Должностная инструкция учителя начальных классов: основные права и обязанности педагога

Должностная инструкция учителя начальных классов – это локальный акт образовательного учреждения, который определяет права, обязанности и ответственность работника во время выполнения им трудовой функции. Инструкция дает юридическое право администрации учреждения предъявлять требования к учителю. Она действительна на протяжении всего периода работы до утверждения нового документа.

Оказываем юридическую помощь. Звоните ???? .

Профстандарт

В 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт» (статья 195.1 ТК РФ). Список требований, предъявляемых к квалификации учителя, на основании которых он получает право осуществлять профессиональную деятельность, называется профессиональным стандартом педагога.

Это наличие высшего или средне-профессионального образования. Отсутствие в биографии фактов, запрещающих педагогическую деятельность. Судимость (в т.ч. погашенную), недееспособность, определенные заболевания, решение суда, запрещающее заниматься педагогической деятельностью.

Должностная инструкция учителя должна быть приведена в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н. В ней должны содержаться:

  • наименование должности сотрудника;
  • перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
  • содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

Кто должен разрабатывать ДИ?

Кто будет разрабатывать документ, определяет руководитель образовательного учреждения. В состав разработчиков должны войти специалисты, знающие специфику работы и основы трудового законодательства.

Если при разработке будут допущены ошибки, связанные с нарушением законодательства РФ в области образования, инструкция будет признана недействительной.

Правила оформления

В большинстве школ трудовой Договор (соглашение) обязывает согласовать инструкцию с представительным органом работников. Затем издается приказ о ее утверждении, после чего документ вступает в законную силу.

Работник должен ознакомиться с должностной инструкцией под подпись.

Общие положения

Данный раздел включает в себя:

  • документы, которые использовались при разработке;
  • информацию о назначении педагога на работу и его снятии с работы;
  • порядок замещения сотрудника на период его отсутствия;
  • информацию о подчинении педагога администрации;
  • квалификационную и профессиональную подготовку;
  • нормативные документы, которые педагог использует в своей деятельности;
  • действующее законодательство РФ, локальные нормативные акты, приказы и распоряжения руководителя, непосредственно должностную инструкцию, другие документы.

Обязанности

Раздел включает в себя:

  • конкретное описание обязанностей в работе педагога;
  • сроки выполнения каждого вида работы.

Раздел необходим:

  • для обоснования несоответствия должности;
  • при необходимости увольнения сотрудника;
  • для передачи полномочий сотрудника на период его отпуска, болезни, командировки лицу, временно его замещающему;
  • для обоснования мер дисциплинарной ответственности, примененных к сотруднику.

Права

Педагогический работник пользуется всеми правами, предусмотренными:

  • Трудовым кодексом РФ.
  • Типовым положением об ОУ.
  • Уставом ОУ.
  • Коллективным договором.
  • Правилами внутреннего трудового распорядка.

Педагог может применить меры к обучающимся дисциплинарного воздействия и давать поручения, в соответствии с Уставом ОУ.

Ответственность

Трудовой Кодекс РФ предусматривает разные виды ответственности:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную.
  1. Работники подвергаются дисциплинарному взысканию в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей и документов, регламентирующих образовательную деятельность (статья 192 ТК РФ).
  2. Учитель может быть уволен по ст.336 ТК РФ за применение физического и психического насилия по отношению к обучающемуся.
  3. Педагог несет ответственность в соответствии с трудовым и гражданским законодательством РФ за причинение школе или обучающимся материального ущерба.

Должностная инструкция – локальный документ, регламентирующий деятельность учителей и администрации школы. Она не должна содержать нарушений законодательства в области образования РФ.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните ???? Должностная инструкция учителя начальных классов: основные права и обязанности педагога

Общая характеристика педагогической профессии. Функции, обязанности и права учителя начальных классов

ТЕМА 4.5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Общая характеристика педагогической профессии. Функции, обязанности и права учителя начальных классов.

2. Педагогическая деятельность, ее структура и содержание.

3. Профессиональные требования и личностные качества учителя начальных классов.

4. Развитие личности учителя начальных классов в системе педагогического образования, его профессиональное самообразование и самовоспитание.

Общая характеристика педагогической профессии. Функции, обязанности и права учителя начальных классов.

Профессия учителя является одной из (если не самой) древнейших. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.

Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию.

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Учительская профессия – особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого.

Особенность труда учителя состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом его является человек. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир.

Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность.

В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.

В чем же специфика педагогической деятельности? Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств.

Педагогический труд – это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик).

В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.

Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда – ребенок с неповторимостью индивидуальных качеств. Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.).

Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (например, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях.

Поэтому педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника.

Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника.

Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.).

С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Должностная инструкция учителя начальных классов: основные права и обязанности педагога

  • Таким образом, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.
  • Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
  • Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности:

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся.

Читайте также:  Куда следует обращаться за защитой персональных данных: когда это надо делать, как нужно оформлять жалобу в службу по надзору, когда письмо не стоит направлять?

Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д.

нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и, исходя из этого, определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу, прежде всего, для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

  1. Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.
  2. Учитель выполняет следующие обязанности:
  3. – Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  4. – Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
  5. – Проводит учебные занятия, опираясь на современные достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
  6. – Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, при необходимости разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события в современной общественной, политической и экономической жизни общества, а также достижения исторической науки.
  7. – Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования.

– Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

  • – Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
  • – Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся при условии принятия соответствующего локального акта).
  • – Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в школе.
  • – Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
  • – Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
  • – Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
  • – Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
  • – Заведует кабинетом начальных классов: принимает меры по обеспечению кабинета необходимым оборудованием и приборами, содержит кабинет в соответствии с СанПиН, принимает меры по обеспечению кабинета учебно-методической литературой, обеспечивает уход за имуществом кабинета, организует внеклассную работу по предмету, проводит инструктажи с обучающимися по безопасному поведению в кабинете при работе со специальным оборудованием, создает банк исследовательских работ обучающихся.
  • Права учителя начальных классов
  • Учитель имеет право в пределах своей компетенции:
  • – вносить заместителю директора по УВР предложения по формированию и изменению образовательных программ и их учебно-методическому обеспечению;
  • – участвовать в работе методических объединений, творческих групп (в том числе инициировать создание таких групп);
  • – запрашивать у заместителя директора, курирующего школьный ПМПк, документы медицинского, педагогического, психологического и социального характера на обучающихся и использовать их в работе с разрешения заместителя директора;
  • – участвовать в управлении школой в порядке, определенном локальными актами школы.

Должностная инструкция учителя — образец

Должностная инструкция учителя — документ, который определяет права, обязанности и требования, установленные для данной должности в конкретном образовательном учреждении. Разберемся, кто и как составляет этот документ и какими образцами при этом можно руководствоваться. 

Зачем нужна должностная инструкция учителя?

В отличие от трудового договора, обязательного составления инструкции законодательство не требует. Тем не менее наличие такого документа может оказаться крайне полезным.

  1. Должностная инструкция закрепляет квалификационные требования, установленные для должности учителя. В частности, в ней может быть закреплено требование о непременном наличии высшего или среднего образования по соответствующей специальности. Поскольку же инструкция составляется не для конкретного лица, а для должности, она действительна для всех, кто когда-либо станет эту должность занимать, что исключает споры о предвзятости отношения к кандидату, которого в школу учителем не взяли.Должностная инструкция учителя начальных классов: основные права и обязанности педагога
  2. Она четко очерчивает круг прав и обязанностей, которые имеются у специалиста на данной должности. Это полезно как для самого работника (он знает, чего от него могут потребовать), так и для его руководства (оно имеет возможность знать, за что конкретно можно спрашивать с лица, занимающего должность учителя).
  3. Должностная инструкция может содержать в себе конкретизацию правил, касающихся аттестации, премирования и дисциплинарного наказания учителей. Разумеется, все эти нормы можно устанавливать и локальными актами учреждения (например, приказами директора, уставом школы, правилами внутреннего распорядка и т. п.), однако ситуация, когда обе стороны — и работник, и работодатель — четко знают существующие «правила игры», намного удобнее для управления.
  4. Если новый учитель находится на испытательном сроке, требования должностной инструкции позволят объективно оценить, прошел он испытание или нет.
  5. Наконец, при наличии большого штата педагогических работников в школе инструкции для каждой должности позволяют оптимизировать их трудовые обязанности и подчиненность.

Обязательных требований к должностной инструкции Закон не предусматривает, однако при разработке документов такого рода крайне желательно руководствоваться ГОСТами, касающимися оформления документации. В частности, полезен будет ГОСТ Р 6.30-2003. Несмотря на то что он введен постановлением Госстандарта еще в 2003 году, его положения до сих пор актуальны.

Виды должностных инструкций для учителей

Для того чтобы подготовить должностную инструкцию учителя, вначале необходимо разобраться, кому адресуется этот документ. Ведь школьные учителя могут подразделяться на две категории в зависимости от преподаваемых предметов:

Читайте также:  Тариф на содержание общего имущества в многоквартирном доме в 2023 году: установление платы УК и включает ли он в себя уборку подъезда, лифта в МКД и текущий ремонт?

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Учителя начальных классов. В силу относительно малого возраста учеников от учителя там требуется знание возрастной психологии. При этом учитель начальных классов ведет обучение сразу по нескольким предметам.
  2. Учителя-предметники, на которых возложены обязанности по преподаванию лишь какого-то конкретного предмета. При этом преподавание ведется в нескольких классах.

Если же учитель является также классным руководителем и/или административным работником (завучем или директором школы), к нему помимо учительской должностной инструкции применяется инструкция административного работника и/или классного руководителя.

Требования к должностной инструкции учителя начальных классов

Ну а теперь поговорим о том, как именно составляются должностные инструкции для учителей. И начать наиболее логичным будет с учителя начальных классов.

Специфика этой должности состоит в том, что именно на учителя начальных классов возложена обязанность по первичной социализации ребенка в школе, а также по закладке основ, на которых строится преемственность начального и среднего образования.

При этом нужно отметить, что в некоторых школах практикуется дополнительное преподавание некоторых предметов (например, информатики или иностранного языка) начиная с первого класса. В том случае, если обязанности преподавания такого предмета возложены на учителя, ведущего начальные классы, этот факт должен быть отражен в его должностной инструкции.

Должностная инструкция учителя начальных классов обычно состоит из нескольких частей:

  1. Вводной, содержащей общие требования к учителю. Здесь указываются нормативные акты, которыми должен руководствоваться учитель, квалификационные требования к нему, а также порядок его назначения и увольнения.
  2. Перечня должностных обязанностей в соответствии с квалификационными требованиями.
  3. Описания прав, которыми по закону наделен учитель. Здесь при подготовке текста инструкции можно как полностью перечислить все конкретные права, которыми наделен педагогический работник по закону, так и ограничиться общим указанием на то, что учитель имеет право на меры дисциплинарного воздействия по отношению к ученикам, участие в работе педсовета школы в соответствии с Уставом, свободу выбора конкретных методов обучения в пределах, установленных нормативами, и т. п.
  4. Определения ответственности, возложенной на учителя. По закону учитель может отвечать как за надлежащее исполнение своих обязанностей, так и за сохранность имущества школы, учеников и коллектива работников учреждения, безопасность учащихся и т. д. Особо нужно отметить, что учитель несет ответственность по закону за применение недозволенных мер воздействия на учеников. В частности, категорически запрещены любые дисциплинарные меры, способные причинить вред физическому или психическому здоровью учащихся, унижающие достоинство и т. п.

Должностные обязанности, предусмотренные для учителя начальных классов, включают в себя помимо обучения:

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

  • воспитание детей с учетом их возрастных особенностей;
  • составление рабочих программ;
  • обеспечение подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС;
  • оценку результатов, достигнутых учениками;
  • контроль наличия у детей рабочих тетрадей, а также проверку учебных заданий, выполняемых в этих тетрадях;
  • организацию (при содействии школьного библиотекаря) внеклассного чтения для учащихся 1–4 классов.

Кроме того, как и на любого другого педагогического работника, на учителя начальных классов возлагается обязанность по обеспечению безопасности для детей в то время, пока они находятся на территории школы или участвуют в школьных мероприятиях.

Образец должностной инструкции для учителя начальных классов вы можете найти на нашем сайте.

Должностная инструкция учителя-предметника

Для учителя, занимающегося преподаванием какого-либо одного учебного предмета (как правило, речь идет о преподавании в 5–11 классах), должностная инструкция будет иметь ту же структуру, что и для учителя начальных классов. Разница состоит лишь в объеме основных должностных обязанностей, которые возлагаются на этого специалиста. К ним в первую очередь относятся:

  • преподавание предмета в соответствии с установленными требованиями;
  • выбор программ и методов преподавания, обеспечивающих наилучшее качество при усвоении учениками знаний;
  • планирование учебного процесса, составление рабочих программ и иной документации, требуемой от учителя;
  • обеспечение учащимся возможности подтвердить достигнутый уровень образования;
  • проведение контрольных работ и работ над ошибками, выявленными в ходе проведения контрольных;
  • проведение минимум 2 внеклассных мероприятий по своему предмету в течение каждого учебного года.

В зависимости от специфики школы и уровня обучения на учителя-предметника могут быть возложены и другие профессиональные обязанности.

При подготовке текста должностной инструкции следует исходить из следующих требований:

  1. Должностные обязанности должны быть физически выполнимыми. Зачастую руководители учреждений поддаются соблазну вписать в инструкцию для работника как можно больше пунктов, в результате чего учитель, пусть даже и имеющий нужную квалификацию, может просто не иметь ни времени, ни сил на то, чтобы выполнить требования инструкции полностью. Такое положение нельзя считать допустимым.
  2. Детализация обязанностей должна соответствовать их важности. В противном случае может сложиться ситуация, когда ознакомленный с инструкцией учитель все силы отдаст исполнению четко описанных обязанностей, оставляя без внимания те, которые сформулированы обобщенно.
  3. Если есть возможность, обязанности должны содержать указание на то, какие конкретно показатели должны быть достигнуты при исполнении обязанностей. Это позволит максимально четко определять, насколько хорошо учитель справляется со своей работой.
  4. Значимость каждой из должностных обязанностей четко определена (местом в порядке перечисления либо каким-то иным способом). Это позволяет руководству объективно контролировать профессиональную деятельность учителя.
  5. Инструкция должна побуждать педагога повышать уровень своей квалификации.
  6. Инструкции должны быть по возможности единообразными.

Ориентирами при разработке инструкций для учителей должны служить следующие нормы:

  • квалификационные требования к педагогическим работникам, утвержденные на федеральном уровне;
  • ФГОС;
  • положение, на основе которого действует школа;
  • устав школы;
  • нормативные акты федерального/регионального/местного уровня, касающиеся деятельности учителей.

Исполнение этих требований позволяет не только соблюдать нормы законодательства, но и лучше организовать деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения.

Где взять образец должностной инструкции учителя?

Для того чтобы разработать инструкцию для учителя, может потребоваться образец. Есть несколько способов его получить:

  1. В том случае, если образцы разрабатываются централизованно отделом образования, можно воспользоваться разработанными им вариантами.
  2. Достаточно часто инструкции выкладываются на официальных сайтах образовательных учреждений. В том случае, если тип учреждения совпадает, можно воспользоваться тем, что подготовили коллеги.
  3. Немало образцов можно найти на профессиональных сайтах, форумах и других ресурсах, созданных учителями или для учителей. Однако нужно при этом помнить, что в таком случае есть риск наткнуться на образец, основанный на устаревших нормах закона.

Разработка и применение должностных инструкций для учителей

Разработкой инструкций должна заниматься администрация школы.

Хотя на практике эти документы часто готовят в местных отделах образования, в итоге каждый конкретный документ все равно должен быть адаптирован под конкретное учреждение и утвержден приказом директора по школе.

После утверждения каждый учитель — как уже работающий, так и вновь принимаемый на работу — знакомится с содержанием соответствующей должностной инструкции под подпись.

Должностная инструкция учителя начальных классов, работающего по фгос второго поколения | муниципальное общеобразовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №1 п.карымское"

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Карымское»
  •                      СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ
  • Председатель профсоюзного комитета                                 Директор школы
Читайте также:  Соразмерность обеспечительных мер исковым требованиям

Долгополова  Т.Ю.                                            Романюк С.В.

«___» _________ 20___г.                                                «___» _________ 20___г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации от 26.

08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями на 31 мая 2011 года).

1.2.

Учитель начальных классов назначается и освобождается от должности директором школы из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Лицо, не имеющее специальной подготовки или стажа работы, но обладающее достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, может быть назначено на должность учителя начальных классов так же, как и лицо, имеющее специальную подготовку и стаж работы.

На период отсутствия учителя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директором школы. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

1.3. Учитель начальных классов подчиняется непосредственно директору школы, а также заместителям директора по профилю работы.

Обязанности учителя по закону "Об образовании"

Недавно на канале Молодой учитель вышла статья, в которой рассказывалось, на что имеет право учитель при осуществлении своей деятельности.

Сегодня мы расскажем про обязанности и ответственность педагогического работника.

Обязанности учителя

В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учитель обязан:

осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой

Комментарий

Итак, смотрим: учитель должен профессионально выполнять свою работу. Все ли мы делаем это? Позволяем ли себе расслабиться?

Педагог должен давать полный объем знаний по своему предмету и утвержденной программе. То есть при болезни или пропуске урока (учителем) должна быть сделана корректировка программы, а знания даны полностью.

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики

Комментарий

Вот здесь мы и видим нравственные и этические нормы, которым, к сожалению, следуют не все мои коллеги, чему не раз я была свидетелем. И мне кажется, ситуация с тем, как учитель красится на уроке, подходит под этот пункт.

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений

Комментарий

С этой обязанностью сложнее, ведь грань, когда мы можем как-то обидеть честь ученика, очень тонка. И учителей, которые не выполняют это требование, достаточно много.

Не буду говорить уже о том, что нужно уважать честь других участников — коллег, завуча, директора. И последним нужно уважать учителя. Что касается моего возраста и слов коллег: сказать при учениках громко «Сашенька, что ты такое говоришь», то есть назвать меня не по имени и отчеству, а лишь по имени, да еще и с пренебрежением — это бывает очень неприятно.

развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни

Здесь без комментариев. Зачастую учитель отводит урок, на этим заканчивается его работа с классом. Ни мотивации, ни каких-то интересных заданий. А потом мы удивляемся безынициативным ученикам, которые отказываются принимать участие в олимпиадах и конкурсах.

применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания

Не устаревшие методы и приемы, не те, которые удобны учителю, а которые дадут качественный результат.

учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями

Поэтому если у ребенка болит палец или он бледный сидит на уроке, учитель должен это увидеть, заметить.

систематически повышать свой профессиональный уровень проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании

Курсы повышения квалификации — это не выдумка администрации, а требование по закону. Поэтому прохождение курсов, аттестация работника — обязательное условие педагогической деятельности.

проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка

Рекомендация

Здесь я рекомендую при устройстве на работу попросить устав образовательной организации и внимательно изучить его, там вы найдете график посещения уроков администрацией, правила школы, некоторые нюансы.

Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные Услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Учитель не имеет право по закону заниматься репетиторством в школе, если нет договоренности с администрацией.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Достаточно важный пункт, так как мы воспитываем толерантную личность, поэтому должны быть толерантны. Осторожнее со словами, даже сказанными в шутку.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Давайте задумаемся, в полном ли объеме мы выполняем свои обязанности и несем ответственность ежедневно, находясь на работе? Если не в полном, то стоит об этом задуматься.

Надеюсь, что была полезной!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector