного учреждения;
5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического
или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель
может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым
законодательством РФ и Законом «Об образовании». Увольнение за такой
проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
5.4. виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель
несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым или гражданским законодательством РФ.
- Кадровое делопроизводство
Оцените публикацию
О статусе классного руководителя – рекомендации минпросвещения россии
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г.
N 448, педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах, независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.
С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – методические рекомендации).
Классный руководитель — кто он?
Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
Классное руководство понимается как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.
Примечание. Должность «классный руководитель» в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г.
№ 678, не значится, а в приказе Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г.
N 761н — отсутствует квалификационная характеристика по этой должности, и классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит.
Обязанности классного руководителя в школе, функции и права согласно должностной инструкции
Кто работал в школе не понаслышке знает, как много обязанностей выполняет классный руководитель. Чтобы осознать это нужно ознакомиться с его должностной инструкцией. «Первопроходцам» она поможет войти в курс дела, а кому поручили составить подобный документ – станет прекрасным образцом.
Должностная инструкция классного руководителя
dolzhnostnaya-instruktsiya-klassnogo-rukovoditelya-v-shkole
Скачать должностную инструкцию классного руководителя в школе
Кто такой классный руководитель?
Классный руководитель — не просто учитель, а своего рода наставник для своих подопечных. Во многом именно он влияет на становление личности, раскрытие творческого, интеллектуального потенциала учащихся.
Классный руководитель – это педагог, на которого возлагаются функции организатора жизни учеников, направленной на развитие взаимопонимания, укрепление и сохранение взаимоотношений внутри классного коллектива.
Кто составляет должностную инструкцию?
Поручить составить должностную инструкцию в школе могут любому сотруднику. Хотя официально эту функцию должен выполнять директор или замдиректора по воспитательной работе. Успешно справиться с задачей поможет прикрепленный к статье документ.
Что должен знать? Требования к классному руководителю
Чтобы передать подрастающему поколению свои знания и воспитать их порядочными людьми, классный руководитель должен сам быть человеком высокообразованным, мудрым, подавать пример для подражания.
Вот лишь небольшой перечень знаний, которыми он обязан знать:
- Основы общей и педагогической психологии, педагогики.
- Особенности системы воспитания детей.
- Методы и навыки социального психотренинга, коммуникации с учениками.
- Современные педагогические технологии продуктивного обучения.
Обязательным является и наличие ВПО либо СПО.
Кому подчиняется?
Непосредственным начальником для школьного классного руководителя является завуч по воспитательной работе.
Трудовые права
В сфере образования очень важно знать не только обязанности, но и свои трудовые права.
Классный руководитель имеет право:
- Защищать профессиональную честь и достоинство.
- Выбирать и применять на практике обучающие и воспитательные методики.
- Повышать свою квалификацию.
- Устанавливать обязательные распоряжения по организации занятий учеников, соблюдению дисциплины.
С полным списком прав можно ознакомится в должностной инструкции.
Что входит в должностные обязанности?
Работа классного руководителя невероятно интересна. Однако, не стоит забывать и об огромной ответственности, обязанностях, которые ложатся на его плечи.
На него возлагаются такие должностные обязанности:
- Проводить работу с учениками закрепленного за ним класса.
- Изучать личности, интересы и склонности всех учеников класса.
- Создавать благоприятный морально-психологический климат.
- Вносить корректировки в систему воспитания учеников.
И это лишь малая часть того, что должен исполнять классный руководитель.
Функциональные обязанности
Основная деятельность классного руководителя всегда направлена на:
- Формирование сплоченного коллектива в классе.
- Создание максимально благоприятного микроклимата для индивидуального развития и становления личности каждого ученика.
- Поддержка связи с учреждениями по вопросам, связанным с воспитанием и охраной детей.
Составление должностной инструкции – задача, требующая специальной подготовки. Опираясь на приложенный к статье документ, вы сможете написать ее, даже если делаете это впервые.